Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:05, реферат
Проблема данного исследования носит актуальный характер для настоящего времени, даже не смотря на то, что она была написана в 1939 году. Об актуальности моей работы свидетельствует учащенное исследование поднятых вопросов. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы " Философская антропология Эриха Фромма по работе «Бегство от свободы "" определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу об этой проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность истинной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к моей теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Биография Эриха Фромма……………………………………….10
1.2. Понятие философской антропологии…………………………...11
1.3. Эрих Фромм как философский антрополог…………………….12
1.4. «Бегство от свободы»…………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….21
Но власть может быть разной. Допустим, власть профессора над учеником не одно и то же, что власть хозяина над рабом. Раб никогда не сможет возвыситься до уровня хозяина, и поэтому он ищет какие-то оправдания своему положению - приписывает господину сверхкачества, и маскирует за обожанием ненависть и беспомощность. Ученик же при прилежных занятиях может приблизиться к уровню профессора.
Есть еще один аспект, который следует отметить при осмыслении понятия власти. Это анонимная власть, против которой практически невозможно бороться. Она не имеет источника, но, как ни странно, наиболее эффективна. Влияние на психику человека настолько велико, что возникает такой феномен, как псевдомышление - насаждение человеку чужеродных мыслей, желаний и чувств, причем он с полной уверенностью принимает их за свои. Именно поэтому главной ценностью мыслей является оригинальность. Мысли и переживания, родившиеся именно в голове индивида, представляют основу свободы наравне со спонтанными, художественными действиями.
Но большинство людей по своей природе инертны, им проще найти себе "волшебного помощника", который бы стал тем, кто исполнит все желания индивида. Исследованию этой проблемы посвящено слишком мало трудов, но, возможно, со временем этот пробел заполнится.
Психология нацизма, о которой мыслитель подробно рассказывает в 6 главе, является одной из наиболее противоречивых и загадочных тем, когда-либо рассматриваемых им в своих работах.
Эрих Фромм выбрал изучение нацистского режима Гитлера, так как сам Гитлер является одним из наиболее ярких фашистских лидеров, и на примере Германии можно рассмотреть отношения индивидов и власти. Почему общество германии так быстро отказалось от собственной свободы в пользу власти тирана? Философ раскрывает эту проблему сразу в нескольких аспектах. Инфляция, пошатнувшая не только материальное, но и психологическое благополучие, желание средних классов "ухватить свой кусок от пирога", ненависть масс к слабой власти - все это стало предпосылками для появления Гитлера на политической сцене. Гитлер был каноническим представителем "авторитарной личности". Ему нравилось властвовать, но при этом он зависел от своих подчиненных, прививал им то же наслаждение от власти, отдавая на растерзание еврейские общины и прочих, по его мнению, "низкосортных" людей. При этом он стремится рационализировать свои садистские наклонности.
"Он сам и немецкий народ всегда невинны, а их враги – "звери и садисты». Значительная часть этой пропаганды состоит из преднамеренной, сознательной лжи, но отчасти ей присуща та же «искренность», какая характерна для параноидных обвинений. Эти обвинения всегда имеют функцию защиты от разоблачения собственного садизма; обвинителя; они строятся по формуле: это у тебя? садистские намерения, значит, я не виноват. У Гитлера этот защитный механизм иррационален до крайности, поскольку он обвиняет своих противников в том же самом, что откровенно признает своей собственной целью. Так, он обвиняет евреев, коммунистов и французов в тех же самых вещах, которые провозглашает законнейшими целями собственных действий, и едва дает себе труд прикрыть это противоречие хоть какой-то рационализацией"23.
Но при том в личности Гитлера лежало еще и мазохистское начало. Высшие силы, перед которыми он склоняется, – это Бог, Судьба, Необходимость, История и Природа. В действительности все эти слова означают для него одно и то же: символ подавляющей силы.
Подводя итоги исследования авторитарных режимов, следует сказать, что функцию авторитарной идеологии и практики можно сравнить с функцией невротических симптомов. Эти симптомы происходят из невыносимых психологических условий и в то же время предлагают какое-то решение, делающее жизнь терпимой. Но они не дают решения, ведущего к счастью и развитию личности. Они не изменяют условий, приводящих к невротическому решению.
