Философские взгляды Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге 12 марта 1863 года.
Рано научившись читать Владимир, многие часы проводил за книгами, читая их без разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. На примере отца и под его влиянием он постигал важность, необходимость систематического образования, углубленности в определенную область деятельности.

Содержание

Биография
1. Творчество В.И. Вернадского и философия
1.1. Представление В.И. Вернадского о научной и
философской мыслях
1.2. Некоторые черты, отличающие работу ученого от работы
философа
2. Проблема пространства и времени
2.1. Проблема пространства и времени в живом веществе
3. Философские подходы к естествознанию
3.1. Вопросы диалектики природы в работах
В.И. Вернадского
4. Основные положения учения о ноосфере
4.1. Единство биосферы и человека
4.2. Наука как основной фактор ноосферы
4.3. Переспективы развития человечества и задачи
сознательного регулирования процесса
созидания ноосферы.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Философские взгляды Вернадского.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

Нередко в ходе научной  работы ученые возвращаются непосредственно  к пересмотру свойств естественного  тела мерой, весом, опытом, описанием  и уточнением наблюдения, тысячи раз  на протяжении десятков лет, столетий. В результате все представления  об естественном теле может в корне измениться.

 

Философ вынужден считаться  с существованием простраства-времени, а не с независимыми друг от друга двумя «естественными телами» - пространством и временем. Нераздельность пространства-времени есть эмпирическое научное положение, прочно вошедшее в XX в. в научную работу.

 

В отличие от ученого, для  философа в его работе главное  значение в достижениях науки  имеют схематические рационализированные, логические формы выражения действительности. Только благодаря философскому и  математическому анализу они  утончаются и углубляются, принимают  новые формы и новую силу проникновения. Эта критическая, вековая работа философской мысли оказала огромное влияние на научную мысль, но она  по существу захватывает только небольшую  часть научного знания.

 

1. Проблема пространства  и времени.

 

Одно из самых основных различий в мышлении натуралистов, с одной стороны, и математиков  с другой, это характер пространства. Для математика, если это оговорено  им пространство является бесструктурным. Оно характеризуется только измерениями. Для естествоиспытателя пустое, незаполненное  пространство, даже если он этого не оговаривает, не существует. Он всегда мыслит реальное пространство и только с ним имеет дело. Реальное пространство натуралиста совпадает с той  физической средой, в которой идут наблюдаемые им явления, если он выражает эту среду геометрически. Говоря о природном, реально существующем, пространстве, натуралист говорит о  геометрическом строении физической среды, чего в действительности нет –  физическая среда разнородна. Натуралист, однако, все время пытается выразить наблюдаемые им явления так, чтобы  найти в них место идеальному пространству геометрии. Такое реальное, обладающие определенным геометрическим строением, пространство имеет место во всех физических явлениях.

 

По мнению Вернадского  реальное пространство натуралиста  чрезвычайно мало отразилось в философской  мысли. «Философская обработка реального  пространства определенного строения и замена им вошедшего в философскую  мысль пространства геометра является основной задачей нашего времени» [1, стр.213].

 

Одной из самых важных и  самых плодотворных идей новой физики XIX – XX в., основанной на теории относительности, является признание, что время и  пространство неразрывно связаны между  собой и неразделимы в природных  явлениях. Если обратится к анализу  понятия о времени, бросается  в глаза чрезвычайно характерная  черта, связанная с тем, может  или не может явление идти во времени  одинаково легко вперед и назад, т.е. является ли процесс обратимым  или необратимым.

 

Процесс, связанный с характером энергии, приводит к необратимому процессу – к энтропии, но почти все  остальные явления обратимы. Все  ньютоновское представление о структуре мира всецело основано на обратимости всех физико-химических процессов. Энтропия мира обычно ставится как бы отдельно от остальных физических явлений, и из необратимости отвечающего ей процесса не делается неизбежных логических выводов.

 

Но другое выражение энтропии мира, ее неизменное увеличение с ходом  времени, указывает, что в никаком природном явлении (известным науке) никогда не будет идти процесс от низшей температуры в высшую температуру без затраты для этого посторонней энергии, связанной неизбежно при этом с превращением части этой энергии в тепловое состояние с низшей, чем данная температура. В результате в «замкнутом» мировом пространстве постоянно и неуклонно с ходом времени уменьшается количество энергии, способной производить работу, и увеличивается количество отработанной энергии, которая не может быть направлена на работу ни одним из известных методов.

