Философская идея мудрости и развитие человеческого общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

В следующей моей цели я поставлю следующие задачи:
вывить основные черты каждого подхода;
проанализировать основные различия между ними;
Для развития общества в целом, для преодоления глобальных проблем,для развития человека как личности очень необходимы ценностно-духовные ориентиры.Их источником может послужить философия, с её многовековой мудростью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Философская идея мудрости………………………………………………4
2 Философская идея развития общества…………………………………….9
2.1 Общие положения развития общества ………....……………………9
2.2 Качественные отличия подходов……………….…………………...10
Выводы………………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая 1.docx

— 41.16 Кб (Скачать файл)

Предметы, вещи и явления движутся к своей подлинности,истинности и предназначению, обладая как бы мудростью внутри ,себяопределяющей их направленное концентрированное и даже в какой-то мере заранее заданное движение. В процессе же своего движения в познании вначале возникает: мудрость житейская, которая затем уступает место мудрости рассудка и прагматичности,в свою очередь она замещается мудростью науки,мудростью истины. Мудрость нельзя исчерпать, как и любовь к ней, можно лишь изменить границы и глубину ее восприятия    человеком    или    сообществом    людей    окружающего , мира что и происходит сегодня очередной раз в философии.        

Мудрость охватывает всю целостность и единство познания и реальности еще даже не существующих предметов. И нет для мудрости никакой разницы между картиной познания необходимости предметов,движущихся к своей 

действительности, и  той, которая  затем  станет  самой  этой  действительностью.Их единство определяет мудрость, содержащаяся в познании предмета, охватывающем его движение к действительности, ставшем действительным предмете. 

Особенность  философского  подхода  к  внешнему  предмету-исключение  в  его  познании гипертрофии отдельных его ,сторон есть гармония и

пропорциональность составляющих его сторон   и   элементов. Всякий   другой  (нефилософский) подход ведет    не к истине, а к    его гипертрофированной (искаженной) видимости.      Мудростью завершается структура общества,социума,   духовности и 

одновременно   культуры.  Выше   ее   ничего   нет.Познавая   сущность   процессов, происходящих   в   окружающем   мире,философствующая   мудрость   в   состоянии обеспечить гармонию человека, общества и природы, в которой они проявляют себя слагаемыми мироздания. Философия есть способ

нескончаемого вечного приближения человека и общества через природу к таким целостностям мироздания, как Галактика, Вселенная, Универсум.

Выводы:

1. Мудрость есть постижение сущности предметов и вещей окружающего мира в их непрестанном движении и развитии.Познание сущности позволяет человеку предвидеть эволюцию предметов и воздействовать на , низменных форму и свойства, приспосабливая к своим потребностям. Существует наука, призванная постигать мудрость – философия, которая должна стать не только наукой мудрости, но и самой мудростью.

2. Исходя  из  мудрости ,  сама  философия  не  является  набором  различных философских представлений или различных точек зрения история демонстрирует, «во-первых,  что кажущиеся   различными   философские   учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития; во-вторых, что особые принципы, каждый их которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвления одного и того же целого». С одной стороны, философия есть наука с определенным предметом, поскольку имеет дело с целостностью других наук. Но, с другой стороны, философия имеет право быть не наукой. Такое свойство вытекает из ее сущности–выражать человеческую мудрость: качество, на которое не претендует никакая другая наука.

3. Связь философии с  мудростью вытекает не только  логически , но и исторически. То есть у человечества как бы имеется еще один вид знания, который очень высоко ценился в древности , но не в чести в современном обществе , называемый мудростью. Философы античности относили себя,в отличие от софистов, к любителям мудрости. А философия существовала одновременно в качестве мудрости и любомудрия , подобно тому, как, например, существует любительский и профессиональный спорт.

4. В процессе своего  движения в философии возникают  как бы три потока мудрости: мудрость истины; мудрость рассудка  и прагматичности; мудрость житейская. В таком построении мы имеем  дело с иерархией мудрости,которую нельзя исчерпать (ибо она неисчерпаема, как и окружающий нас мир), как и любовь к ней (любомудрие). Можно лишь изменить границы и глубину ее восприятия человеком или сообществом людей окружающего мира.Но это только начало большого пути философии, становящейся согласно Плутарху факелом, питающимся новыми знаниями, освещающим за счет них самые укромные и потаенные уголки не только человеческой жизни, но и окружающего мира.

Мудрость истины   олицетворяет   собой   научную   философию,являющуюся организующей функцией    человеческого    разума    в    обеспечении    познания    и использовании  его  результатов  для  практической  деятельности. Это  в  основном теоретическая функция,  координирующая    ход    человеческого    познания, его методологию и логику, связь между отдельными отраслями познания в виде отдельных наук. Мудрость рассудка и прагматичности, одной стороны, предшествует мудрости научно-теоретической, участвуя в познании и выражая аналитичность, сравнимость различных потоков знания.С другой стороны, она следует за научно-теоретической деятельностью и обеспечивает человеческую практику в выработке определенных правил поведения или деятельности.