Но помимо свободы у человека существует еще одна метафизическая потребность – счастье. Они тесно взаимосвязаны, ведь только в состоянии действительной свободы человек может испытывать истинное счастье. Спонтанные действия оригинальные чувства, оригинальное мышление – вот ключ к достижению счастья, что и подтверждает философ на страницах своей книги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение трудов Эриха Фромма - очень интересный и увлекательный процесс. Его тезисы понятны и проиллюстрированны актуальными примерами, что весьма ценно как для опытного исследователя, как и для человека, который заинтересовался философскими проблемами совсем недавно.
Книга "Бегство от свободы", первый тираж которой был выпущен более полувека назад, и сейчас не теряет своей актуальности. Свобода - один из краеугольных камней развития человечества. Не смотря на то, что слово "свобода" произносил каждый из нас, мы не совсем понимаем, что же оно означает. В труде Эриха Фромма дается более четкое определение понятий "свобода", "индивидуальность", "творчество". Благодаря исчерпывающим объяснениям становится понятно, что же является бегством от свободы, и почему бегство - не благо.
Философ, исследовавший проблему
поведения индивида вне рамок, устоявшихся
благодаря своеобразному
При этом следует помнить, что есть свобода, которая ведет к ощущению одиночества, изолированности индивида, а есть свобода спонтанных действий, зачастую присутствующая у детей. Следует четко понимать, что благо, а что - нет.
Поразительно, но Эрих Фромм
в своей книге “Бегство от свободы”
пытается выделить черты, которые должны
быть характерны для рациональной экономической
системы, поставленной на службу народа.
Пропуская экономическую
Жизнь Эриха Фромма была полна тягот, но, не смотря на это, он продолжал свои научные изыскания, до самой старости оставаясь в здравом уме, что означало ведение полноценной творческой деятельности.
Антропологичность исследований
Фромма подчеркивали многие философы.
И действительно, мыслитель сделал
большой вклад в социальную антропологию,
что позволило философской
В своей работе я пришла к выводу, что работа Эриха Фромма «Бегство от свободы» ориентирована на обычного человека и способствует пониманию себя. Потенциал, который заложен в человеке, играет огромную роль на его дальнейшую судьбу, и очень важно научиться им управлять. Мысли, представленные в книге, являются своеобразным маяком на жизненном пути индивида, той базой, которую должна иметь в виду каждая личность, независимо от социума, в котором он находится. Глубокий психологический анализ, проведенный в труде выдающегося мыслителя, позволил продвинуться вперед психологической и философской науке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма. — М., 2002. — 164 с.
2. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во Моск. ун-та, 2001
3. Карлос Вальверде Философская антропология (пер. с испан. Вдовиной Г.) – М.: АМАТЕКА, 2006 г. 412 стр.
4. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 2001
5. Современная философия [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://www.philosophyday.ru/
6. Степанов С.С. Биография [Электронный
ресурс] / Степанов С. С. – Режим доступа: http://fromm.hpsy.ru/
7. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 2009. – 288 с.
8. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. (Вступительная статья Гуревича П. С.) // Философские науки. – 2009.
1 Степанов С.С. Биография [Электронный
ресурс] / Степанов С. С. – Режим доступа: http://fromm.hpsy.ru/
2 Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. (Вступительная статья Гуревича П. С.) // Философские науки. – 2009. - №8. – с.85-95. - №9. – с.97-112
3 Там же
4 Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 2009. – 288 с.
5 Там же
6 Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во Моск. ун-та, 2001
7 Там же
8 Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 2001
9 Там же
10 Степанов С.С. Биография [Электронный
ресурс] / Степанов С. С. – Режим доступа: http://fromm.hpsy.ru/
11 Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. (Вступительная статья Гуревича П. С.) // Философские науки. – 2009. - №8. – с.85-95. - №9. – с.97-112
12 Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 2009. – 288 с.
13 Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во Моск. ун-та, 2001
14 Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 2001
15 Карлос Вальверде Философская антропология (пер. с испан. Вдовиной Г.) – М.: АМАТЕКА, 2006 г. 412 стр.
16 Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма. — М., 2002. — 164 с.
17 Современная философия [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://www.philosophyday.ru/
18 Карлос Вальверде Философская антропология (пер. с испан. Вдовиной Г.) – М.: АМАТЕКА, 2006 г. 412 стр.
19 Антропология — это область научного познания, в рамках которой изучаются главные проблемы существования человека в природной и искусственной средах. На основе разграничения полей исследования, антропология подразделяется на: философскую, религиозную, культурную, биологическую, социальную, историческую и др.
20 Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма. — М., 2002. — 164 с.
21 Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 2009. – 288 с.
22 Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 2009. – 288 с.
23 Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 2009. – 288 с.
Информация о работе Философская антропология Эриха Фромма по работе «Бегство от свободы