Философская мысль Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:40, лекция

Краткое описание

Во второй половине 9 века складывается древнерусская государственность.
Первыми и наиболее сильными восточнославянскими княжествами были:
Полоцкое (9-13 века), но с 980 года подчиняется киевскому князю

Вложенные файлы: 1 файл

материалы к лекции-Философская мысль Беларуси.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

      В последней трети 18 века высказываются идеи, касающиеся природы человека. Его извечных прав, стремления к счастью. Человек становится мерой всех вещей. Одной из основных черт философии этого периода было отрицание провиденциализма в развитии общества и человека. В 80-е годы, в период обострения политического кризиса и раздела Речь Посполитой, усиливаются демократические тенденции и течения просветительского движения. Набирает силу антикрепостническая мысль. Проявляется революционно-демократическое просветительство, поддерживающее идеи Французской революции. Возникают утопические коммунистические идеи. Философская мысль в этот период  направлена против идеализма и агностицизма. Она стремиться опереться на сенсуализм и опытное естествознание.

          Представителем раннего Просвещения 60-70 годов в Белоруссии являлся Казимир Нарбут. Он пропагандировал идеи новой философии, призывал не прикрываться учеными авторитетами прошлого, а опираться на опыт и наблюдения. Философ стремился к ограничению веры, чтобы дать место научному знанию. Философы, признающие принцип свободы философской мысли, оставляют рассмотрение религиозных вопросов теологии, а сами они занимаются исключительно естественными явлениями и необходимым исследованием причин и следствий этих явлений.

Признавая наличие в  природе причинно-следственных связей, Казимир считал, что беспричинных явлений не бывает, все что существует, происходит и быть может — все это должно иметь причину. Неправильное толкование последовательной связи Нарбут объяснял результатом невежества и суеверия людей.

Оценивая значение философии, он отмечал, что с ее помощью можно  определить то, что скрыто от непосредственного  наблюдения человека. Поэтому он отводил  философии важную роль в развитии науки, раскрытии тайн природы. Философ критически относился к теории врожденных идей. Вещи познаются не через самих себя, а благодаря познанию их свойств, которыми они отличаются друг от друга.

     Четвертый период: После трех разделов Речи Посполитой Беларусь становится частью Российской империи. В философской мысли и социально- политической практике преобладают уже национально-освободительные темы. В конце 18 - начале 19 века в Беларуси было широко распространено учение физиократов. Родина учения физиократов - Франция. Оно представляло собой философское обоснование необходимости проведения в обществе экономических, политических и культурных реформ, поэтому обрело много сторонников в Литве и Беларуси, где наиболее видными представителями этого учения были И. Хрептович и И. Стройновский. Тайные студенческие общества Виленского университета (филоматов, филаретов, «променистых» и др.) ставят своей целью восстановить Речь Посполитую, преобразовать общество и человека на основе разума и образования (Я. Чечот, Ф. Зан, А. Мицкевич). Возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и языку. Результат оказался неожиданным: ряд исследователей постепенно приходят к выводу, что Западная Русь (Беларусь) - это не Польша и не Россия, она имеет свою особую историю, культуру, язык (М. Коялович). Во второй половине 19 века заявляет о себе белорусская национальная литература.

      

         В центре воззрений И. Хрептовича — человек со своими потребностями, интересами, правами и обязанностями. Основываясь на теории естественного права, он утверждал, что в обществе всё должно следовать естественному порядку, содержанием которого является соблюдение основных прав членов общества и выполнение ими своих обязанностей. Для поддержания в обществе порядка люди заключают договор. И Хрептович - сторонник античной традиции в вопросе распределения социально-профессиональных обязанностей в обществе. Как и Платон, он считает, что каждый гражданин должен в обществе выполнять лишь те функции, которые естественно присущи ему, не стараясь проникнуть в сферы, для него закрытые и запретные. Как и Ж.-Ж. Руссо, ученый придает важное значение институту частной собственности как условию свободы в государстве. Если человек не имеет собственности, свободы и личной безопасности, утверждает философ, он не гражданин государства, а его изгой. Только человек, имеющий право на свободу, безопасность и собственность, в состоянии пользоваться благами общества.

       

       Цельную систему реформирования общества создал профессор, затем ректор Виленского университета И. Стройновский. Главное сочинение Стройновского – «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов». Он  исходил из той позиции деизма, что Бог является творцом мира. «Наблюдая за природой и человеком, поражаешься, насколько все разумно в мире и целесообразно. Эта разумность и целесообразность, пишет Стройновский, подтверждает существование высшего существа, все это создавшего. Однако, создав мир, Бог затем не вмешивается ни в природу, ни в человеческие дела».

