Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:21, реферат
Биология – это наука, предметом которой является изучение живых существ. Несмотря на то, что жизнь в разных ее проявлениях и интересовала исследователей еще с древнейших времен, говорить о биологии как о естественной науке в современном смысле этого термина можно не ранее, чем с середины XIX века, когда было создано эволюционное учение Чарльза Дарвина. Учение Дарвина – это первая теория, где был описан естественный механизм приспособления и изменения живого. Среди вопросов биологии, которые имеют философское значение, следует указать:
Проблему понимания жизни как специфического явления
Проблема происхождения жизни
Проблемы, связанные с пониманием механизмов эволюции
Проблема антропогенеза
Философско-этические проблемы генетики человека
Введение 3
Проблема понимания жизни как специфического явления 5
Проблема происхождения жизни 13
Проблемы, связанные с пониманием механизмов эволюции 20
Проблема антропогенеза 25
Философско-этические проблемы генетики человека 30
Заключение 34
Список использованных источников 35
И все же главное, что принес с собой труд, - это появление культуры: вначале материальной (виде орудии труда), а затем и духовной. Культуру, без сомнения, можно считать пятым основным фактором антропогенеза, причем таким, который не только оказал определяющее влияние па завершение формирования внешнего облика человека разумного, но сделал его действительно разумным. Ведь именно в ходе культурной эволюции у человека сформировались речь и вербальное (словесное) мышление. Таким образом, становление человека есть результат длительного и сложного взаимодействия многих факторов и прежде всего необходимости приспособления к новой среде обитания, прямохождения, орудийной и трудовой деятельности и, наконец, культурной эволюции, последовательно порождаемых на определенных этапах этого процесса.
Большие успехи, достигнутые
в последние десятилетия в
области генетики человека, открывающие
реальный путь к воздействию на биологические
основы жизни, развитие и здоровье не
только отдельного человека, но и человечества
в целом, ставят перед учеными
множество новых проблем
Возможность вмешательства в генотип человека, которая по мере совершенствования методов генной инженерии становится все более реальной, порождает еще один круг вопросов, дискуссии по которым то затухают, то разгораются с новой силой. Предметом спора является прежде всего вопрос об оправданности, а следовательно, и допустимости экспериментального воздействия па геном человека. В принципиальном плане здесь можно выделить три основные позиции. Согласно одной из них использование методов генной инженерии для вмешательства в генотип человека с целью его «исправления» или «улучшения» не сможет привести к сколько-нибудь значительному успеху в лечении наследственных болезней, поскольку причиной большинства из них является взаимное влияние многих генов, что делает практически невозможным идентификацию с каким-либо одним генетическим дефектом, а следовательно, и применение методов генной хирургии для устранения патологии. В то же время риск нанести непоправимый вред не только генотипу отдельного человека, но и генофонду всего человечества из-за неполноты и несовершенства наших знании настолько велик, что применение данной инженерии к человеку должно быть поставлено под запрет - во всяком случае до лучших времен, когда будущие поколения людей смогут решить этот вопрос, полагаясь на гораздо более точные знания и надежную технику. Сторонники второй позиции не столь категоричны: они выступают не за запрет, а лишь за ограничение исследований в этой области. Так, если установлено, что вмешательство в генетический материал человека с целью избавления его от подобной болезни -.единственное эффективное средство, то поиски способов такого вмешательства, полагают они, вполне оправданны. В то же время на эксперименты, не имеющие прямого отношения к борьбе против болезней и человеческих страданий, даже если с точки зрения чистой науки они представляют интерес, должно быть наложено строгое «табу».
Наконец, ряд генетиков решительно против каких-либо ограничений на исследования в этом направлении. Свою позицию они мотивируют тем, что наука сама но себе не является ни «плохой», ни «хорошей». Поэтому угрозу для человечества представляют не сами исследования, а использование их результатов в злонамеренных целях. Однако последнее не касается научной деятельности, которая должна руководствоваться лишь стремлением к истине.
Говоря об актуальных философских проблемах биологии, хочется отметить, что биология нашего времени стала средством не только изучения, но и прямого воздействия на мир живого. В ней все более нарастают тенденции проектирования и конструирования биообъектов, проявляются задачи управления живыми объектами и системами. В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для всех уровней биологической реальности. Современная биология вступает в новый этап своего развития, который можно назвать биоинженерным. Становление и стремительное развитие генной и клеточной инженерии, инженерии биогеоценозов, решение проблем взаимодействия биосферы и человечества требуют совершенствования методов анализа и сознательного управления всем новым комплексом названных исследований и практических разработок. Этим задачам служит интенсивное развитие таких новых наук, порожденных современным этапом осмысления философских проблем в биологии, как биоэтика, экоэтика, биополитика, биоэстетика, социобиология и др.
Список использованных источников: