Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 08:33, контрольная работа
Мир в конце 19-20 вв. Рационализм и иррационализм как основные направления философии 20 в.
«Философия жизни» - Ф.Ницше, Дильтей, Зиммель
Психоаналитическая философия – З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм.
Контрольная работа по философии на тему:
«Философские течения 20 века».
1.Мир в конце 19-20 вв. Рационализм и иррационализм как основные направления философии 20 в.
Рационализм и иррационализм в 20 столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.
Рационализм XX в. представлен неогегельянством:
английскими философами Ф.Г. Брэдли
(1846—1924), Р.Дж. Коллингвудом (1889— 1943); американским
философом Д.Ройсом (1855—1916); итальянскими
философами Б.Кроче (1866— 1952) и Дж.Джентиле
(1875—1944) и др.; неорационализмом: французским
философом Г.Башляром (1884—1962); швейцарскими
философами — математиком Ф.Гонсетиом
(1890—1975) и психологом и логиком
Ж.Пиаже (1896—1980); рациовитализмом: испанским
философом Х.Ортега-и-Гассепюм (1883—
1955); лингвистической
Неогегельянство — рационалистическое
направление в философии
Неореализм — другое течение
рационалистического
Рациовитализм — появился как результат критики рационализма, прежде всего декартовского, философией Нового времени. Х.Ортега-и-Гассет не принимает рационализма Р.Декарта, ибо в философии последнего человек только познающий, но не живущий, а поэтому многие проявления бытия человека у Декарта остались за пределами исследования2.
Ортега-и-Гассет претендует на открытие и обоснование новой роли разума, позволяющей понять единство человека с миром. И мир этот — не только внешний мир межиндивидуальных отношений, но и внутренний, личностный мир, в основе которого лежит свободный индивидуальный выбор.
Иррационализм XX в. представлен «философией жизни» Ф.Ницше (1844—1900), В.Дильтея (1833—1911), Г.Зиммеля (1858—1918), А.Бергсона (1859—1941); психоаналитической философией З.Фрейда (1856—1939), К.Г. Юнга (1875—1961), А.Адлера (1870— 1937), К.Хорни (1885—1952), Э.Фромма (1900—1980); экзистенциализмом3.
Немецкий философ Вильгельм
Дильтей считал, что философия
является «наукой наук» и поэтому
не дает познания сверхчувственных сущностей.
Науки делятся на «науки о природе»
и «науки о духе». Предметом последних
является общественная жизнь, которая
постигается «описательной
Французский философ, лауреат Нобелевской премии (получил премию за стиль своих философских сочинений) Анри Бергсон исследовал такие феномены, как длительность, жизненный порыв, поток сознания, воспоминание о настоящем, творческая эволюция. Каждое из опубликованных А.Бергсоном произведений — «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Введение в метафизику», «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии» — становилось событием европейской интеллектуальной жизни4.
Центральные понятия его философии
— «чистая длительность» как
истинное, конкретное время и «неинтеллектуальная
интуиция» как подлинный
А.Бергсон первым ввел понятия «открытого» и «закрытого» обществ. Для первого мораль покоится на стремлении к свободе, влечениях, любви. Для второго — на принуждении, давлении, привычке; это мораль «муравья в муравейнике» — она автоматична, инстинктивна, ниже интеллекта. Первая — мораль человеческого братства, устремленная в жизненном порыве к Богу; она творческая, эмоциональная, свободная, выше интеллекта. Жизнь как категория, согласно Бергсону, выражает не просто биологическое в человеке, а духовное — моральное и религиозное.
2. «Философия жизни» - Ф.Ницше, Дильтей, Зиммель
"Философией жизни" называют направление западной философской мысли конца 20 - начала 19 в., предтечей которого считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, Г. Зиммеля, Л. Клагеса, Э. Шпрангера и др. Правда, причисление названных мыслителей к данному направлению условно - прежде всего по той причине, что философия каждого из них оригинальна, проблемные и стилевые различия между их учениями довольно значительны.
Философы данного направления выдвигают на первый план понятие и принцип жизни. Сам по себе обращенный к философии призыв - повернуться лицом к жизни - неоригинален; его, как и понятие жизни, можно встретить и в произведениях философов прошлого. Отличие же философии жизни от традиционной мысли заключается в том, что как раз через понятие жизни ее последователи стремятся решительно размежеваться с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь - и жизнь природы, и жизнь человека.
