Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 00:33, реферат
В истории культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Не будь его книг, мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек и в чем трудности его исканий и свершений. Платон создал и разработал один из основных типов философского мировоззрения - философский идеализм. У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, и о красноречии, и о воспитании
Содержание.
1. Философская система Платона и ее влияние на европейскую филосовскую традицию.
В истории культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Не будь его книг, мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек и в чем трудности его исканий и свершений. Платон создал и разработал один из основных типов философского мировоззрения - философский идеализм. У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, и о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы «пробных систем» философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма. В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как ученый. Такими были специальные вопросы математики, астрономии (космологии), музыкальной акустики. Учение Платона - глава не только в истории античной философии, но и в истории античной науки. Школа Платона одна из школ античной математики. Изучение математики Платон рассматривал не в плане одной лишь педагогики, как стадию в воспитании ума, как тренировку логическую и диалектическую, но и в плане задач положительного знания. Многогранность его дарования удивительна. В нем не только философ сочетается с ученым, но еще и писатель. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям. Оригинальным было здесь не само соединение философской и научной мысли с литературной формой. В этом отношении у Платона были предшественники. Как ученый крупного стиля, Платон мыслит гипотезами, но эти гипотезы становятся у него мифами. При этом он не приспособляет к своим точкам зрения, всем известные мифы, но щедро создает мифы заново с неистощимым и мощным воображением, смело и изобретательно. Он излагает свои идеи не в докладах, не в статьях, а в диалогах. Диалоги эти - сцены, еще лучше сказать - философские комедии и драмы, но об этом чуть позже.
1 ЖИЗНЬ ПЛАТОНА Сведения о жизни Платона скудны, неполны и протеворечивы.
Платон родился в 427 году до н.э. в знатной семье на острове Эгина,
недалеко от Афин. Платон был отпрыском аристократического рода, культура дома была высокой, что и повлияло на всестороннее воспитание и образование мальчика. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к
последнему царю Аттики – Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье
родственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был так
же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.
Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа. Сократ посвятил себя деятельности учителя. Он окружил себя сторонниками и учениками. Влияние Сократа на современников и последующую философию было великим. Он отличал двоих своих учеников как великих представителей философии: непосредственным был Платон, а опосредственным был Аристотель. Они восприняли его веру в познание и на основание его этического учения создали великие философские системы- платонизм и аристотелизм. Эти системы были результатом деятельности Сократа. К сожалению Сократ не оставил своих работ, так как учил только устно. О его учениях мы знаем из работ его учеников. Главным образом из диалогов Платона, ведь Платон провел с Сократом восемь лет, вплоть до его смерти. Для Платона эти годы были решающие, они высоко подняли его этическую и логическую культуру.
После смерти Сократа закончилось первое пребывание философа в Афинах. Платон покидает родину на целых 12 лет. За это время странствий Платон посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. До этого он был в Мегаре. Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе – центре египетской религии и жреческой организации. Из Египта Платон прибыл на Криены. Здесь он встретился с видным греческим астрономом и математиком Федром. Из Криен последовал переезд в Южную Италию. Одной из задач путешествия было ознакомление с учением пифагорейцев и с результатами их математических исследований. После пребывания в Южной Италии последовал переезд Платона в Сицилию. После долгого странствия в 387 г. до н.э., будучи уже зрелым человеком, Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал в роще героя Академа свою школу, получившую название Академии . В годы старости Платона, когда произошло его сближение с пифагорейцами, взгляд Платона на математику еще более укрепился. Платон совершил еще две поездки в Сицилию. Остаток жизни Платон провел в Афинах. Попытка вмешаться в ход политических событий принесла ему горькое разочарование. В последнем крупном произведении Платона – «Законах» он отказывается от ряда взглядов в своих системах воспитания и политических воззрений. Умер Платон в возрасте 80-ти лет в 347 г. до н.э.