 

1. Проблема пространства  и времени в живом веществе.

 

Время геометрически выражается в виде вектора, причем существует два  случая, резко отличающихся друг от друга:

. Вектор времени полярный, в случае необратимого процесса, когда (если взять вектор между  двумя точками А и В) направление АВ не равно ВА, т.е. физический процесс идет только в направлении АВ, а назад нет.

. Вектор времени обычный,  в случае обратимого процесса, когда процесс одинаково может  идти как в направлении АВ, так и в направлении ВА.

 

Если говорить о живом  веществе, то здесь вообще пространство и время неразделимы. В связи с этим, изучая явления жизни, идущие в пространстве определенного строения, необходимо допустить, что время в жизненных процессах не может иметь строения, противоречащего пространству, с которым оно неразрывно связано.

 

Пространство, в котором  идут жизненные явления, т.е. существуют живые организмы является энантиоморфным пространством, т.е. его векторы полярные и энантиоморфны.

 

Без этого не может быть дисимметрии, следовательно, в геометрическом выражении времени, в котором происходят жизненные явления, все его векторы должны быть, во-первых, полярные и, во-вторых, энантиоморфными. Полярность в биологических процессах проявляется в том, что они не обратимые. Видеть энантиаморфность векторов времени мы не умеем. Энантиаморфность времени выражается в том, что в процессе, идущем во времени, закономерным образом проявляется, через определенные промежутки времени дисимметрия.

«Дисиметрией Вернадский называл такое свойство пространства или другого связанного с жизнью явления, для которого из элементов симметрии существуют только оси простой симметрии, но эти оси необычны, ибо отсутствует основное их свойство – равенство правых и левых явлений … В такой среде устойчиво или преобладает только одно из антиподных явлений – правое или левое. В дисимметрической среде, характерной для жизни, образуется одна из этих сред

– правая или левая –  или одна из них резко преобладает  над другой. В такой дисимметрической среде нет никогда элементов  сложной симметрии – ни центра, ни плоскостей симметрии» [5, стр.245-246].

 

Время — всеобъемлющая  категория. Нет ни одного реального  объекта вне времени, как, впрочем, нет времени вне реальных объектов. Исследуя кристаллы и минералы, Вернадский осуществлял, прежде всего, научный  анализ, рассматривал и группировал  отдельные объекты своеобразной структуры и химического состава. Проблема времени требовала преимущественно  синтеза знаний. И, не прерывая аналитических  исследований, Вернадский переходил  к обобщениям. В отличие от большинства  геологов Вернадский, сочетая научный  анализ и синтез, рассматривал судьбу кристаллов и минералов в связи  с жизнью земной коры, атмосферы, природных  вод. Он рассматривал минералы как подвижные, динамичные структуры, подвластные, как  и все в природе, времени

(тогда как минералы  и кристаллы по старой традиции  представлялись ученым неподвижными  геометрическими фигурами, не имеющими  истории, то есть находящимися  «вне времени»). Таким образом,  Вернадский ставил в один ряд  живую и неживую природу, как  участников единого геологического  процесса, то есть он раскрывал  глубинные взаимосвязи органического  и неорганического миров.

 

Философские подходы к  естествознанию

 

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого  единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Как бы не был широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах, он везде пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.

 

Взгляд натуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал  в явлениях видимого мира скрытые  соответствия, вызванные взаимодействием  атомов. Радиоактивные элементы, сила атомной энергии, по мнению

Вернадского, определяют особенности  поведения вещества земной коры в  глубоких горизонтах. А на поверхности  планеты решающую роль в геохимических  процессах играют живые организмы  и энергия Солнца. Земная кора, каменный покров планеты, имеет сравнительно небольшую протяженность — в  среднем около тридцати километров (намного меньше диаметра Земли). Однако именно здесь, в земной коре, осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с одной стороны (с  поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой (из глубин) — энергией радиоактивного распада атомов. Живые  существа задерживают часть солнечной  энергии, достигающей поверхности  планеты. Земные растения как бы впитывают  солнечные лучи, переводя в процессе фотосинтеза лучистую энергию в  энергию синтеза сложных органических соединений. Для Вернадского живые  организмы предстали в новом  свете — как особая геохимическая  сила. Мыслители прошлого порой сравнивали живые существа с пленкой, покрывающей  земной шар, подобно плесени, обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась «паразитическая» роль жизни, которая питается соками великолепного космического плода, называемого

Землей. В действительности роль жизни на Земле иная, утверждал  Вернадский.

