Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:21, реферат
Биология – это наука, предметом которой является изучение живых существ. Несмотря на то, что жизнь в разных ее проявлениях и интересовала исследователей еще с древнейших времен, говорить о биологии как о естественной науке в современном смысле этого термина можно не ранее, чем с середины XIX века, когда было создано эволюционное учение Чарльза Дарвина. Учение Дарвина – это первая теория, где был описан естественный механизм приспособления и изменения живого. Среди вопросов биологии, которые имеют философское значение, следует указать:
Проблему понимания жизни как специфического явления
Проблема происхождения жизни
Проблемы, связанные с пониманием механизмов эволюции
Проблема антропогенеза
Философско-этические проблемы генетики человека
Введение 3
Проблема понимания жизни как специфического явления 5
Проблема происхождения жизни 13
Проблемы, связанные с пониманием механизмов эволюции 20
Проблема антропогенеза 25
Философско-этические проблемы генетики человека 30
Заключение 34
Список использованных источников 35
Наряду с белками
Таким образом, молекулярный смысл понятия «ген» следующий: он представляет собой последовательность 4 нуклеотидов, несущих в себе информацию о структуре белка. Определенная последовательность нуклеотидов – это генетический код, который определяет последовательность аминокислот в синтезируемом белке. Важнейшей особенностью генетического кода является его универсальность. Все биологические организмы, начиная с простейших и кончая высшими животными, в своей основе имеют один и тот же генетический код, который, естественно, отличается длиной. Универсальный характер генетического кода ставит проблему механизма его возникновения, а степень различие в элементах кода между разными видами живого позволяет судить о степени их генетического родства.
Среди философских проблем биологии проблема происхождения жизни занимает, несомненно, одно из главных мест. Ведь она стала осознаваться и решаться людьми задолго до возникновения не только биологии, но и философии. Так, описание появления живых существ из воды и типы мы находим уже в древнейших клинописях Вавилонского царства. Аналогичные рассказы о самозарождении насекомых, змей и мышей имеются и в письменных источниках Древнего Китая и Индии. С формированием философии, а затем и биологии этот вопрос разрабатывается уже на профессиональной основе представителями той или другой науки.
К настоящему времени обозначились четыре основных подхода к ее решению гипотезы:
1) сотворения живых существ богом (креационизм);
2) перманентного зарождения живых организмов из неживого вещества;
3) панспермии;
4) однократного возникновения жизни на Земле.
Креационизма придерживаются сторонники всех наиболее распространенных религиозных учений. Согласно ему жизнь и живые существа на Земле были созданы богом. Именно с этого начинается, например, Ветхий завет священная книга христиан и иудеев. Причем в нем отражены даже не одна, а две версии сотворения мира и его обитателей. Если следовать первой, то мир был сотворен богом за шесть дней. Вторая же утверждает, что мир был рожден им сразу.
Поскольку Ветхий завет содержит генеалогию всех прародителей израильтян (кто сколько жил и кого родил), то можно вычислить время сотворения мира, а следовательно, и первых живых существ.
Так, в 1654 г. архиепископ Литер из Ирландии пришел к выводу, что бог сделал это 23 октября 4004 г. до рождества Христова. Некоторые из современных теологов называют другую дату - 7 октября 3761 г. до рождества Христова. Однако с точки зрения современной науки оба эти утверждения представляются совершенно несостоятельными: получается, что мир был создам тогда, когда на Ближнем Востоке, как показывают археологические находки, уже существовала хорошо развитая цивилизация. Более того, согласно научным данным возраст Земли составляет около 4,5 млрд лет, что не идет ни в какое сравнение с возрастом, вычисленным на основе библейских сказаний.
Стремясь избежать явного противоречия с наукой, некоторые современные теологи указывают, что божественный день это не 24 обычных часа, а значительно больше - быть может, целая геологическая эпоха. Правда, пока подобная точка зрения не была официально признана церковью. Ведь ее принятие неизбежно потребует пересмотра также многих других библейских положений, носящих характер догм.
Гипотеза перманентного
зарождения живых организмов из неживого
вещества, как уже отмечалось, получила
распространение в Древнем
С распространением христианства идея перманентного зарождения оказалась, по сути, под запретом: ее признавали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся нечистой силе. Однако в новое время, когда влияние религии ослабло, она вновь возрождается. Так, в XVII в. известный исследователь физиологии растений Я. Б. Гельмонт (1579 - 1644) описал эксперимент, в котором ему якобы удалось получить живых мышей из зерна и грязного белья, находившихся в открытом кувшине двадцать одни день.
По мере того как строгость
научных экспериментов
Наконец, в середине XIX в. благодаря опытам французского микробиолога и иммунолога Л. Пастера (1822 - 1895) было окончательно доказано, что и микробы не способны самозарождаться.
