Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 17:03, контрольная работа
Феномен понимания и правильного истолкования понятого является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научнообразованных судьи или священника.
Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет «набрасывание смысла». Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, делается предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но этот первый смысл проясняется, в свою очередь, лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл.
Разработка правильных, отвечающих фактам набросков, которые в качестве таковых являются предвосхищениями смысла и которые еще только должны быть заверены «самими фактами», - в этом постоянная задача понимания. Понимание обретает свои подлинные возможности лишь тогда, когда его предварительные мнения не являются случайными. Потому истолкователь должен не просто подходить к тексту со всеми уже имеющимися у него готовыми предмнениями, а, напротив, подвергать их проверке их проверке с точки зрения их оправданности, т.е. с точки зрения происхождения и значимости.
Важное место в концепции Гадамера занимают понятия «ситуации» и «горизонта». Понятие ситуации характеризуется тем, что мы пребываем в ней, мы всегда преднаходим себя в какой-либо ситуации, высветление которой является задачей, не знающей завершения. Любое конечное настоящее имеет границы. Понятие ситуации определяется как раз тем, что она представляет собой точку зрения, ограничивающую возможности этого зрения. Это значит, что в понятие ситуации существенным образом входит понятие «горизонта». Горизонт – поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. В применении к мыслящему сознанию можно говорить об узости горизонта, о возможности расширения горизонта, об открытии новых горизонтов и т.д. Разработка герменевтической ситуации означает «обретение правильного горизонта вопрошания для тех вопросов, которые ставит пред ними историческое предание».
Герменевтика Гадамера включает в себя проблему вопроса и ответа. То, что переданный нам текст становится предметом истолкования, означает, что этот текст задает интерпретатору вопрос. Поэтому истолкование всегда содержит в себе существенную связь с вопросом, заданным интерпретатору.
Понять текст – значит
понять этот вопрос. Происходит это
путем обретения
Гадамер рассматривает понимание
как универсальный способ человеческого
бытия. Человек сталкивается с необходимостью
понимать себя, понимать другого, понимать
происходящие события, понимать историю,
понимать искусство и т.д. Бытие
человека с этой точки зрения можно
назвать пониманием. Таким образом,
герменевтика Г. Гадамера становится онтологией,
наукой о бытии. При этом необходимо
отметить, что методологические функции
герменевтики Г. Гадамер не отрицает.
Герменевтика как методология гуманитарных
наук должна быть, с его точки
зрения, дополнена герменевтикой-
Предшествующее творчеству
Гадамера развитие герменевтики показало,
что успех в деле понимания
возможен тогда, когда отношения
между субъектами понимания строятся
на основе и по правилам диалога
и общения. Самой большой трудностью,
с которой столкнулись
Гадамер, опираясь в своих
воззрениях на Хайдеггера, предлагает
рассматривать герменевтику не в
качестве учения о методе и механизмах
понимания, а как учение о бытии,
как онтологию. Сначала Гадамер,
не отрицая сложившихся
Позиция Гадамера в герменевтике
состоит в онтологическом прочтении
субъекта познания. Это означает, во-первых,
что в отличие от разработки методов
и методик понимания текстов
в герменевтике как таковой, Гадамер
стремится (и это ему удалось)
преодолеть односторонне гносеологическую
ориентацию, включив в проблематику
герменевтики вопросы мироощущения,
смысла жизни, - идеи, почерпнутые Гадамером
из фундаментальной онтологии
Как логическое следствие, во-вторых,
Гадамер рассматривает
Гадамер как ученик Хайдеггера
осуществляет онтологическое прочтение
предшествующих герменевтиков от Ф.Шлейермахера
до В.Дильтея и М.Шелера, а как
филолог интересуется проблемой
разработки методов и методик
процедуры понимания, что не мешает
ему проводить собственную
Идея рассмотрения предшественников в качестве фундамента для построения собственной теории не принадлежит Гадамеру; еще Гегель имел такую особенность. Гадамер редактирует Гегеля, к объективности которого он стремится, и в процессе толкования текста создает "Третий путь". Особенно наглядно такая позиция проявилась в процессе истолкования Гадамером своего учителя Хайдеггера. А как у любой самостоятельной позиции, здесь есть свои положительные и свои отрицательные аспекты.
Со временем Гадамер все
активнее выступает против толкования
герменевтики как метода,- технического
инструмента интерпретации
Как становление собственно философской герменевтики, воплощающей полемику с указанными интерпретациями герменевтики, написана работа "Истина и метод", в которой Гадамер изложил основные черты своей мировоззренчески ориентированной - философской - герменевтики.
Гадамер оставляет за каждым
интерпретатором не только способность,
но необходимость личностного
Цель понимания, по Гадамеру,
состоит не в должной интерпретации
текста, не в реконструкции идей
и мнений интерпретируемого, но в
активизации собственных
Интерпретация текста становится
продуктивной, творческой стороной герменевтического
опыта. Акцентируя внимание на онтологическом
прочтении проблемы понимания, Гадамер
означает понимание как состояние,
в котором открывается
Понимание способствует совершенствованию
отношений с миром и другими
людьми, но не этот аспект является главным
для Гадамера. Понимание в таком
ракурсе является лишь инструментом,
поэтому жизнь, основанная на инструментальности
понимания является псевдо-жизнью,
суррогатом. Такое понимание есть
не что иное, как механизм вписывания
человека в социокультурные условия
своего существования. Существование
же не тождественно бытию,- и здесь
Гадамер выступает как
Понимание, по Гадамеру, это
не акт мыслительного анализа, а
повод к размышлению над
В работах современного французского
философа П. Рикера (1913) органично сочетается
интерес к герменевтике, структурализму,
психоанализу и другим философским
течениям. Рассматривая понимание и
интерпретацию как способы