Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:28, реферат
Китай – страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVII–XII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н.э. в результате войны государство Шан-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н.э.
1. Философия Древнего Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.1 Начало философского мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2 Этапы становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Специфика развития и содержания философии Китая . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2. Философские школы древнего Китая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Школа Конфуция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.2 Школа пяти элементов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.3 Школа Мо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.4 Школа имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.5 Школа законников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.6 Школа Дао. . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3. Основные проблемы, которые были поставлены древнекитайскими мыслителями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.1 Небо и происхождение всего сущего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2 Общество и человек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.3 Природа и человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.4 Природа знания и логические идеи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»
Кафедра Философии и культурологии
Реферат по курсу «Философия»
На тему « Философские школы древнего Китая»
Выполнила студентка:
группы ЭKZ – 421
Проверила:
Палий И.Г.
д.ф.н., проф.
Ростов-на-Дону, 2013 год
Содержание
1. Философия Древнего Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.1 Начало философского мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2 Этапы становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Специфика развития и содержания философии Китая . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2. Философские школы древнего Китая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Школа Конфуция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.2 Школа пяти элементов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.3 Школа Мо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.4 Школа имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.5 Школа законников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.6 Школа Дао. . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3. Основные проблемы, которые были поставлены древнекитайскими мыслителями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.1 Небо и происхождение всего сущего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2 Общество и человек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.3 Природа и человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.4 Природа знания и логические идеи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1. Философия древнего Китая
Китай – страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVII–XII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н.э. в результате войны государство Шан-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н.э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной смутные, робкие зачатки натурфилософии. Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н.э.
Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов.
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V–III в. до н.э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Так мифы стали частью традиционной истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов – историческими личностями.
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений и использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Китайские мифы предстают, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке».
Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о «пяти первостихиях», о «великом пределе» – тай цзи, о силах инь и ян и учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о «восьми стихиях».
Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с «пятью первостихиями»: вода, огонь, металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н.э. к уничтожению «Сражающихся царств» и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию – нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.
В литературно – исторических памятниках как «Ши цзин», «Шу цзин», мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Но подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период VI–III в до н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философской мысли, как «Дао дэ цзин», «Лунь юий», «Мо-цзы», «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы». Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших громадное влияние на последующее развитие китайской философии.
Философия и религия Древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая – конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии. Это два основных направления философии и две основные веры Китая. И на протяжении исторически длительного периода конфуцианство и даосизм были господствующей верой Китая.
Философия Древнего Китая является уникальной. Это объясняется тем, что философия Древнего Китая начала свое развитие и формировалась в изоляции, не испытывая влияния со стороны других государств.
К концу II тысячелетия до н.э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, наиболее сильное из которых – Чжоу – поглотило государство Шан (Инь). Длительный и неоднородный этап, растянувшийся с XI по III век до н.э. и получивший название периода Чжоу, отмечен целым рядом важнейших культурных преобразований. Особенно значительные изменения в социальной и духовной жизни страны произошли в середине I тысячелетия до н.э. и на протяжении так называемого периода Чжаньго (Воюющих царств; У-Ш вв. до н.э.). Иньские культурные традиции к этому времени уступили место новым веяниям.
Замена к середине 1 тысячелетия до н.э. каменных и бронзовых орудий железными, открыла новые возможности для развития земледелия и ремесел. Усовершенствовались ирригационные сооружения, улучшилась техника земледелия, появились в обращении монеты. В древнекитайских государствах возникли новые города. Накопились и неразрывно сплетенные с мифологией и древнейшими культами научные сведения о мире. Они воплотились в VII веке н.э. в создании лунно-солнечного календаря, а в IV веке до н.э. звездного каталога.
1.1 Начало философского мышления
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и о мире как созвучных реальностях. Начало китайской философии уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальности, образующей среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип понимается как наивысший правитель (шан-ди) но чаще он представляется словом «небо» (тянь).
Особенностью развития китайской философской мысли является влияние так называемых мудрых мужей (мудрецов) (пер. пол. 1-го тысячелетия до н.э.). Их имена неизвестны, но известно, что именно они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному осмыслению.
Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильность основывалась на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались чувство превосходства и нетерпимости ко всем другим философским взглядам.
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII–VI вв. до н.э., и этап расцвета философской мысли – этап соперничества «100 школ», который традиционно относится к VI–III вв. до н.э.
Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Ханьшуй (VIII–VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации.
1.2 Этапы становления
Древнекитайская философия связана с политико-моральными взглядами, неотделима от родо-иерархической системы и системы потомственного наследования.
В эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) зарождалась и утверждалась китайская народность и государственность. Появляются первые побеги китайской философии, формируются ее основные школы. К V-IV вв. до н.э. оформились главные направления: даосизм, конфуцианство и моизм.
Первый этап зарождения философских воззрений (предфилософия), приходится на XII – VIII вв. до н.э. Этот период характеризуется тесной связью с мифологией, когда сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.
В Китае высшее божественное начало - Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.
Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление - прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами.
В эпоху Чжоу, Небо становится главным всекитайским божеством, выполняя функции верховного контролирующего и регулирующего начала.
Культу этого божества придается не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент. Люди верили, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Чжоуский ван (правитель) стал считаться сыном Неба, а китайская империя - Поднебесной. Этот титул и название страны сохранились вплоть до XX в.
В период формирования государственности культ Неба обретает политический смысл: аристократы – дети неба, государь - сын (сяо) неба и отец китайцев. В основе общественных отношений лежит идея сыновности, почитание старших.
Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии, является «Пятикнижие».
К этим книгам относятся:
1. «Ши цзин» - «Книга песнопений» - сборник древнейшей поэзии, а также обрядовых песней и гимнов;
2. «Шу цзин» - «История древности» - описание жизни легендарных императоров;
3. «Ли-цзы» - «Церемониальная книга» - труд, в котором собраны описания различных обрядов;
4. «Чунь цзю» - «Книга осени и весны» - краткая и лаконичная хроника одного из древних княжеств Поднебесной;
5. «И цзин» - «Книга перемен» - сборник магических формул, заклинаний чаще гадательного характера.
Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.
Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях:
1. идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Отсюда и термин «Поднебесная», ставший синонимом страны.
2. идея перемен, учение
о действии противоположных
1.3 Специфика развития и содержания философии Китая
1. Многие тысячелетия
развития философской мысли
2. Философские знания
в Китае неразрывно связаны
с этикой и политикой. Знания
всегда рассматривались как