Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:16, контрольная работа
Философскую деятельность Платона можно разделить на три периода, которые с хронологической точки зрения можно классифицировать как ученичество, путешествия и преподавание. Философия Платона изменялась с течением времени и ее нельзя рассматривать как полную и совершенно законченную систему произведений, планомерно подчиненных дидактической цели.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Биография Платона……………………………………
Глава 2. Философия Платона. Элементы учения……………
Глава 3. Академия Платона……………………………………
Глава 4. Педагогическая деятельность Платона…………….
Заключение…………………………………………………….
Литература
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Биография Платона…………………………………
Глава 2. Философия Платона. Элементы учения……………
Глава 3. Академия Платона……………………………………
Глава 4. Педагогическая деятельность Платона…………….
Заключение……………………………………………………
Литература….……………………………………………
Введение
В истории
мировой культуры Платон – великое
явление. Он жил в древнегреческом
обществе, но как деятель – философ,
ученый, писатель принадлежит всему человечеству.
Платон – один из учителей человечества.
Учителем его делает не только то, что
в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях
Афин школу, названную потом Академией,
и просуществовавшую несколько веков.
Учение, излагавшееся самим Платоном в
его книгах, а впоследствии его преемниками
в Академии, было полно заблуждений. Основные
точки зрения этого учения не только фантастичны,
на наш современный взгляд, но в прямом
смысле слова превратны, глубоко ошибочны.
И все же Платон – один из учителей человечества.
Не будь его книг, мы не только хуже понимали
бы, кем были древние греки, что они дали
миру, – мы хуже понимали бы самих себя,
хуже понимали бы, что такое философия,
наука, искусство, поэзия, вдохновение,
что такое человек, в чем трудности его
исканий и свершений, в чем их завлекающая
сила. Платоном был создан и разработан
один из двух основных, главных типов философского
мировоззрения. Платон – создатель философского
идеализма. Идеальное в философии – это
всё то, что не воспринимается нашими органами
чувств и не имеет физических качеств.
Здесь может возникнуть вопрос: если идеальное
является не воспринимаемым вообще, то
откуда же тогда мы о нем можем что-либо
знать? Дело в том, что помимо органов чувств
у нас есть еще одно орудие познания –
разум, и недоступное для чувств вполне
может быть доступным для разума: то, что
нельзя увидеть, потрогать, услышать и
т.д., можно воспринять мыслью, усмотреть
умом. Говорят, однажды греческий философ
Антисфен, критикуя платоновскую теорию
идей (по которой любая земная вещь, будь
то цветок, камень, лошадь и что угодно
еще, – всего лишь отражение или тень какой-либо
идеи высшего и невидимого, но реально
существующего мира), сказал ее создателю:
«Я видел многих лошадей, Платон, но я никогда
не видел идеи лошади, о которой ты говоришь,
будто бы она существует». На это Платон
ответил ему так: «Что же, Антисфен, выходит,
у тебя есть глаза, чтобы увидеть конкретную
лошадь, но у тебя нет разума, с помощью
которого ты мог бы увидеть идею лошади».
Философы идеальное также называют бестелесным,
нефизическим, сверхчувственным, умопостигаемым.
Глава 1. Биография Платона
Платон родился в Афинах в 428 или 427 г.до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие. Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона. Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона. Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это. Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.
Глава 2. Философия Платона. Элементы учения
Основная часть философии
Глава 3. Академия Платона
Свое
имя школа Платона получила оттого,
что занятия проходили в залах
гимнасия в окрестностях Афин, называемого
Академией (по имени греческого героя
Академа). Вблизи этого гимнасия Платон
приобрел небольшой участок земли, где
могли собираться и жить члены его школы.
Доступ в школу был открыт для всех. При обучении
в Академии Платон соединил учение Сократа
и учение пифагорейцев, с которым познакомился
во время своего первого путешествия в
Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический
метод, иронию, интерес к этическим проблемам;
от Пифагора — унаследовал идеал совместной
жизни философов и идею образования при
помощи символов, основанного на математике,
а также возможность применения этой науки
к познанию природы.
Глава 4. Педагогическая деятельность Платона.
Основной
задачей педагогической деятельности
Платона было формирование гармонично
развитого человека — через каждодневные
усилия и философский образ жизни.
Платон так описывает этот образ
жизни: нужно возлюбить добродетель
больше удовольствий, отказаться от чувственных
наслаждений, соблюдать, в частности,
умеренность в пище, каждодневно
жить так, чтобы иметь над собой
как можно большую власть. В Академии практиковались и духовные
упражнения, к ним можно отнести подготовку
ко сну, о которой Платон говорит, когда
заводит речь о неосознанных желаниях,
о страшных и диких побуждениях к насилию,
что таятся в каждом человеке. Чтобы не
иметь подобных сновидений, нужно вечером,
отходя ко сну, всякий раз готовить себя,
пробуждая разумное начало души с помощью
внутренней речи и рассуждений о возвышенных
предметах и предаваясь размышлениям.
Спать Платон советовал немного: А кто
из нас больше всего заботится о разумности
жизни, тот пусть по возможности дольше
бодрствует, соблюдая при этом то, что
полезно его здоровью. Если это войдет
в привычку, то сон людей будет недолог. Другое
упражнение заключается в том, чтобы в
несчастьях сохранять спокойствие и не
возмущаться; для этого следует призывать
на помощь максимы, способные изменить
нашу внутреннюю настроенность. Так, мы
должны объяснять себе, что хорошая и плохая
сторона этих несчастий нам неизвестны,
что роптание ни к чему не приведет, что
из человеческих дел ни одно не заслуживает
особо серьезного к нему отношения и надо,
словно при игре в кости, принимать вещи,
как они есть, и поступать сообразно тому,
что выпало нам на долю. Таким образом,
духовные упражнения, практикуемые учениками
Академии, представляли собой телесную
и духовную аскезу: преодоление страстей
ради очищения ума и развития познавательных
способностей. С Академией связывается
подлинное рождение математики. Геометрия
и другие математические науки имели первостепенное
значение в обучении. Но они составляли
только первый этап в формировании будущего
философа. Они выполняли и своего рода
этическую функцию, так как позволяли
очистить ум от чувственных представлений.