Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:16, контрольная работа
Философия Беларуси - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком смысле - это история философии Беларуси (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной философии Беларуси).
Победа Контрреформации
в Беларуси была связана и
с концентрацией духовного (в
том числе и философского) доминирования
в деятельности ордена
Тем не
менее, в философии достаточно
четко обозначился крен в
Отвлекаясь
от всего связанного с этим
комплекса проблем, следует
2 вопрос
Формирование условий, подготовивших
возможность возникновения
1)Начало XVI века. Развитие белорусской
философии осуществлялось в контексте
всей европейской культуры. Поэтому белорусская
философская мысль эпохи Возрождения
воплощала в себе основные черты философии
европейского Возрождения, к таковым следует
отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею
самодостаточности человека, когда в центре
внимания философов выступала проблема
исторического его предназначения; 2) идею
абсолютной духовной свободы, сочетавшей
в себе концепцию оптимизма с представлением
о безграничных возможностях человека
в деле практического преобразования
природы, общества на началах разума; 3)
натурализм, выступавший в качестве основополагающего
принципа интеграции мироздания и самого
человека. Вместе с тем своеобразие социально-экономического
и общественно-политического развития
Беларуси отложило свой отпечаток на развитие
национальной духовной традиции, обусловило
специфические черты эволюции философской
мысли. Следует отметить, что индивидуальная
свобода, историческое предназначение
человека представлены идеей ограничения
абсолютной свободы интересами всеобщего
блага. Белорусский гуманизм трансформировал
понимание свободы в идею социального
служения. Она конкретизировалась демократической,
просветительской идеями белорусского
Возрождения, стремлением сделать культурно-исторические
ценности достоянием всего общества, всего
народа. Этим объясняются особенности
стиля изложения, практикуемого белорусскими
мыслителями, их стремление к ясному, простому,
доходчивому языку. Для белорусской культуры
была характерна задача актуализации
христианско-гуманистических ценностей
(Франциск Скорина, Сымон Будный);
2) Со второй половины XVI на территории
Великого княжества Литовского развернулось
движение Реформации. Поэтому Белорусский
гуманизм развивался в тесной связи с
Реформацией, широким социальным движением,
захватившим самые широкие слои общества.
Реформация оказавшее значительное влияние
на общественную мысль. Видным идеологом
одного из течений Реформации был Сымон
Будный. Реформация в Великом княжестве
Литовском оказала существенное влияние
на развитие культурных процессов, активизировала
общественно-политическую деятельность
практически всех социальных слоев. Она
стимулировала проведение социально-экономических
реформ, развитие образования. Особое
значение приобрело радикально-реформационное
движение, инициировавшее обсуждение
целого ряда философских проблем, таких
как природа духовной свободы, роль разума
в познавательной деятельности, соотношение
веры и разума, отношение к античному духовному
наследию.
3) Конец ХVI – ХVII вв. философия позднего
Возрождения, контрреформации и барокко.
Содержание этого периода может быть обозначено
такими признаками, как: ослабление и закат
реформационно-гуманистического движения.
Формулируются задачи защиты национально-культурного
своеобразия белорусов, их национально-политического
самоопределения. Гуманистические тенденции
этого периода, представлены Казимиром
Лыщинским и Симеоном Полоцким.
4)Следующий этап в развитии духовной культуры
Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходил под
знаком идейной борьбы православия и униатства.
Философская мысль этого времени концентрировалась
в сфере влияния католических орденов.
Разрабатывались этические, эстетические
и педагогические идеи. Развертывались
дискуссии между представителями различных
религий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович,
М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И.
Кунцевич), католической (Я. Альшевский,
А. Баболь, Я. А. Кулеш).
5) Конец ХVIII – начале ХIХ в. происходило
становление на территории Беларуси и
Литвы классического естествознания,
что требовало философского осмысления
его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич,
Я. Снядецкий).
6) Первая половина ХIХ в. наблюдается закат
традиций Просвещения, смена духовно-ценностных
ориентаций в связи с вхождением Беларуси
в состав Российской империи. Поэтому
в целом собственно философская традиция
в Беларуси прерывается. Общественно-политическая
мысль того времени полна идеями поиска
национальной идентификации.
7) С середины ХIХ в. осмысление идей национального
возрождения осуществлялось в художественной
литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля,
Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я.
Лучина, Ф. Богушевич).
8) В ХХ в. эта традиция была продолжена
Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем,
М. Горецким.
8) В конце 20-х гг. 20 века заканчивается
очередной период в развитии философской
мысли Беларуси, ее эволюция протекала
далее в контексте советской философии.
Распад Советского Союза и образование
суверенной Республики Беларусь дали
новые импульсы поискам национальной
идентификации белорусов, стимулировали
обращение к национальной духовной традиции,
освоению ценностей, выработанных в белорусской
философской культуре.
Культурные традиции беларуси
Становление национального самосознания