Философская антропология Эриха Фромма по работе «Бегство от свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Проблема данного исследования носит актуальный характер для настоящего времени, даже не смотря на то, что она была написана в 1939 году. Об актуальности моей работы свидетельствует учащенное исследование поднятых вопросов. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы " Философская антропология Эриха Фромма по работе «Бегство от свободы "" определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу об этой проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность истинной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к моей теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Биография Эриха Фромма……………………………………….10
1.2. Понятие философской антропологии…………………………...11
1.3. Эрих Фромм как философский антрополог…………………….12
1.4. «Бегство от свободы»…………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

в кучу (общий).docx

— 53.98 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

      1.1. Биография  Эриха Фромма……………………………………….10

      1.2. Понятие  философской антропологии…………………………...11

      1.3. Эрих  Фромм как философский антрополог…………………….12

      1.4. «Бегство от свободы»…………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена  теме «Философская антропология Эриха  Фромма по работе «Бегство от свободы»»

Проблема данного исследования носит актуальный характер для настоящего времени, даже не смотря на то, что она  была написана в 1939 году. Об актуальности моей работы свидетельствует учащенное  исследование поднятых вопросов. Высокая  значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы " Философская антропология Эриха Фромма по работе «Бегство от свободы "" определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу об этой проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность истинной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к моей теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

На Западе в некотором  смысле усилились все те  социальные и психологические проблемы, которые  вызывают у современного человека страх перед свободой, беспокойство и готовность превратиться в автомат. Господствующие тенденции в политическом развитии, продолжают создавать угрозы важнейшему достижению современной культуры  – уникальности и индивидуальности личности. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Теоретическое значение изучения проблемы  заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Начальной проблемой, которую  ставил автор перед написанием книги, было исследование психики современного человека. Однако, тенденции политического  развития того времени вынудили его  сконцентрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального  кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека.

Имя Эриха Фромма давно  уже стало знаковым. Он - выдающийся мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Популярность Фромма во всем мире и влияние его идей на современное сознание достаточно значительны. Он дал импульс развитию гуманистического мышления прошлого века. Его работы послужили основой социальной психологии. Значителен его вклад и в развитие современной этики и культурологии. Наконец, чрезвычайно продуктивные идеи получила от Фромма политическая философия наших дней. Его труды в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования. 1

Основой социального процесса является, по мнению Э. Фромма, индивидуум со своими желаниями и тревогами, страстями и убеждениями, склонностью к добру и злу. Для того чтобы понять динамику общественного развития необходимо  учитывать динамику психологических процессов, которые управляют индивидом, а для того, чтобы понять индивида, необходимо рассматривать его с учетом особенностей того общества, в котором он живет.

Причина того, что современный  человек не приобрел внутренней свободы  реализации личностного потенциала состоит в том, что свобода  принесла  независимость и наделила смыслом его существование, но в  то же время пробудила в нем  чувство бессилия и тревоги. Поскольку  одиночество, которое является логическим следствием подобной изоляции, невыносимо,  человек оказывается перед выбором: либо бежать от бремени свободы и  искать укрытия  под тенью новой зависимости, нового подчинения, которые приведут к новому рабству; либо соответствовать всем тем новым условиям, которые в дальнейшем приведут к реализации внутренней позитивной свободы, основанной на неповторимости каждой личности.  Внутри средневековой общности  (как и у нас в бывшем СССР) человек, несмотря ни на что, чувствовал себя уверенно и безопасно. После многолетней борьбы за выживание человек на Западе сумел окружить себя неслыханным изобилием материальных благ; создал общество, основанное на принципах демократии. В то же время он все еще охвачен некоторым беспокойством и подвержен соблазну в любой момент встать под знамена какого-нибудь диктатора, и тем самым, полностью потеряв свободу и превратившись в маленькую деталь огромной машины, стать не свободным человеком, а сытым и хорошо одетым роботом.

Вопросам исследования посвящено  масса работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит обобщенный характер, а в  многочисленных монографиях по предоставленной  тематике проанализированы более узкие  вопросы данной проблемы. Однако требуется  учет современных условий при  исследовании проблематики намеченной темы.