С этого времени положение «все живое происходит только от живого» начинает считаться важнейшим принципом биологии. Но коль скоро для появления любого живого организма необходим другой живой организм, причем такого же рода, то естественно возник вопрос, откуда взялся самый первый живой организм.
Сторонники гипотезы панспермии полагают, что из космоса. Данной позиции придерживались такие крупные ученые XIX в., Ю. Любих (1803 - 1873), В. Томсон (1824 -1907), Г. Гельмгольц (1821 - 1894). Последователи этой идеи имеются и среди современных ученых, например известные английские астрофизики Ф. Хойл (1915 г. р.), астроном Дж. Берне из Корнельского университета США и др.
При этом, однако, следует иметь в виду, что во взглядах представителей науки XIX и XX вв. имеется очень существенное отличие: если первые полагали, что жизнь во Вселенной, как и материя, вечна и никогда не возникала, то вторые настаивают только на том, что зародыши, пли «споры», жизни, появившейся в том или ином месте Вселенной, могут распространяться по крайней мере на ближайшее окружение, например соседние планеты или звездные системы. Причина этого расхождения вполне понятна. Ведь современная космология, выводящая состояние Вселенной нашего периода из состояния со сверхвысокой температурой и плотностью, исключает возможность вечного существования жизни. Так что классический вариант гипотезы панспермии может представлять сейчас лишь чисто исторический интерес.
Что же касается возможности переноса микроскопических живых организмов с одного небесного тела на другое, на чем настаивают сторонники «обновленного» варианта, то она может оказаться вполне реальной, тем более что есть ряд сообщений о нахождении в метеоритах объектов, напоминающих окаменелые остатки примитивных форм жизни. Правда, доводы в пользу их биологической природы не кажутся большинству современных ученых достаточно убедительными.
По, пожалуй, самый весомый аргумент против идеи панспермии дали исследования земных микроорганизмов с помощью метеоракет. Они показали, что на высоте более 77 км жизнеспособные микроорганизмы уже не обнаруживаются. Космические факторы (глубокий вакуум, сверхнизкая температура, потоки частиц космического излучения) оказываются для них фатально губительными. Но если земные микроорганизмы не в состоянии преодолеть, сохраняя при этом жизнеспособность, даже столь незначительные но космическим меркам расстояния, то вполне естественно предположить, что и их далекие предки были не способны на это. «Это было бы возможно, например, для клетки, герметично «замурованной» внутри метеорита или межзвездной пылинки. Однако, это представляется маловероятным и, очевидно, может быть сделано только искусственно».
Учитывая последнее
Гипотеза однократного возникновения жизни фактически включает ряд концепций. Ведь ответ на вопрос, где зародилась жизнь, чтобы быть убедительным, должен объяснить и то, как она зародилась. А вариантов понимания данного процесса существует не меньше, чем специалистов в этой области. По в наиболее общем плане можно выделить два основных направления:
1) рассмотрение зарождения
жизни как события сугубо
2) утверждение, что процесс
появления жизни на Земле
К сторонникам случайного
возникновения относятся
Однако существуют и такие
гипотезы, в которых этот процесс
рассматривается как
Тем не менее одних лишь
философских аргументов для обоснования
рассматриваемой позиции еще
недостаточно. Вот почему усилия большинства
современных сторонников
Эволюцию углеродистых соединений,
приведшую к появлению
На втором этапе, когда концентрация этих веществ в «первичном бульоне» стала достаточно значительной, в нем появляются небольшие (несколько микрометров) коллоидные образования, способные к относительно длительному самостоятельному существованию и далее росту. Как полагал А. И. Опарин, они обладали следующими качествами:
1) относительной устойчивостью;
2) возможностью обмена
с окружающей средой
3) способностью к росту,
увеличению в объеме в
4) возможностью деления, точнее, почкования, т. е. распада на две пли более системы, обладающие теми же свойствами;
5) способностью к слиянию двух или более систем в одну (своего рода зачаток генетической рекомбинации).
Благодаря этому коацерваты
были способны эволюционировать под
действием естественного
В настоящее время существования объектов типа коацерватов доказана экспериментально. Правда, в опытах никому не удалось наблюдать их эволюцию. Но, возможно, этот процесс идет очень медленно, гораздо медленнее биологической эволюции. Впрочем, нельзя исключать, что коацерваты действительно не в состоянии развиваться в живые образования и объектами предбиологической эволюции, если она все же происходила, были какие-то другие системы
Следует заметить, что идея эволюции живого была знакома уже античности. Например, Эмпедокл в V веке до н.э. говорил, что организмы образуются на основе случайного сочетания отдельных органов, причем нежизнеспособные сочетания вымирают, а удачные сохраняются. Несмотря на это до XIX века общепринятым было мнение, что все разнообразие живой природы возникло сразу в результате акта божественного творения и с тех пор существует в неизменном виде.