Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:40, лекция
Во второй половине 9 века складывается древнерусская государственность.
Первыми и наиболее сильными восточнославянскими княжествами были:
Полоцкое (9-13 века), но с 980 года подчиняется киевскому князю
Известным сторонником и пропагандистом религиозной философии в Беларуси был Я. Окунь. Он считал, что никакие новейшие материалистические учения не могут быть основой истинного мировоззрения. Эту основу должна составлять новая религия, новое христианство с его нравственной, а не догматической стороной, которую культивирует церковь. В решении вопроса о смысле жизни Окунь исходит из чистой воли. Источником нравственности провозглашается инстинкт самосохранения. Сама нравственность может формироваться лишь под воздействием только религии. Она способна преобразовывать нравственные инстинкты в нравственные законы. Вся человеческая мораль сводится Окунем к христианскому принципу любви к ближнему, который являет собой высший моральный закон и единственное основание общества. Вся история общества представляет собой процесс реализации требований принципа любви к ближнему. Современная религия не должна быть догматичной, чуждой жизни и ее проблемам. В этой связи, религию надо дополнить социальным учением, тогда она станет более понятной современному человеку.
Другим видным представителем религиозной философии начала века в Беларуси был
преподаватель Минской духовной семинарии Д. Скрынченко.
В своем философском произведении «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» он утверждает, что только в рамках религиозного мировоззрения можно дать положительный ответ на вопрос о смысле жизни. Новая философия в лице Гартмана, Шопенгауэра, Толстого и Ницше не разрешает этой важнейшей проблемы, а подменяется вопросом о ценности жизни. Кроме того, вся новая философия проникнута духом пантеизма, а следовательно, безрелигиозна и е силу этого обстоятельства не может разрешить вопросов о смысле жизни.
Д. Скрынченко критикует современную ему науку за признание источником и критерием ценности жизни чувств удовольствия, сострадания и игнорирование главных и высших чувств - религиозных и нравственных, которые существенно отличаются от первых. Рассматривая вопрос о ценности жизни, он выделял три направления. пессимистическое, оптимистическое и среднее между ними - мелиористическое. Ученый подробно исследует указанные направления. Анализируя причины пессимизма, которые указываются в литературе (чрезмерная деятельность каких-либо органов чувств, лишения, нищета, темперамент, социальные условия), он делает вывод, что в объяснении пессимизма много правды, но они не исчерпывают всей ее. Главная причина пессимизма, утверждает автор, состоит в утере веры в Бога, в утрате религиозного чувства. Истоки пессимистического мировоззрения он видит в дисгармонии разума и чувств человека. Поэтому задача воспитателей - привести в соответствие чувства и разум человека еще в детском возрасте.
Под оптимизмом философ понимает такой взгляд на жизнь, который считает ее драгоценным и безусловным благом, целью в самой себе. В качестве примера оптимистического мировоззрения он рассматривает взгляды Л Толстого и Ф. Ницше. Л. Толстой является оптимистом, так как считает, что человек живет во имя вечной и бессмертной жизни. Еще при жизни земной он должен приносить себя в жертву вечной жизни, поскольку он и живет благодаря ей.
Среднее положение между пессимизмом и оптимизмом занимает мелиоризм. Сущность его сводится к следующему: Жизнь человеческая есть благо и потому должна иметь действительную ценность. Но это благо часто, и вернее, почти постоянно не является таковым вследствие нехороших условий современной жизни, зато в будущем, с ходом цивилизации, эти условия изменятся к лучшему и жизнь станет лучше и ценнее.
Игнат Абдиралович (Кончевский) обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции. У него не возникает иллюзий относительно роли Запада в белорусской истории. Он говорит, что история свидетельствует о том, что когда западный человек делает вам приятное, это еще не значит, что с его стороны не будет неприятностей, его поцелуй свидетельствует не только о благосклонности и любви к вам, но и о возможности предательства.
Восток душит Беларусь во имя соединения всех славян, объединения пролетариев всех стран. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать свои белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Для того чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. И. Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность материального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходимо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала. Абдиралович предупреждает, что предлагаемый им путь нелегок, а скорее труден и преодолеть его можно только творчеством, в основе которого - отсутствие всякого самодовольства, самоуспокоения, вечный поиск, вечное стремление проникнуть в глубины жизни.
Подлинное социальное творчество может осуществиться только вне политики и вне партий, для которых всегда характерно несоответствие хороших слов последующим делам. Они выражают интересы, прежде всего, своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство. Социальное творчество возможно только при отсутствии чужого вмешательства, а для него необходима политическая независимость. Что касается исторической перспективы, то в будущем должно исчезнуть принуждение, а граждане объединятся в общества, похожие на кооперативы, где производство, торговля, просвещение и хозяйственные потребности удовлетворяются свободными объединениями потребителей и производителей.
В. Самойла считает, что возрождение белорусского народа произойдет с помощью нового христианства, которое вызовет в каждом белорусе прилив божественной духовной энергии. Для того, чтобы стать действительно «живым христианином, человек должен сам, своим существом рано или поздно пережить какой-то необычный миг, как будто некий взрыв от огня, поднесенного к самой душе, к той взрывной смеси, что сохраняется в ней,- пережить настоящую духовную революцию». Исторический оптимизм национального возрождения возможен на путях преодоления зла (под злом В. Самойла понимает политику полонизации Западной Беларуси). Это зло можно преодолеть не злом, а только с помощью новой религии, нового христианства, культивирующего добро. Новая религия, как пишет философ, основывается не на слепой вере, а на знании путей преодоления зла и проявляется она, в первую очередь, в активности духа каждого белоруса, превращающего зло в добро. Та сила, которая заставляет человека заниматься превращением зла в добро, представляет собой разумную энергию. Она сближает человека с Богом-Творцом, является божественной творческой активностью, потому что «превращение зла в добро является целью всего живого, действительным призванием и высшим предназначением человека».
Зло можно победить более высокой духовностью и нравственностью, а не революцией и насилием. Автор отмечает, что революция несет благо не своему народу, не той стране, где она совершается, а другим народам и странам, которые получают из этого социального катаклизма полезный урок. Революция не может победить зло и по той причине, что она как ничто другое способствует разрушению человеческого духа. Зло, таким образом, побеждается только высокой морально-трудовой и духовной активностью.