В гносеологии он поддерживает взгляды сенсуалистов, считает, что сознание начинается с чувственной ступени. Чувства в состоянии отразить только отдельные свойства отдельных предметов, явленческую их сторону, а не сущностную. Критически оценивает он учение Декарта о врожденных идеях и схоластический рационализм средневековья.

          В учении об обществе Стройновский исходит из теории естественного права, которое основывается на естественном порядке. Естественное право носит абсолютный характер, потому что в нем отражена вечная и неизменная человеческая природа. Значительно раньше, чем Герберт Спенсер, Стройновский биологизирует общество. Он считает, что естественные законы проявляются в естественных правах и обязанностях человека. В условиях государства естественные права человека перерастают в социальные и в обязанности. Главными из них являются вечные и неизменные буржуазные права свободы, взаимной помощи и частной собственности. Естественный порядок представлен им как единство законов природы и общества. Общественные законы отличаются от природных тем, что люди согласовывают с ними свои действия. Законы общества не зависят от воли и сознания человека, так как являются частью всеобщего мирового порядка.

Задача законодателя состоит в том, чтобы, отталкиваясь от естественных законов, разработать законы гражданские. Несмотря на функционирование в обществе гражданских законов, люди не должны отклоняться и от естественных. В противном случае их ожидают бедствия и несчастья. Происхождение государства он связывает с усложнением внутренних и внешних общественных отношений. Вначале люди жили в соответствии с предписаниями естественного права, не зная никакой государственности. Однако этот период был не войной всех против всех, а счастливым временем мира и согласия. С увеличением численности населения, ростом имущественной дифференциации, появившимися на этой почве конфликтами возникла необходимость в государстве, которое создавалось путем всеобщего договора.

 

       В начале ХIХ века возрастает интерес к белорусской национальной культуре. В этом отношении большую роль играл Виленский университет. В конце 1817 - начале 1818 годов студенты университета Осип Ежовский, Франтишек Малевский, Ян Чечот, Адам Мицкевич, Фома Зан, Игнатий Цомейко (всего 12 человек) учредили общество филоматов (любителей знания). Президентом общества избрали О. Ежовского. Сначала члены общества ставили перед собой только национально-просветительские цели. По окончании университета они мечтали учительствовать в Виленском учебном округе, воспитывать молодежь в духе польской культуры. Филоматы считали, что изучение наук должно приносить пользу родине. Под пользой понималось освобождение отечества. Для этого необходимо было хорошо знать гуманитарные науки, которые только и в состоянии дать ответ на вопрос: что приводит к возникновению деспотизма? Именно эти науки могли подсказать и возможные средства избавления от деспотизма.

       Филоматы своеобразно трактовали предназначение науки. Поскольку цель человека - счастье родины, то наука, по их мнению, должна быть «словом народа о его потребностях и путях спасения», т. е. призвана быть тесно взаимосвязанной с жизнью. Поэтому они старались избегать отвлеченных философских рассуждений, полагая, что философская истина должна быть конкретной и научной. «Открытая истина,- писал Ф. Зан,- должна иметь близкую связь с пространством и временем, а также с той выгодой, которую дает ее применение. Ее выводы должны основываться на опыте или очевидности, но не на истине данной или долго существую щей. Мышление должно замыкаться в пределах человеческого мира, мира физического». Нравственное состояние общества филоматы напрямую связывали с формой государственного правления: в государстве с плохим управлением не может быть хороших граждан. В формировании добродетелей велика также роль религий и права. Стремление рассматривать все вопросы общественной и государственной жизни сквозь призму нравственности - характерная черта мировоззрения филоматов. Причина всякого зла - только в нравственном зле.

 

       С помощью филоматов (прежде всего Ф. Зона) весной 1820 года рождается организация учащейся молодежи «променистых», которые своей главной целью считали «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию». Вскоре общество «променистых» по приказу местных властей было распущено. Взамен «променистых» через несколько месяцев было создано тайное общество филаретов (друзья нравственности), которое как и «променистые» идейно и организационно возглавлялось филоматами.

      Филареты поставили себе задачу: дать «патриотически научное образование» молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Позже на заседании следственной комиссии член общества филаретов Янковский заявил, что «кроме обучения наукам, главнейшая цель общества была в соединении общих сил, дабы восстановить Польшу в прежнем ее блеске».