 

2 Философская идея развития  человеческого общества

 

2.1 Общие положения развития  общества

 

При изучении механизмов развития общества существенны два основных подхода, подчеркивающих противоположные аспекты, основанные на анализе проявлений конфликтов и солидарности. Первый подход основывается на понимании столкновения интересов, второй – на понимании общих ценностей и задач развития (в частности, марксова теория послужила фундаментом развития конфликтных теорий).

 При объяснении многообразия  типов общества и причин перехода  от одного типа к другому  существенны следующие подходы:

1. формационный (линейно-формационный) подход, который определяет формационную  концепцию развития общества;

2. социально-эволюционный  подход, который определяет ряд  социально-эволюционных концепций:

    а) концепции социального эволюционизма,

        - веберовская концепция капитализма,

    б)  концепция технологического детерминизма,

        -  концепция эволюционного развития,

    в) концепции (западные теории) общественного развития (общественного выбора) XX в.;

3. цивилизационный подход:

     а) плюрально-циклическое понимание развития общества;

     б) антиисторицизм;

     в) цивилизационная концепция развития обществ;

4. диалектический подход, который определяет

    а) диалектическую концепцию развития общества;

    б) Х и Y матриц развития общества концепцию.

 При различных толкованиях смысла экономики обществ (как совокупности технических и интеллектуальных средств определенного уровня развития или как системы производственных отношений определяются различные группы обществ: социально-технические и социально-экономические. Социально-эволюционный и цивилизационный подходы определяют рассмотрение социально-технических обществ, а формационный и диалектический подходы – социально-экономических обществ (см. несколько позже «Общества социально-экономические и социально-технические»).

 В Новейшей философии  историческое развитие человеческой  цивилизации комплексно изучается  в исторической триаде познания: современная политическая экономия  – социальная философия Новейшей  философии – всеобщая история. (Изучение экономического (производительного) развития общества осуществляется  в триаде социальная философия  Новейшей философии, экономическая  философия Новейшей философии  и современная политическая экономия.)

 

 

2.2 Качественные отличия  подходов

 

Формационное (линейно-стадийное или унитарно-стадийное) понимание развития общества (А. Фергюсон, А. Смит, К. Маркс) подразумевает его постоянную прогрессивную трансформацию от низших к более высшим типам общества, соответствующую закономерностям общественного развития и изменениям производственных отношений  в обществе. Этот подход частично объясняет феномены и развитие общества внутренними противоречиями жизни общества и экономическими процессами, но не объясняет крах социалистического государства и имеет противоречие коммунизма, как последней стадии развития обществ.

    Социально-эволюционное  понимание развития общества  определяет его как смену социально-экономических  систем, главным образом, традиционного  общества и современного общества (Вебер, Парсонс и др.) или доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл и др.), но скрывает негативы капитализма.

    Цивилизационное понимание является наиболее общим, не подразумевает рассмотрение или занижает роль конкретных социально-экономических процессов. Плюрально-циклическое понимание (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) определяет, что общество развивается и погибает, а на его смену приход новое. Антиисторицизм (К. Поппер, фон Хайек) отрицает развитие общества, как целого, и закономерности развития, а история представляется как просто последовательность событий.

    Диалектическое (глобально-стадийное) понимание развития обществ (философия  Гегеля и Новейшая философия) базируется на понимании производственных  отношений, как основы развития  общества, но определяет не линейное  развитие общества, а перемещение  центра всемирно-исторического развития.

Необходимо отметить, что представления о традиционном и современном обществе (концепции социального эволюционизма и веберовская концепция капитализма) или о доиндустриальном, индустриальном и постидустриальном обществах (концепция технологического детерминизма и концепция эволюционного развития) есть буржуазные представления (или капиталистические представления), нацеленные на обоснование капитализма, как высшего типа развития общества, и преимущественности капитализма, иногда его вечности и т.п.

 Их антиподом являются  представления исторического материализма  о развитии общества, как о  последовательной смене общественных  формаций (формационная концепция  развития общества), до глупости  утрированные в советском историческом  материализме.

 И те и другие  представления и их увещевания опровергнуты ходом истории: капитализм несет бесправность, бедность и нищету большинству населения планеты, относительное благополучие населению наиболее развитых стран (за счет населения других стран), но его бесправность и очевидную бедность перед малым числом богатых людей в этих странах, а представления исторического материализма даже и не предполагали крах социалистической страны.

Наиболее адекватными и соответствующими ходу истории являются представления современной политической экономии, основанные на диалектическом понимании противоречий развития общества, выявившие нелинейность развития общества и не рассматриваемый ранее тип обществ – индустриально-социальное общество, которое рассматривается в диалектическом позиционировании общественных формаций с позиций производительных сил (индустрии), производственных отношений (собственность и распределение в обществе), общественно-социальных процессов и законов развития обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

В этой работе я кратко изложила основные понятие мудрости в философии. Предоставила различные понятия ,которые давались мудрости на протяжении всей истории. Сделала аналитический выводы о  мудрости.

Во второй части работы я изложила основные теории, идей развития общества, с точки зрения философий. Сделала краткое описание каждого подхода, выделила их основные черты. Также я вывила сравнительным анализом различия между каждой теорией.

 

Список литературы:

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Дашков и К», 2007.

3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2004.

4.   Кухар В.В. Философия мудрости.- Севастополь: ТНУ,2012.

 

 

 


Информация о работе Философская идея мудрости и развитие человеческого общества