Некоторая часть химических элементов планеты находится  в состоянии рассеяния. Для них  фактически не имеет значения энергия  связи, молекулярная. На первое место  у них выходит атомная энергия. Но главная масса элементов земной коры концентрируется в виде месторождений  полезных ископаемых, мощных пластов  и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющие накопление химических элементов и противодействующие их рассеиванию. Одна из главных сил  такого рода, по мнению Вернадского  — живые существа.

 

Вакуум при жизни Вернадского  понимался преимущественно как  отсутствие в данном объеме каких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа). Однако

Вернадский считал, что  вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная область максимальной энергии нам  доступного Космоса, т.е. пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые  природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии (точнее, ничтожных по величине отклонений от закона).

Однако никто не мешает предположить, что эта энергия, сосредоточенная  в вакууме, имеет принципиально  другую природу.

 

Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое  тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты

Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующему выводу: Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению. Вовлекая неорганическое вещество в «вихрь жизни», в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.

Этот биогеохимический принцип  Вернадского утверждает высокую  приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.

 

Для Вернадского было очень  важно выделить роль мысли, знаний в  развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический  фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского  человек был, прежде всего, носителем  разума. Он верил, что разум будет  господствовать на планете, и преображать  ее разумно, предусмотрительно, без  ущерба природе и людям. Он верил  в человека, в его добрую волю. А человеческий разум воспринимался  Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть  природы. Природа создала разумное существо, постигая, таким образом, себя.

 

Таким образом, появление  в творчестве Вернадского идей о  ноосфере – сфере разума вполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый оставлял существенное место разуму в глобальном его  проявлении. Вернадский писал о необходимости  выделять в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос. Разум подобен источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют творения человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса... Разум играет роль организатора, руководителя, провидца. Главная отличительная черта человека

— разум, бесконечно увеличивающий  возможности людей. Он необходим, но недостаточен для изменения материальных процессов.

 

3.1. Вопросы диалектики  природы в работах В.И. Вернадского.

 

«Именно Вернадскому принадлежат  такие работы, открытия, гипотезы, в  которых суммируются, обобщаются научные  достижения прошлого и на основании  новых фактов и обобщений создается  современная научная картина  мира» [10, стр.100]. В целом все работы Вернадского являются крупным вкладом  в познании диалектики природы. Постоянно  оставаясь строгим ценителем  фактов, глубоко критически анализируя натурфилософские и философские  исторические направления, Вернадский развивал и сохранял свое виденье  природы, подчас противоречивое, но настолько  всепроникающее, что грандиозные  очертания этого научного «видения»  мира по праву следует назвать  современным естественнонаучным отражением диалектики природы.

 

Во всех своих исследованиях  Вернадский выступает как воинствующий материалист. Здесь он постоянно  отстаивает свои материалистические убеждения, критически оценивает различного рода идеалистические, метафизические, философские  течения и обосновывает принципы максимально объективного отражения  результатов наблюдений и исследований.

 

Исследуя геохимические  процессы, роль живых организмов, значения человечества, разума в эволюции планеты, Вернадский научным взором охватывает планетарные процессы не из окружающей нас среды. А, оставив геоцентрический  аспект исследований в качестве частного, он как бы наблюдает Землю из космического пространства, и планетарные процессы оценивает как производные и взаимосвязанные с бесконечностью космических потоков материи и энергии. Таким образом, в основу диалектического развития природы постоянно выдвигается, на первое место, космологический аспект.

Именно в этом аспекте  получают новое освещение историзм, эволюция нашей планеты и ее оболочек. Вся совокупность живых организмов Земли и их истории выделяется как особая геологическая сила, с  одной стороны, равная по своим масштабам  с другими планетарными процессами, с другой – принципиально отличная от всего иного – неживого, костного вещества материи. Живое вещество, как  и костное, рассматривается у  Вернадского и в планетарных  и в космических масштабах  пространства и времени.

Информация о работе Философские взгляды Вернадского