Как я упоминала раньше, Платон был не только философ, но и писатель. Литературная деятельность Платона продолжалась в течении полувека. Платон - первый крупнейший философ древности, от которого до нашего времени дошли все или почти все философские сочинения. Учения, излагаемые в них, несвободно от противоречий. В большинстве произведений главное действующее лицо - Сократ. Существует вопрос о подлинности и последовательности платоновских диалогов. Из 36- ти сочинений Платона т. Е. философские беседы многие были заподозрены, по крайней мере, отдельными исследованиями в том, что они действительно не принадлежат Платону, а только предписаны ему В некоторых из них излагается идеалистическое учение о бытие и о познание, получившие наименование идей. Но есть среди сочинений, дошедших под именем Платона, есть и такие, в которых теория эта отсутствует. Есть, наконец, и такие сочинения, в которых Платон подвергает собственную теорию идей серьезной критике диалог Парменид. Удалось выделить четыре группы диалогов, начиная от ранних «сократических», исследующих понятия этики, и кончая наиболее поздними, ряд которых замыкает «Законы». К первой из них- «сократические диалоги» - написанные Платоном во время ученичества у Сократа, были отнесены «Апология Сократа», «Евтифрон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем», «Горгий». Во вторую, более позднюю, более зрелую доктрину платонизма вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства». Третью составили также зрелые диалоги, широко используемые Платоном, такие как «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид». Наконец в четвертую, последнюю по времени, вошли «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы». Стиль диалогов Платона свободный и ход изложения как философский, так и художественный. Связи между каждым диалогом нет. По форме и достоинствам изложения диалоги Платона неоднородны. Часть из них написана в драматической форме. Однако драматичность может быть разная. Бывает драматизм сюжетной завязки, драматизм ситуации, а бывает внутренний драматизм борющихся идей, противоположных убеждений, отчаянно защищаемых спорящими сторонами. У Платона мы находим все оттенки в градациях драматически напряженного действия, внешнего и внутреннего. Это блестящие сцены из умственной жизни Афин, изображение сталкивающихся и борящихся философских воззрений. Другую часть философских сочинений Платона составляют диалоги, в которых диалогическая форма – лишь видимость. Эти диалоги – трактаты. В них исследуются труднейшие и отвлеченные проблемы диалектики. Значение их не в художественном воплощении философских воззрений, а в их диалектическом развитии и обосновании. Образцы таких диалогов – «Софист», «Филеб», «Парменид». Наконец есть и такие диалоги, в которых перемежаются образ, миф и отвлеченный анализ философских проблем. Платон прибегал к мифам и аллегориям в своих диалогах сознательно для популярности и усиления художественности учения. Возможно, что некоторые диалоги в первоначальной редакции были написаны в повествовательной форме и лишь впоследствии были переписаны в форме драматической. Благодаря драматизму мысли, слишком подвижному и страстному, который и создает диалог, законченность и систематичность как бы все время ускальзают в сторону . Но именно эти бесконечные зигзаги и каскады мыслей, когда все кипит и бурлит от все нового и нового их напора, придают диалогу особое чувство непосредственного, живого, реального спора.
Диалектика Платона.
Для Платона диалектика – это не только логика, хотя в ней есть и
логический аспект, это не только учение о познании, хотя в ней есть и
гносеологический аспект; это не только учение о методе, хотя в ней есть
аспект метода. Диалектика Платона – прежде всего учение о бытии или об идеях. Идеализм Платона, также как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер.
«Диалектический
метод» Платона есть в
По Платону знание возможно не для всякого. «Философия» (буквально
«любовь к мудрости») невозможна ни для того кто уже обладает истинным знанием, ни для того кто совсем ничего не знает. При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из мысли о том, что виды знания должны соответствовать видам или сферам бытия. Для истинного понимания бытия Платон считал необходимым разрешить противоречия
между двумя наметившимися в греческой мысли противоположными концепциями: элейской, утверждающей неизменность, тождественность, неподвижность истинного бытия, и гераклитовской, признающей его вечную текучесть, изменчивость и подвижность. При рассмотрении учения Платона о знании необходимо прежде всего иметь в виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона как отдельная, изолированная, ни как основная проблема философии.
Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытие, от его
диалектики. Платоновское учение о познании тесно связано с его учением о душе. Платон видит в душе начало, посредствующее между миром нечувственных «идей» и миром чувственных вещей. Высшее целевое назначение души - постижение «идеи». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей». Когда душа ведет исследование сама по себе и не встречает препятствий, она «направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно и неизменно». Пребывая в непрерывном соседстве и соприкасаясь с постоянным и неизменным, она «и сама обнаруживает те же свойства». Это и есть то ее состояние, которое называется размышлением. Размышляя, душа «решительно и, безусловно, ближе к неизменному, чем к изменяющемуся». Она в высшей степени подобна «божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе».
Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» -знание и «logos» - учение и, следовательно, означают учение о знании, а точнее, учение о способах приобретения человеком (познающим субъектом) знания об объекте познания, в качестве которого могут в самом общем смысле выступать как физические (материальные), так метафизические (идеальные) сущности. Данное разъяснение этимологии слова «гносеология» показывает, что оно являет синонимом выражения «теория познания». Исходными понятиями гносеологии, или теории познания, являются понятия «субъект познания» и «объект познания», которые в теории познания могут допускать самые различные интерпретации. Так, под субъектом познания в философии может пониматься и конкретный человек (индивид), познающий нечто, и различные социальные общности, и все человеческое сообщество в целом, и человек как родовое существо, и некий абсолютный разум, и некое всемогущее существо, т.е. Бог. Однако во всех случаях в той или иной степени речь идет о так называемом трансцендентальном субъекте познания, то есть о таком субъекте, существование всех познавательных способностей которого нельзя фиксировать органами чувств. Слово «трансцендентальный» происходит от латинского слова «transcendens» - выходящий за пределы (чувственного). Речь идет о том, что даже отдельный конкретный человек обладает некоторыми сверхчувственными нефизическими свойствами (умеет мыслить, рассуждать и т.д.). Если теперь учесть, что в философской традиции, восходящей к Платону, который признавал существование идей и эйдосов как неких сверхчувственных и нефизических, т.е. метафизических сущностей, вследствие чего он по праву считается первооткрывателем мира метафизических сущностей и, таким образом, основоположником метафизики, различаются метафизические и физические сущности, то становится очевидным, что даже конкретный отдельный человек есть существо физико-метафизическое. Как физическое существо он обладает телом, а как метафизическое - способностью мыслить и, таким образом, не лишен трансцендентальных свойств, тем более это справедливо для всех других вышеперечисленных сущностей, рассматриваемых в качестве познающего субъекта.
Теория познания Платона.
Выдающийся идеалист античности Платон проблемам познания посвятил несколько своих произведений и создал свою, платоновскую, теорию познания. Платон утверждал, что наши чувства ни в какой мере не дают нам верного представления или знания о мире. Для объяснения сути своей гносеологии он в своём наибольшем по объёму и по значению произведения "Политика" сочинил такую картинку-миф. Мы, люди, - это узники, заключенные в пещере и прикованы цепями лицом к стене. Позади эти людей находится вход. А за входом движутся люди, животные, тень о которых падает на стену пещеры. Люди в пещере, таким образом, видят только движущиеся тени на стене и принимают эти тени за единый действительных мир. Платон, таким образом, учил, что наши чувства ни в коей мере не дают нам видеть мир таким, каким он есть на самом деле. Истину о мире показывают нам не чувства, а разум. И для объяснения своего понимания места разума в познании истины Платон развивает свой, известный уже нам, миф о душе. Пещера - это тот мир, в котором мы живём и за пределы которого выбраться не можем. Цепи - это наши органы чувств, а стена, как видно из продолжения мифа, - это наш объект видение мира. Зарождение и многообразие взглядов на познание. Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении. Однако прекрасное, которое ищет Платон, не есть все лишь кажущееся. «Мы исследовали то, - поясняет Платон, - чем прекрасны все прекрасные предметы, подобно тому, что великое велико своим превосходством».
Каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некая вечная, не возникающая и не погибающая, безотносительная причина того, что делает вещь именно вещью этого и никакого другого класса. Указать эту причину - значит указать в противоположность явлению истинную сущность вещи. Исходной греческой концепцией было то, что познание — это восприятие. Вещи можно познать только посредством контакта с ними при помощи чувств. Платон эту концепцию отверг. Его отрицание явилось следствием теории идей, поскольку в соответствии с ней познание должно охватывать идеи, так как чувственное ощущение ничего не дает для познания идей. Если, в целом, и можно познать идеи, то только мыслью, а не чувствами. «Вещи можно видеть, но нельзя о них мыслить, а об идеях можно мыслить, но нельзя их видеть». Подобно тому как существуют два типа бытия: идеи и вещи, также существуют и два рода познания — разумное и чувственное. Платон не только считал разумное знание независимым от чувственного, но и более высоким, чем чувственное. От истинного познания он требовал двух условий: чтобы оно касалось самого бытия и чтобы было независимым. Этим двум условиям полностью отвечает разумное знание, поскольку чувственное знание касается лишь явлений и подвержено постоянным заблуждениям. Чувственное познание — скорее домысел, чем познание. Если точно придерживаться определения познания, то получается, что, собственно говоря, не существует двух родов познания, а есть лишь один его род: рациональное познание идеи; все остальное — вымысел Разумное и чувственное познание становятся у Платона уровнями познания . Теория познания, ранее трактуемая греками вне теории бытия, у Платона заняла равнозначное ей место. Однако эта соотнесенность бытия и познания неполна. Платон пришел к убеждению, что чувства не только не постигают идеи, но также недостаточны и для познания вещей. С ними должна сотрудничать мысль. Действительно, для того чтобы познать вещи, необходимо их видеть, слышать или касаться их. Но некоторые ощущения, например ощущение форм, призывают, как говорил Платон, на помощь мысль.
Информация о работе Философская система Платона и ее влияние на европейскую филосовскую традицию