Другое критическое
Вместе с тем нельзя отрицать, что скорее не естествознание, а гуманитарные дисциплины - философия, психология, история, в том числе история духа, науки о языке, культуре, - образуют проблемный центр исследований философии жизни. И в этом отношении попытки представителей данного направления раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие наук о духе оказались перспективными. Вместе с работами Дильтея, Шпенглера, Зиммеля в западную философию буквально вторгся специфический историзм, т.е. стремление подвергнуть историю (как исторический процесс и как науку) углубленному исследованию.
Философия жизни внесла заметный вклад
в исследование сознания и бессознательного,
в изучение таких пластов, элементов,
функций духовно-психической
Значительное место в
Историю философии жизни обычно начинают с Ницше. Жизнь и сочинения Ницше.
Выдающийся немецкий философ и
писатель Фридрих Ницше прославился
еще при жизни. Но тогда это
была, по большей части, скандальная
слава нигилиста, которую сам
философ всячески поддерживал. Кроме
того, Ницше, через пятнадцать лет
напряженного труда впавший в
неизлечимую душевную болезнь, уже
не мог разумно участвовать в
полемике вокруг своих произведений,
так что некоторые его
Творчество Ницше обычно подразделяется исследователями на три (или четыре) основных этапа. Еще студентом (с 1866 г.) Ницше стал пробовать свое перо в жанре филологических исследований, но более зрелые и известные работы были написаны уже после окончания учебы. К первому этапу творчества Ницше относят произведения, написанные в 1871 -1876 гг. Этот период отмечен прежде всего влиянием Рихарда Вагнера, выдающегося композитора и мыслителя Германии. Сочинения "Рождение трагедии из духа музыки", 1872г.; "Философия в трагическую эпоху древней Греции", 1873 г.; "Несвоевременные размышления", 1873 --1876 гг., содержали своеобразную заявку молодого автора на философско-эстетические темы, на переосмысление греческого духа и его приспособление к условиям современности6.
Кроме захватившего молодого Ницше стремления дать истолкование образов Вагнера приходит еще одно интеллектуальное увлечение - философией Шопенгауэра. Статья "Шопенгауэр как воспитатель" входила в "Несвоевременные размышления". Сам Ницше описывал, какое воздействие на него оказала шопенгауэровская книга "Мир как воля и представление", став для него "зеркалом мира" и "зеркалом души". Некоторое время он верил чуть ли не в каждое шопенгауэровское слово. Однако, "переболев" и Вагнером, и Шопергауэром, Ницше стал пробиваться к собственным, оригинальным идеям, воззрениям, образам.
Книга второго периода "Человеческое, слишком человеческое", 1878--1880 гг., знаменовала уже происшедший разрыв со многими прежними влияниями и звала к еще более глубокой, необходимой для всей эпохи переоценке ценностей. К этому же периоду относятся "Утренняя заря", 1881 г., и "Веселая наука" (кн. 1 - 4), 1882 г. В одном из писем Ницше признавался, что раньше он "почитал философов", а теперь решил, что надо самому сделаться философом и подойти к сути человеческой мудрости.
Третий период связан с публикацией или, чаще, созданием главных, "самых ницшеанских" и наиболее популярных, опубликованных впоследствии произведений: "Так говорил Заратустра", 1883--1886 гг.; "По ту сторону добра и зла", 1886 г.; "К генеалогии морали", 1887; "Антихрист", 1888 г.
"Жизнь" и "воля" - центральные понятия философии Ницше.
Понятие "жизни" у Ницше не
отличается ясностью и содержательной
определенностью. Оно скорее носит
метафорический характер и раскрывается
через волю, волю к власти. Но "внедрение"
воли, в частности, воли к власти
в самые недра вселенной, апелляция
к энергичным волевым импульсам
самой жизни - нечто большее, чем
экстравагантная метафора философского
языка, изобретение одареннейшего
философствующего литератора. За этим
характерным для философии
В учении Ницше получила негативную
оценку концепция "двух миров", свойственная
многим течениям философии, для которых
реальный мир жизни заведомо несовместим
с "миром для нас", получаемым
благодаря научным и