Философское понятие материи, его эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:09, контрольная работа

Краткое описание

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой (либо более поздней антропологической, материалистической философией Фейербаха, который, однако, вошел в противоречие с основным характером немецкой философии этого периода - ее идеализмом).1 По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель2.

Содержание

1. Немецкая классическая философия И. Кант, Гегель ...................................... 3
2. Философское понятие материи, его эволюция ................................................ 8
Список использованных источников..............

Вложенные файлы: 1 файл

.Философия.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

1. Немецкая классическая философия И. Кант, Гегель

 

Термин "классическая немецкая философия" был введен Ф. Энгельсом. Однако, он не разъяснил что понимает под "немецкой классической философией". Под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой (либо более поздней антропологической, материалистической философией Фейербаха, который, однако, вошел в противоречие с основным характером немецкой философии этого периода - ее идеализмом).1 По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель2.

Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории.

При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу,. а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой3. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок.

Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени (Декарта, Лейбница, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия). В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).

Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. "Вплоть до появления кантовской философии, - пишет в этой связи Гегель, - публика еще шла в ногу с философией; до появления кантовского философского учения философия возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке. Ею поэтому занимались практики, государственные люди. Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья. Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания".

Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука.4

Всякая популяризация науки ведет к тому, что поступаются сначала научной формой ради простоты изложения, а затем самим содержанием - ради простоты восприятия. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача. Кант и Фихте в особенности стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции (логического выведения и обоснования) и конструкции (метафизические и диалектические), которые они использовали для построения философской теории.

Перечислим некоторые из положительных моментов немецкой классической философии. Философия Канта завершает рациональную философию (начатую Декартом). В его философии нашло свое выражение теоретическое отражение и понимания в просвещенческом духе человеческой свободы и равенства в период до французской революции.

В немецкой классической философии можно видеть зачатки "философии активной стороны" у Фихте, основы новой натурфилософии у Шеллинга (его же концепцию "динамического процесса" в природе, близкую к материалистической диалектике), диалектическую концепцию Гегеля (переосмыслившую старое понимание диалектики, как способа спора и обсуждения проблем в сторону ее научного построения, где диалектика становится методом познания развивающейся действительности). Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм, идею развития в исследование общества и природы и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей просвещенческой эпохи (идея развития становиться главной в диалектике Гегеля).

Послекантовская философия проводит также серьезную критику агностицизма (теории о непознаваемости действительности) и всей предшествующей рационалистической и эмпирической традиции.

Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией).5

В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта и теории познания (субъективизм, начавшийся с работ Декарта, доводится Кантом до логического конца и его поэтому можно считать последним последовательным субъективным идеалистом, с чем связано то, что в последующей фазе развития немецкой философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции).

Также можно сказать, что характерной чертой немецкого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию пантеизма дали Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности), а также дискуссия, разгоревшаяся в конце 18 века вокруг философии Спинозы (вызванная книгой Ф. Якоби "Об учении Спинозы", представляющей атеистическую интерпретацию его философии).

В социальном плане немецкая философия - свидетельство идейного пробуждения "третьего сословия" (бюргерства, буржуазии) Германии и развитие социальных и либерально-политических идей Нового времени и Просвещения (в этом плане Кант и Гегель дают одни из лучших толкований "гражданского общества" и "правового государства").

 

 

 

 

 

 

 

2. Философское понятие материи, его эволюция

 

Материя является одной из самых фундаментальных составляющих мироздания. Длительным и сложным был путь формирования материалистического взгляда на мир, его первооснову, а следовательно, и понятие материи прошло длительную историю. Эволюцию понятия "материя" в философии нельзя рассматривать вне эволюции этого понятия в естествознании и обществознании.

Можно выделить несколько этапов, характеризующих становление данного понятия в естествознании и материалистической философии.

Первый этап. Античная философия. Вопрос о первооснове мироздания решался древнегреческой философией. Здесь то, чему соответствовало понятие материи, выступало в форме конкретного, единичного тела или природной стихии.

Второй этап. Новое время (ХVII-ХVIII вв.) На общем фоне распада философии как единой науки, все ускоряющегося процесса дифференциации наук и развернувшейся в ХVII-ХVIII вв. борьбы между материализмом и идеализмом формировалось понятие материи как философское понятие.