Исследователем в данной области является Павел Семёнович Гуревич - российский философ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор. В своей статье «Философская антропология Эриха Фромма»2  П. С. Гуревич писал, что «Эрих Фромм стал видным гуманистом столетия… Некоторые идеи Фромма носят характер провозвестия… Фроммовский психологизм специфичен и далеко не однозначен. Он ориентирован на познание интимного мира человека и одушевлен стремлением воссоздать на этой основе реальную модель социального индивида… Все философские проблемы Фромм не только формулирует в виде логических антиномий, но и превращает каждую из них в определенную человеческую ситуацию… В исследованиях Фромма человек оказывается богом и чудовищем, пророком и глупцом, героем и злодеем, воителем и беглецом, жизнелюбом и убийцей… В работах Фромма содержится множество идей, которые требуют аналитического переосмысления для развития марксистской философской антропологии»3

В другой статье П. С. Гуревича «Предисловие к 25-му изданию»4 говорится об анализе феномена человеческого беспокойства, вызванного распадом средневекового мира, в котором человек чувствовал себя безопасно и уверенно. «После столетней борьбы человек сумел создать неслыханное изобилие материальных благ; Современный человек все еще охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам – или потерять ее, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и одетый автомат.»5 Он проводит параллель, сравнивая причины вызывающие у человека страх перед свободой с 25-летней давности и делает вывод, что они значительно возросли и важнейшим событием было открытие атомной энергии и возможность ее применения в качестве орудия уничтожения. Вместе с ядерной революцией развивается революция кибернетическая и тут человека заменяет гигантские установки, компьютеры, вследствие этого человек становится не нужен – увеличивается опасность демографического взрыва. 
Таким образом, можно сказать, что за минувшие 25 лет, когда была написана 1-я книга, выросли гигантские силы, угрожающие выживанию человеческого ряда, и отсюда ценность и стремление к бегству от свободы. Но и произошли не менее важные события: исчезли диктатура Гитлера и Сталина.

В этой главе говорится  о том, что выросла важность осознания  индивидуальных и социальных реалий. Человек в большинстве случаев  еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человеку невыносимо, что он предоставлен собственным  силам, что он сам должен придать  смысл совей жизни, а не  получить ее от какой-нибудь высшей силы, поэтому  людям нужны идолы, мифы и легенды.

Блюма Вульфовна Зейгарник  в своей монографии «Теории личности в зарубежной психологии»6 пишет об Эрихе так: «Фромм допускает ложное положение. Он понимает научно-техническую революцию как некую нежелательную, враждебную силу, которая способствует отчуждению. Он не видит того, что научно-техническая революция в условиях социализма несет в себе возможности расцвета человеческих сил, что она является стимулом для человеческой активности. По Фромму, научно-техническая революция приводит только к пассивности и отчуждению… Фромм считает, что именно любовь к людям способствует гибели капитализма… Не общество формирует социальный характер, а, наоборот, что идеология и культура имеют свои корни в социальном характере. Фромм неизбежно приходит к ошибочному толкованию общественно-исторических явлений… В своем анализе он игнорировал общественно-экономические формации, разделение общества на классы… Понятие «социальный характер» у него не обусловлен конкретно-историческими условиями жизни человека. Общество определяет только адаптацию уже существующих человеческих потребностей… Отчуждение является не характеристикой буржуазного общества, а психологическим феноменом… Фромм подменяет социальные явления психологическими, т.е. становится на путь психологического редукционизма.»7

