Философия XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:49, реферат

Краткое описание

Прагматизм - философское течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США, однако в зоне его влияния оказались и такие страны, как Франция, Англия, Италия, Россия.
Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914). Основателем прагматизма ("прагматицизма") является Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914), американский философ, физик и математик. Он является автором многочисленных работ, которые по большей части остались незаконченными и неопубликованными при его жизни. Завершить удалось только один большой труд - "Великая логика".

Содержание

1. Прагматизм
2. Аналитическая философия
3. Феноменология
4. Экзистенциализм
5. Герменевтика
6. Постклассические формы философствования
7. Философия в России
филосо

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 20 века.docx

— 74.72 Кб (Скачать файл)

Н.О. Лосский. Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Наиболее фундаментальные труды  философа - "Обоснование интуитивизма" (1906), "Мир как органическое целое" (1917), "Основные вопросы гносеологии" (1919), "Свобода воли" (1927), "Условия  абсолютного добра" (1949) и др. Лосский  характеризовал собственное учение в гносеологическом плане как "интуитивизм", а в плане онтологическом - как "иерархический персонализм". Сама возможность интуитивного познания как "созерцания других сущностей  такими, какими они являются сами по себе" базируется на онтологических предпосылках: мир - это "некое органическое целое", человек (субъект, индивидуальное "я") - "сверхвременное и сверхпространственное  бытие", связанное с этим "органическим миром". Единство мира становится решающим условием и основой познания, получая  наименование "гносеологической координации".

Процесс познания определяется активностью  субъекта, его "интенциональной" (целевой) интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальная интуиция позволяет  субъекту воспринимать внепространственное  и вневременное "идеальное бытие", которое является организующим принципом "реального бытия" (во времени  и пространстве). В признании связи  двух родов бытия и соответственно существенной рациональности действительности Лосский усматривал принципиальное отличие собственного интуитивизма от иррационалистического интуитивизма А. Бергсона. В метафизике Лосского утверждается существование сверхрационального, "металогического" бытия, которое прямо связывается им с идеей Бога. Персонализм Лосского выражается в его учении о "субстанциальных деятелях", индивидуальных человеческих "я", которые не только познают, но и творят "все реальное бытие". Лосский готов признать "субстанциальных деятелей" единственной субстанцией, "сверхпространственной и сверхвременной сущностью", выходящей "за пределы различия между психическими и материальными процессами". Совместное творчество "деятелей" образует "единую систему космоса". Существует и "металогическое бытие", о котором свидетельствует "мистическая интуиция", живой религиозный опыт и философское умозрение, приходящее к идее "сверхкосмического принципа" бытия. Стремление к "абсолютной полноте" бытия определяет выбор личности, ее способ преодоления "онтологической пропасти между Богом и миром". Путь человека и всего тварного мира к Богу имеет абсолютную ценность. Этот принцип стал основой "онтологической теории ценностей" Лосского, его этической системы.

Л. Шестов. Лев Исаакович Шестов (1866-1938) наиболее яркий тип последовательного  иррационалиста, неустанного критика  рационализма с его универсальными истинами. Шестов предложил систему  ценностей, опирающуюся на экзистенциальный опыт. "Вера есть свобода", "свобода  приходит не от знания, а от веры". Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские  и богословские), Шестов противопоставляет  им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) и свободный путь веры. Разбирая и критикуя любые  претензии рационализма на универсальность, Шестов "освобождал место вере": только Бог может, не в мысли, а  в реальности, "исправить" историю, сделать бывшее не бывшим. То, что  абсурдно с точки зрения разума, возможно для Бога. "Для Бога нет  ничего невозможного - это самая  заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора, - а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной". Но вера предполагает выход за пределы всякой философии, даже и экзистенциальной. Для Шестова экзистенциальная вера - это "вера в Абсурд", в то, что невозможное возможно, и, самое главное, в то, что Бог желает этого невозможного.

Многие  из указанных выше мыслителей сформировали золотой фонд философской культуры России. Они же составили ядро философского сообщества в эмиграции, когда из советской России в 1922 г. изгнали группу отечественных деятелей науки и искусства.

 Русские философы-эмигранты, будучи обреченными на лишения, все же обладали свободой творчества. Труднее приходилось тем, кто остался в Советской России. Многие были отправлены в лагеря, часть из них погибла (Г.Г. Шпет, П.А. Флоренский). Своего рода связующим звеном между философией "Серебряного века" и современной философией оказался А.Ф. Лосев.

Алексей Федорович Лосев - выдающийся философ, ученый, исследователь и теоретик культуры, называемый иногда еще и "последним  русским метафизиком". Определенное влияние на Лосева оказали религиозно-философские  идеи В.С. Соловьева и П.А. Флоренского. В конце 1920-х годов был опубликован  цикл его философских книг: "Античный космос и современная наука"; "Философия  имени"; "Диалектика художественной формы"; "Музыка как предмет  логики"; "Диалектика числа у  Плотина"; "Критика платонизма у Аристотеля"; "Очерки античного  символизма и мифологии"; "Диалектика мифа". В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен на строительство  Беломорско-Балтийского канала. Новые  труды ученого увидели свет уже  в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная "История античной эстетики" - историко-философское  и культурологическое исследование духовной традиции античности.

Победа  Октябрьской революции 1917 г. привела к существенным переменам в политической и идеологической сфере (рис. 3.7.2). Советское правительство приступило к созданию нового строя, радикально меняя прежние учебные и научные организации, систему преподавания, издательской политики. Создается Социалистическая, затем Коммунистическая Академия, Институт красной профессуры, Институт Маркса-Энгельса, Институт философии Комакадемии, возникает "Общество воинствующих материалистов", "Общество материалистических друзей гегелевской диалектики", "Общество воинствующих материалистов-диалектиков" и т.п. Усилия философских специалистов направляются коммунистической партией на осмысление творческого наследия классиков марксизма. Развернувшая на "философском фронте" борьба против идеализма завершилась "окончательной и бесповоротной" победой материализма. Материалистическая философия провозглашается в качестве единственно верной системы, которой необходимо придерживаться при решении всех философских проблем. С 20-х годов возобладала идеологическая концепция, согласно которой на философов возлагалась задача по теоретическому обоснованию политической линии партии. Дальнейшее партийное строительство советского государства привело к тому, что от философии требовалось методологическое и мировоззренческое руководство всеми сферами науки и культуры. Философия снова приобрела статус "царицы наук" (гуманитарных и естественных), пребывая при этом в качестве "служанки партии".

 В результате "перестройки" в 90-е гг. прошлого века произошли существенные изменения не только в социально-экономической, политической жизни общества, но и в философии. Вместо марксистско-ленинской философии, навязанной в советское время в качестве "единственно верного" учения, установилась атмосфера свободы и многообразия философского творчества. Сообщество философов, осваивая интеллектуальное наследие своей страны, принимает активное участие в решении философских проблем совместно с зарубежными коллегами. Переводятся тексты классических философов Европы, США, Латинской Америки, создаются новые философские журналы, проводятся всероссийские и международные конгрессы и симпозиумы, формируются новые школы и направления. Отечественные философы принимают самое активное участие в решение всех проблем, возникающих в современном обществе в сфере науки, искусства, политики, экономики, техники.


Информация о работе Философия XX века