Таким образом, и на первом, и на втором этапе материя понималась, во-первых, как какое-то особое начало в виде материала, из которого образуются все тела; во-вторых, это особое начало может существовать отдельно от конкретных вещей, тел (подобно груде кирпичей, из которых может быть выстроено нечто конкретное, то есть здание). Это представление естествоиспытателей о материи целиком было воспринято философией. Материалисты ХVII – первой половины ХIХ вв., явные сторонники механицизма, отождествляли ее с веществом, а следовательно, в теоретико-познава­тельном плане оставляли понятие материи на уровне того особенного, что было присуще материальным объектам как определенным данностям и не поднимались до обнаружения всеобщего, универсального признака в них. Логика: от единичного через особенное к всеобщему еще не "работала".

Третий этап. В конце ХIХ в. в естествознании произошли крупнейшие открытия, вошедшие в историю науки под общим названием "новейшая революция в естествознании". Непосредственно она выросла на открытиях Менделеева и Столетова, Герца и Попова.

Новейшая революция в естествознании состояла прежде всего в крутой ломке старых механистических представлений о материи, ее видах, свойствах, строении, формах движения. Но успехи науки не были переосмыслены многими естествоиспытателями и философами того времени. Смешение философского понятия материи с физическими представлениями о ее строении и свойствах и господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновению материи.

Дальнейшая разработка подходов к пониманию проблемы, позволили представить философское понятие материи более широко. "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"6.

Это понятие, таким образом, играет важнейшую роль и в становлении, развитии диалектико-материалистической теории познания. Утверждение материалистического монизма на фоне идеалистических и метафизических воззрений на сущность мира также базируется на этом определении материи. Эта философская категория играет основополагающую роль в развитии естествознания и других областей науки: она выражает как материальное единство мира,

Чем глубже наука погружается в познание глубин материи, тем больше она открывает в ней нового, неизвестного ранее. Каскад научных открытий в этой области, который начался во второй половине 20в. и продолжается сейчас физике элементарных частиц, космологии, астрономии, генетике, и других научных дисциплинах (например, исследования природы вакуума открытие кварков, глюонов, теоретическое обоснование сам о- произвольного распада протона, ячеистой структуры Большой Вселенной, поразительной однородности в распределении материи и энергии во Вселенной и др.)

Все это говорит о том, что современная наука вступила в период новой научной революции, ещё более великой, чем научная революция начала 20-го века. Наши знания о свойствах материи стремительно расширяются, наука вышла за пределы традиционных представлений о существовании только физической, плотной материи, которая воспринимается нашими физическими чувствами, и вышла в мир невидимой, более тонко организованной материи.

Эти факты говорят о том, что проблема материи нуждается в более углубленном философском анализе, чем раньше (имеются в виду многочисленные работы по проблеме материи в рамках диалектико-материалистического подхода, страдающие непоследовательностью, например, провозглашая на словах бесконечное разнообразие форм существования материи, авторы этих работ на деле ограничивают эти проявления только формами физической, плотной материи).

Раскрывая поставленный вопрос, будем подразумевать, в первую очередь, теософскую концепцию материи, возникшую в последней трети 19 века. Она предвосхищает революционизирующие открытия науки не только конца 19 в. начала 20 в. такие как открытие радиоактивности, рентгеновского и других излучений, электронов, протонов и других микрочастиц, создание специальной и общей теории относительности и т.д., но и конца 20 в. начала 21 в.

Эта концепция намного расширяет рамки наших представлений о материи, позволяет действительно показать бесконечность выявлений материи. Особенности этого подхода выражаются в следующем:

1. «Все  что материально, может быть видимо, или слышимо и фиксируемой либо аппаратами, либо внешними или тонкими чувствами человека»7. То, что сейчас не может быть фиксируемо, будет зафиксировано либо с помощью новой аппаратуры, либо с помощью развивающихся новых чувств человека.

2. «Все  существующее материально ... Нет  мира или миров нематериальных ... Вне материи не существует  ничего и существовать не может ... Материя и энергия - две стороны  одной медали».

3. «...Истинный  материализм ничто не отрицает, но утверждает беспредельность возможностей выявления материи ... Возможности материи неисчерпаемы. Ее свойств нельзя ограничить своим пониманием на сегодня. Всякое отрицание без научной проверки неубедительно... Надо просто знать, но без всяких отрицаний»8.

4. Возможности познавания материи беспредельны, равно как и ее свойства и особенности. Потому материю нельзя ограничить известной сейчас шкалой химических элементов.

5. «...Материя, энергия, разум и жизнь  - это разновидности свойств все той же материи ... Разум есть атрибут материи ... материя разумна и в своих выявленьях выражает Законы Космические... Степени проявления разумности в различных видах и формах материи неодинаковы. В Природе существуют различные уровни разумности, образующие Иерархии. Он проявляется и в кристаллах и в органической жизни»9.

Информация о работе Философское понятие материи, его эволюция