Валерий Моисеевич Лейбин - специалист в области психоанализа, доктор философских наук, в своих трудах «Психоанализ и философия неофрейдизма»8 пишет об Эрихе Фромме: « Фромм рассматривает человека как социальное существо, находящееся в постоянном контакте с природным и очеловеченным миром… Формирование концепций Фромма осуществлялось под влиянием идей как фрейдизма, так и различных философских школ. В его работах имеются ссылки и на мыслителей прошлого, включая Гераклита, Платона, Аристотеля, Фому Аквинского, Гоббса, Спинозу, Гольбаха, Паскаля, Канта, Гегеля, Ницше, Дильтея, Гуссерля, Дьюи, Джемса, буддийских философов, и на современных теоретиков буржуазной философии антропологического типа: Хайдеггера, Сартра, Камю, Тиллиха, Нибура и других... Свобода человека трактуется Фроммом как сложный двусторонний процесс, имеющий негативную «свободу от» и позитивную «свободу для». Он полагает, что развитие человечества идет по пути увеличения «свободы от», но чем значительнее становится степень этой свободы, тем в большей зависимости от нее оказывается человек... Отчуждение становится более чувствительным и всеобъемлющим фактором человеческого существования, в результате чего современный человек «утрачивает свою самость»… Фромм анализирует широкую панораму тотального «синдрома отчуждения»… Все его рассуждения сводятся к тому, что сущность человека представляет противоречие, «внутренне присущее человеческому существованию», противоречие между бытием человека в природе, бытием «брошенного в мир не по своей воле» и тем, что человек выходит за пределы природы благодаря «способности осознания себя, других, прошлого и настоящего»… В своих рассуждениях Фромм в значительной мере оказывается сопричастным как к экзистенциалистской, так и к философско-антропологической интерпретациям сущности и существования человека.»9

Источниками информации для написания работы по теме «Философская антропология Эриха Фромма» послужили:

1) Биография Степанова  С. С.10 Он пишет о том, что труды Эриха Фромма посвящены философским, эстетическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования.

2) В статье Павла Семёновича Гуревича говорится, что Фромм «стал видным гуманистом столетия»11, его психологизм специфичен и ориентирован на познание интимного мира человека и одушевлен стремлением воссоздать на этой основе реальную модель социального индивида.

3) В другой статье Павла  Семёновича Гуревича «Предисловие к 25-му изданию»12 говорится об анализе феномена человеческого беспокойства, вызванного распадом средневекового мира, в котором человек чувствовал себя безопасно и уверенно.

4) Блюма Вульфовна Зейгарник в своей монографии «Теории личности в зарубежной психологии»13 пишет об Эрихе, что он допускает ложное положение и что Фромм понимает научно-техническую революцию как некую нежелательную, враждебную силу, которая способствует отчуждению.

5) Валерий Моисеевич Лейбин  в своих трудах «Психоанализ и философия неофрейдизма»14 пишет об Эрихе Фромме так: Фромм рассматривает человека как социальное существо, находящееся в постоянном контакте с природным и очеловеченным миром.

6) Карлос Вальверде дает определение философской антропологии: существительное антропология происходит от греческих слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает рассуждение, или трактат, о человеке. Прилагательное философская указывает на тот способ изучения человека, в котором делается попытка объяснить посредством рационального мышления самую сущность человека15

7) Егорова И.В. пишет «В немногочисленных отечественных публикациях, посвященных американскому философу Эриху Фромму, неизменно подчеркивается антропологизм как определяющая черта его теоретических размышлений и исканий. Отмечая разносторонность и разнообразие идей, выдвигаемых Фроммом, многие исследователи склонны видеть в этом мыслителе не социолога и не культуролога, а оригинального социального психолога, который пытается выявить наиболее сложные и значимые механизмы человеческой психики».16

 

Объектом исследования послужили философско-антропологические идеи Э. Фромма.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

 
          Целью исследования является изучение данной темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

 
          В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решения следующие задачи:

  • изучить биографию Эриха Фромма;
  • определить понятие философской антропологии;
  • рассмотреть Эриха Фрома как философского антрополога;
  • проанализировать работу Фромма «Бегство от свободы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Биография Эриха  Фромма

 

Долгое время имя Эриха  Фромма было известно лишь узкому кругу  советских читателей. Между тем  Э. Фромм - видный мыслитель XX столетия.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в городе Франкфурте-на-Майне в  семье ортодоксальных иудеев. Его  предки были раввинами. Культурная среда, в которой он рос и воспитывался, была патриархально-докапиталистической. Первую мировую войну Фромм встретил в возрасте 14 лет. Размышления по поводу того, какие силы движут человеком  во время войны, какие соображения  заставляют человека жертвовать собой  ради того, от чего он так далек, привели  молодого человека к изучению психологии, социологии и философии.

Информация о работе Философская антропология Эриха Фромма по работе «Бегство от свободы