Философская мысль древней Индии: ведущие течения и круг проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшей особенностью всех этих древнеиндийских философских воззрений было признание целостности мира, в котором частное, единичное, индивидуальное рассматривалось как нечто второстепенное по отношению к общему основанию мира. Это, следовательно, определяло и место человека в мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

3) Океанический (с открытия Америки).

Принцип рационализма лежит в философии истории  Гегеля. Согласно ему, в истории общества реализуется развитие Мирового Духа. Ступенями этого развития являются деяния отдельных народов. Дух не только витает над историей, как  над водами, но действует в ней и составляет ее единственный двигатель. Разумность всемирно-исторического процесса проявляется в том, что бессознательно для людей оказывается исторически существенным, грандиозным, даже если в его порождении участвовали малые силы. Доказательством этой разумности является то, что хотя основная масса людей руководствуется в своих действиях сугубо личными интересами и страстями и в известной мере, осуществляет их, все же в результате получается нечто отличное от их намерений. Согласно Гегелю, Мировой Дух (Разум) дает людям действовать как им угодно, не стесняет игру их страстей и интересов, а получает то, что именно он желает.

В отличие от Гегеля, Маркс считал, что следует  исходить не из духовного фактора, а  из материальных жизненных предпосылок. Это действительные индивиды, их действительность и материальные условия их жизни. Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей – политическую, духовную, социальную и т.д. Мораль, религия, философия и другие формы общественного сознания отражают материальную жизнь общества. Анализируя практическую деятельность субъектов истории, Парке отмечает, что они должны в первую очередь, есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Вот почему первым историческим актом следует считать производство самой материальной жизни. В марксизме оно характеризуется понятием «способ производства»'. Он состоит из двух взаимосвязанных элементов – производительных сил и производственных отношений. В их единстве главной стороной являются производительные силы, с их изменением меняются производственные отношения. По закону соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, если этого не происходит, между ними возникает конфликт разрешающийся или революционным путем или путем реформ, заменяющим старые производственные отношения принципиально новыми.

В современной  западной общественной науке, наиболее популярным подходом к проблеме исторического  детерминизма является многофакторный подход («теория факторов»). Суть ее состоит в том, что исторический процесс объявляется результатом параллельного и равнозначного воздействия многих факторов: экономического, политического, идейного, психологического, биологического и т.д., из которых ни один не является определяющим, хотя в зависимости от исторических условий один из них может временно выйти на передний план, потеснив другие. Так, например, в становлении капиталистических отношений в Германии, доминирующую роль играла протестантская религия (М.Вебер), многие современные исследователи подчеркивают усиление политического фактора в функционировании современных западных обществ; различные концепции информационного общества весьма аргументировано доказывают, что определяющим фактором ближайшего развития человечества является наука, технологии и т.д. Другой подход, популярный в западном общесознании – технологический детерминизм. В соответствии с ним, любое крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой изменение общественных структур и отношений. «История – это реакция культуры на технику». В конечном счете, техника выступает как особый, независимый от человека мир, она беспредельно развивается по своим законам и, что особенно важно, господствует над человеком и обществом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аблеев С.Р. Основы философии. Вводный курс. – М.: Владос, 2003.
  2. Гилье Н., Скирбекк Г. История философии. – М.; Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003.
  3. Данильян О.Г. Тараненко В.М. Философия. – М; Эксмо, 2009.
  4. Звирович В.Т. Философия древнего мира и средних веков. –М.; 2004.
  5. Толпыкин В.Е. Основы философии. Учебное пособие. 2-е издание. – М.; Эксмо, 2010.
  6. Шохин В.К. Школы индийской философии. – М., 2004.

Информация о работе Философская мысль древней Индии: ведущие течения и круг проблем