Философский плюрализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Термин "философия" возник из соединения двух греческих слов "phileo" — любовь и "sophia" — мудрость и означает любовь к мудрости. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Споры, что такое предмет философиипродолжаются .

Содержание

Введение.
2. Предмет философии .
3. Всеобщее как предметное пространство философии.
4. Основные проблемы философии, их особенности.
5. Основной вопрос философии.
6. Философский плюрализм.
Заключение.
Словарь терминов.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 31.93 Кб (Скачать файл)

Материализм (от латинского materials — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

Для понимания специфики  философии большое значение имеет  понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. В любой  науке ее основной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии  дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые  он считает основными для себя и для всей философии. Для Ф.Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция - вопрос о сущности счастья, для Руссо - вопрос о причинах социального неравенства, для Канта - вопрос о сущности человека, для Камю - вопрос о смысле жизни. Ф.Энгельс в своей работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" сформулировал основной вопрос по-иному. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Существует ли связь между  приведенной формулировкой Энгельса и иными подходами к пониманию  основного вопроса философии? На первый взгляд, взаимодействие материи  и сознания и стремление выяснить смысл жизни, или суть человеческого  счастья, далеки друг от друга. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских основных вопроса "что я могу знать?”, "что я должен делать?", "на что я могу надеяться?", необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы его возможностей, его отношение к двум наиболее общим "родам бытия" - к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа - царству свободы, области реализации всех человеческих возможностей, носителей гармонии, целесообразности, бессмертия.

Решить свои "человеческие", жизненные проблемы человек как  носитель философского разума может  двумя способами: либо признать приоритет  одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки  их объединения.

Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая  доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии  раскрывает смысл жизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть".

Основной вопрос философии  не совпадает полностью с предметом  философии. Предмет философии - это  исследования всего многообразия принципов  взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее как бы "повернуто" к человеку. Основной вопрос как  бы выдает тайну философии, позволяет  за бесстрастием абстракций увидеть  лицо страдающего и мыслящего  человека, позволяет ощутить его  заветное желание "быть". Понятие "человек" не совпадает с понятием "идеальное", человек - это единство материального и идеального, тела и духа. "Мир" не совпадает с  понятием "материя". Мир - это целостность, противостоящая человеку, являющаяся условием его существования, объектом его деятельности, в нем присутствуют "идеальные формы" человеческой деятельности, теории, произведения искусства. Основной вопрос выявляет основной разлад во взаимоотношениях человека с миром, скрытую исходную оппозицию, которую человек стремится преодолеть.

6. Философский плюрализм.

Плюрализм (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.

Суть Плюрализма в признании  им противоречий как источника социального  прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими  отсюда оппозицией, конфликтами и  конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "Плюрализм" был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии  Лейбница Вольфом в 1712. Отвергая представление  о пространстве и времени как  о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и  независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний. Разновидностью плюрализма является дуализм, сводящий число независимых первосущностей к двум.( Дуализм (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее.

В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем  последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем  два независимых первоначала, считается  Эмпедокл. Он учил, что мир образован  четырьмя элементами — землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением. С гносеологической точки зрения плюрализм — это частный случай эклектики. Плюрализм — такой же признак неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений. От мировоззренческого отличают методологический плюрализм — стремление объяснить исследуемый объект взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакторный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий изменение общества каким-то одним явлением — географической средой, экономикой и т. д.

Заключение.

Всякая истинная философия  одновременно персонально и универсальна: персонально в том, что она  связана с существованием философа; универсальна в том, что она поднимает  это существование до сущности и  заключает в систему... А это  означает, что философия имеет  прямое отношение к пережитому. Ницше  говорил, что философское произведение — это универсализированная описанием  его собственная жизнь, хотя то, что  относится к философии Канта  или Шопенгауэра, не может быть представлено просто как "биография души", но в первом случае это "рассудок", а во втором "характер". Всякая философия рождается от беспокойства, которое пытается преодолеть мыслитель, никогда полностью не достигая этой цели. Ее можно рассматривать как  психоанализ в двойном смысле, а именно как анализ и лечение. Ее побудительный мотив — это  устремленность к внешнему и внутреннему  миру. Она отказывается от насилия, поскольку мир — это обмен  словами, а насилие разрешается  в спорах. Но такая гармония никогда  не выступает в качестве отправной  точки. Отсюда следует та ностальгия, которая ощущается как неудовлетворенное  беспокойство. Философия — это  ностальгия вдохновенного бытия  о самом себе, говорил Новэлис. И представляется, что невозможно лучше раскрыть ее сущность. Эта же идея довольно ясно присутствует и у Маркса: конечной целью Марксова мышления является стремление сделать мир человеческой обителью, где человек смог бы жить сам по себе Однако философия — это не только форма реализации беспокойства и ностальгии. Через философствование можно прийти к бытию, к Я. Философия это вопрошающее мышление. Но постановка вопроса перед самим собой предполагает врожденную уверенность, предварительную очевидность... Философия — это возвышение личного существования до универсального разума. Гегель говорил, что сова Минервы вылетает ночью. Философия — это то, что пробуждается позже, после трудов и дней. Но если он пробуждается позже в качестве философа, то встает раньше в качестве человека. И в этом качестве он причастен ко всем проблемам других людей. Он размышляет о действиях людей и результатах этих действий, стремится сопоставить их друг с другом, поставить в отношение к целому. В результате он создает открытую систему... Именно в этом мы можем поддержать идею философии как строгой науки: система полностью рациональна, даже если она не является собственно наукой.

Словарь терминов:

Дуализм - одновременное наличие  у чего-либо двух, как правило, противоположных  качеств или свойств

Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм)

Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств (ср. материальное)

Логика - наука о формах и законах правильного мышления

Материализм - философское  представление, по которому реально  и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это  результат деятельности человеческого  сознания, которое представляет собой  высшую стадию эволюции физического  мира (ср. идеализм)

Материальное - воспринимающееся органами чувств и имеющее физические качества (ср. идеальное)

Материя - совокупность всего  физического, чувственного (материэльного)Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) БытияРеализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами

Натурализм - философская  идея, признающая природу первичной  реальностью и главным объектом познания, а также - стремящаяся объяснить  все только естественными (природными) причинами

Символ (с гр.) — отличительный  знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запрещают, предписывают и покоряют.

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekigo — выбираю) — соединение различных, иногда .противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетании различных сведений и знаний, Э. использовалась в позднегреч. философии, схоластике, в нек-рых дискуссиях нового времени. Э. характеризуется неумением выделять гл., ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире,

 

Список литературы.

Спиркин А. Г. Философия 2001.

И.Т Фролова: Учебник для  вузов 1990.

Маркс К. Энгельс Ф. : Сочинение т. 21

Степина В.С Энциклопедия. Новая философия 2001.

Балашов Л.Е : Учебник.2-зя редакция

Философский энциклопедический  словарь. - М: Сов. Энциклопедия, 1983.

7. Введение в философию.  М-: Политиздат, 1989.- Т. 2.


Информация о работе Философский плюрализм