Философия эпохи возрождения: основные направления, имена, идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение философии эпохи Возрождения, изучение основных его представителей, направлений и идей. Для достижения данной цели были поставлены и решены задачи:
-дать основную характеристику эпохи Возрождения;
-изучить связь эпохи Возрождения с античностью;
-изучить основные направления, представителей и идеи эпохи Возрождения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………..3
Связь эпохи Возрождения с античностью…………………………..…...5
Основные направления эпохи Возрождения и их представители
Гуманистическое направление как один из этапов философии эпохи Возрождения……………………………………………………………………...9
Направление пантеизма как учения о Боге и природе…………………11
Философское учение натурфилософии…………………………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..14
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....16

Вложенные файлы: 1 файл

филоофия к.р..doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

Направление пантеизма как учения о Боге и природе

Пантеизм –  это философское учение, в котором  отождествляются Бог и природа. Предполагается, что нет природы вне Бога, но нет и Бога вне природы. Идеи пантеизма получили развитие в трудах Николая Кузанского, Джордано Бруно и т.д.

Николай Кузанский (1401 – 1464) – один из самых ярких представителей раннего Возрождения. Родился он в поселке Куза близ г. Тира (Германия) в семье зажиточного рыбака Кребса. Учился в Гейдельбергском и Падуанском университетах, затем служил в папских куриях, а с пятидесяти лет стал кардиналом и «легатом всей Германии». Но главнейшей и увлекательнейшей для него была жизнь духовная, дерзания мысли. В своем творчестве он соединял культурное наследие Средневековья и зарождавшуюся культуру Ренессанса. Его философские интересы сочетались с увлечениями математики и естествознания. Также в творчестве Кузанского были тесно связаны философские и теологические вопросы. Среди многочисленных произведений Кузанского самое первое и значительное «Об ученом незнании». Он написал также четыре диалога «Простец», в которых раскрывается мудрость человека из народа, и «Охоту за мудростью». Николай Кузанский выдвинул идею совпадения противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены.

Джордано  Бруно (1548 – 1600) – итальянский естествоиспытатель и философ. Родился Джордано Бруно в городе Нола в 1548 году в военной семье. В одиннадцатилетнем возрасте в биографии Джордано Бруно состоялся переезд в Неаполь. Мальчик занялся изучением логики и литературы. Спустя 4 года после этого Бруно пришел в монастырь Святого Доминика. Он стал монахом, сменил имя Филиппо, данное при рождении, на Джордано. Выразив сомнение в некоторых божественных принципах, Бруно навлек на себя подозрения. Затем, если рассматривать краткую биографию Джордано Бруно, произошел его побег. Вначале он остановился в Риме, а после отправился на север Италии.

В своем учении он объединял достижения наук Нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Он создал гениальное в своем роде пантеистическое мировоззрение, которое проповедовал с поэтической силой и воодушевлением. Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанция он остается вечным и неизменным5.

 

Философское учение натурфилсофии

Известным представителем натурфилософии эпохи Возрождения был Бернардино Телезио (1509 – 1588). Бернардино Телезио родился в 1509 г. в Козенце. В самом начале жизненного пути он получил хорошее гуманитарное образование. Его дядя, Антонио Телезио, литератор, стал его первым учителем. Бернардино сопровождал дядю в Милан, а затем в Рим, где в 1527 г. был захвачен в плен солдатами во время знаменитого "римского пленения" и освобожден лишь благодаря вмешательству одного своего соотечественника спустя два месяца после пленения. Он отправился в Падую, где еще сохранялась традиция дискуссий Аристотеля и где он изучал философию и естественные науки (в особенности медицину), и завершил университетское образование в 1535 г. После получения университетского диплома Телезио жил в разных городах Италии и в конце концов удалился в монастырь братьев-бенедиктинцев.

В его эпоху  усилилось стремление к более  достоверному познанию природы, которое  противостояло абстрактной умозрительности  схоластики. Результаты своих наблюдений и размышлений Телезио сформулировал  в своем главном труде – «О природе вещей в составе с ее собственными началами». Воссоздавая полную картину природы, Телезио исходил из ее качественно-органистической интерпретации, восходящей к античности6.

Телезио также  принадлежат некоторые антропологические  идеи. Человек в принципе – одно из природных звеньев, поэтому он и трактуется натуралистически. Жизненный дух присущ как животному, так и человеческому организму. Даже разумная душа в своих действиях, определяемых чувствами, связана с телом. Но в человеке существует еще более высокая душа – носительница его моральных совершенств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отличие от средневековой философии, философия эпохи Возрождения устремлена к человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.

Воскресает  интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения  тесно связана с естествознанием.

Ренессансная  философия противостояла схоластическому  знанию, но не в смысле того, что она  выработала иные онтологические основания  для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой  и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.

Период позднего Возрождения генетически связан с начавшейся впоследствии научной революции. Творчество Коперника, Бруно и других ученых перевернуло направления научных исследований не только в астрономии, но и во всей науке в целом7.

Философия Нового времени восприняла основные идеи эпохи  Возрождения и развила их. Она  имела антисхоластическую направленность и во многом носила нерелигиозный характер. В центре ее внимания были мир, человек и его отношение к миру.

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. – человек и лат. – центр) – ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

ГУМАНИЗМ (от лат. – человечность,) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения

НАТУРФИЛОСОФИЯ (от лат. – природа) – исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания

НЕОПЛАТАНИЗМ – идеалистическое направление античной философии III–VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений

ПАНТЕИЗМ – религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир

СЕНСУАЛИЗМ (от фр.+лат. – восприятие, чувство, ощущение) –направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия –  основная и главная форма достоверного познания.

СТОИЦИЗМ – философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира

ТЕОЦЕНТРИЗМ  (греч.–Бог, лат.–центр круга) – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

ЭПИКУРИЗМ – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2006.              С. 123 – 124.
  2. Балашов Л.Е. Философия. Учебник. М, 2006. С. 44 – 46.
  3. Гуревич П.С. Философия. Учебник. М., 2005.  С. 74 – 89.
  4. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учеб. пособие. М., 2003. С.  234 – 236.
  5. Философия. Учебник // Под ред. проф. М.Н. Росенко. М.: Гардарики, 2005. С. 65 – 67.

УЧЕБНИКИ  ТюмГУ

  1. Грядовой Д. И. История философии. Книга 2. Средние века. Возрождение. Новое время. Учебник. М., 2012. С. 94 – 95. URL: http://www.biblioclub.ru/115304_Istoriya_filosofii_Kniga_2_Srednie_veka_Vozrozhdenie_Novoe_vremya_Uchebnik.html
  2. Золкин А. Л. Философия. Учебник. М., 2012. С. 118 – 128. URL:

http://www.biblioclub.ru/119032_Filosofiya_Uchebnik.html

 

 

 

 

1 Гуревич П.С. Философия. Учебник. М., 2005.  С. 74.

2 Балашов Л.Е. Философия. Учебник. М, 2006.  С. 45.

3 Философия. Учебник // Под ред. проф. М.Н. Росенко. М.: Гардарики, 2005. С. 65 – 67.

4 Гуревич П.С. Философия. Учебник. М., 2005.  С. 85 – 86.

5Философия. Учебник // Под ред. проф. М.Н. Росенко. М.: Гардарики, 2005. С. 66.

6 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2006. С. 123.

7 Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учеб. пособие. М., 2003. С.  235.

 




Информация о работе Философия эпохи возрождения: основные направления, имена, идеи