 

          На протяжении 19 века вплоть до национально-государственного определения Беларуси в начале 20 века (наряду с идеями восстановления государственной независимости Речи Посполитой) широкое распространение получило в общественно-политической мысли течение, считавшее, что Беларусь ни исторически, ни культурно не может быть в составе Польши. Представители этого течения исходили из той точки зрения, что Беларусь составляет западную часть России, а белорусы органично входят в состав единого русского народа. На основе этого делался вывод, что Беларусь не является страной с особой национальной культурой, а поэтому не может иметь и своей государственности. Данная точка зрения получила название западнорусизма. Представители западнорусизма главную задачу видели в возрождении старой русской культуры.

      Заметной фигурой в западнорусизме в 60-х годах 19 века становится М. Коялович (1 828-1891). После восстания 1863 года в Польше, Беларуси и Литве Коялович занимается историей Беларуси. В «Чтениях по истории Западной России» он фиксирует, что в Западной Руси (Беларуси) появились люди (Данилович, Нарбут, Ярошевич), выступающие за государственную самостоятельность Беларуси, но на основе польской цивилизации. Он приходит к выводу, что политическая независимость Западной России невозможна. И еще более она невозможна на основе польской цивилизации. В этом случае самостоятельность кончилась бы тем же, чем кончалась прежде, например, в 16 столетии, когда Литва сливалась с Польшей. М Коялович отмечает, что Польша в отношении Беларуси всегда вела двойную политику. Беларусь нужна была ей только для того, чтобы она не досталась России. О самостоятельности же не было и речи. Что касается русской культуры, то в ней мыслитель не видит угрозы для белоруса, поскольку «если кто из белорусов перенимает российское образование и язык, он не превращается посредством этого во врага своего племени, с которого вышел, а сделавшись поляком, он обязательно отрицательно ставится к своему племени». Вместе с тем М Коялович обращает внимание на то, что белорусы отличаются как от поляков, так и от великороссов. Так как белорусы никогда не знали татарского ига, то это нашло отражение в некоторых чертах их жизни, например, в поразительном доверии к людям, в хорошей их семейной жизни, невысокой преступности.

 

 

        Во второй половине 19 века в философской мысли в Беларуси получает развитие идеология революционного демократизма. В ходе восстания 1863 года с позиций революционного демократизма выступают К. Калиновский и Ф. Богушевич, а в конце 19 -  начале 20 века – М. Богданович, Я Купала и Я. Колас. Мировоззрение белорусских революционных демократов формировалось по трем внутренне взаимосвязанным направлениям: социально-философскому (с идеей общего блага общества); обоснованию этико-гуманистического идеала и отражению его в системе ценностей новой эстетики, основанной на принципах реализма в искусстве, преимущественному рассмотрению проблем свободы, человека как индивидуума, народа в целом. Существенной особенностью белорусского революционного демократизма была его сфокусированность на проблемах освобождения народа (экономического, политического, национального и духовного). Это влекло за собой социологизацию познания.

       В развитие национального самосознания белорусского народа большой вклад внес М. Богданович. Он пишет, что «лишенный классов, крепких экономически и культурно, придавленный крепостной зависимостью белорусский народ не только не мог продолжать развивать свою культуру, но не был в состоянии даже просто сберечь уже добытое раньше. Лишь основные, первоначальные элементы культуры (вроде языка, обычаев и т. п.) удержал он за собою, а все остальное, представлявшее собою, так сказать, «сливки» его предыдущего развития, было ассимилировано, вобрано в себя польской культурой и с тех пор фигурирует под польской этикеткой, будучи по существу белорусским».

 

       Пятый период в истории отечественной философии именуют собственно философией Беларуси в ХХ веке. Этот этап начинается с религиозной философии как ответа на распространение в Беларуси революционной марксистской идеологии. В. Самойла, Я. Окунь и Д. Скрынченко дают философское обоснование единственно верному, на их взгляд, пути обновления общества - пути, основанному на христианской этике.

После революционных событий 1917 года снова встает вопрос о национальном самоопределении. В. Самойла и И. Абдиралович, не приняв большевистской идеологии и практики, видят еще  большую опасность для страны в полонизации ее Западной части, пророчески верят в историческое будущее Беларуси.

В двадцатые  годы начинает господствовать марксистская философия. Такое положение сохранялось  до конца 80-х - начала 90-х годов ХХ столетия, что существенно сужало рамки философских исследований. Следовательно, главной заслугой философской мысли этого периода, ее итогом является постановка вопроса о возрождении белорусской культуры, о праве белорусского народа на свою государственность.

Информация о работе Философская мысль Беларуси