Характеристика философии эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Проблема человека в философии во все времена вызывала большой интерес, что обусловлено расширением и углублением знаний о мире. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Это выявляет очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Содержание

1. Введение
2. Проблемы человека в философии
3. Характеристика философии эпохи Просвещения
3.1 Английское Просвещение
3.2 Французское Просвещение
3.3 Немецкое Просвещение
3.4 Русское Просвещение
4. Заключение
5. Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 46.53 Кб (Скачать файл)

План

1. Введение

2. Проблемы человека в философии

3. Характеристика философии эпохи Просвещения

3.1 Английское Просвещение

3.2 Французское Просвещение

3.3 Немецкое Просвещение

3.4 Русское Просвещение

4. Заключение

5. Список использованных  источников

6.  Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема человека в философии  во все времена вызывала большой  интерес, что обусловлено расширением  и углублением знаний о мире. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Это выявляет очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

В XVIII веке закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен  в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом  стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятную для человека перестройку общества. Широкое распространение новых философских идей о предназначении человека, об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе изменило ход мировой истории, спровоцировало открытие многих постулатов и изобретений в разных сферах деятельности человека, что обуславливает актуальность данной темы.

Цель данного исследования – проследить ход развития философской мысли в эпоху Просвещения в разных странах.

Реализуя цель, были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию  проблемы человека в философии 

2. Рассмотреть основные  направления философской мысли  в эпоху Просвещения в Англии, Франции, Германии и России

3. Рассмотреть основополагающие идеи выдающихся философов эпохи Просвещения, касающиеся проблемы человека в философии

4. Сделать выводы о  важных моментах характеристики философских идей эпохи Просвещения и о значении данного этапа в развитии мировой философской мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема человека в философии

 

Проблема человека является одной из центральных для всей философии и сегодня актуальна, как никогда, поскольку особо  остро встаёт вопрос о смысле и  цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

В истории философии было много подходов к пониманию человека. Существуют различные взгляды на человека в соответствии с многообразием  философских учений как прошлого, так и настоящего. В сущности, во всех этих идеях решалась извечная тема философских учений – взаимосвязь  души и тела, или, говоря современным  языком, взаимосвязь биологического, социального и психического в  человеке.

По мере развития философии  были выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность. Нельзя забывать, что человек – и биологический организм. Человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо. Человек рождается трижды: физически, социально и духовно. 

В человеке остаётся невероятно  много  скрытого,  таинственного.

Он  –  головокружительной  сложности  кроссворд,  загадка  из загадок.  Его действия зачастую  не  поддаются  рациональному  истолкованию  и  адекватной оценке, по крайней  мере,  с  помощью  существующей  теории  и  методологии.

           Так кто же он, человек? В  чём его сущность? Действительно  ли  она непознаваема как “вещь  в себе” (Кант) и универсальна  как “мера  всех  вещей” (Протагор)?  Что есть биологическая и   социальная  природа  человека?  Каковы его эволюционные истоки  и  жизненные  силы,  социальные  идеалы  и  система ценностей?  Где искать и как измерить  подлинное богатство личности?  Свободен ли человек от самого  себя? Достижима ли гармония внутри  человека и вне  его? 

           Вопросов всегда больше,  чем   ответов.  Тем не менее, философы  упорно пытаются найти ответы  на эти вопросы. Не исключением  стали и великие деятели и  философы XIII века – века Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика философии эпохи Просвещения

 

В историю XVIII в. вошел как  эпоха Просвещения. Его родиной  стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: «Всё должно предстать перед судом разума!». Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. «Имей мужество мыслить самостоятельно!» — таков призыв Просвещения.

В философии Просвещения  появляется ряд специфических проблем  и установок:

  • полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом- невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума;
  • выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс;
  • развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Просвещения.

Проблема научного метода и шире - проблемы познания - всегда находились в центре внимания философии Просвещения. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам.

При поисках нового «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» — опыт) и рационализма («рацио»  - ум).

Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества в конечном счёте сводится к опыту. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощёная табличка (tabula rasa- чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он и есть истинный метод философии и всех наук.

Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. В разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Затем, по правилам дедукции (от общего к частному), мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей.

 

Английское Просвещение

 

Первой в эпоху Просвещения  вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Т.Гоббс, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

И все же английское просвещение  было просвещением для избранных, носило аристократический характер.

Томас Гоббс  (1588—1679), которого можно считать одним из ранних просветителей в Англии, выводил природу человека из жизненных влечений и практических интересов людей, из их естественных побуждений к самосохранению, богатству, почёту, славе. Люди, по Гоббсу, действуют ради любви к себе, а не к другим и руководствуются, как правило, эгоистическими устремлениями, поэтому и возникаю отношения соперничества и вражды между людьми, положить конец которым может и должно установление мощной государственной власти, введение чётких законов, обязательных для всех без исключения граждан.

Государство выступает в  политической теории Гоббса продуктом  общественного договора, гарантом мира и процветания членов общества, даёт возможность каждому человеку реализовать  те права, которыми он обладает от природы: правом на жизнь, на безопасность, на владение имуществом. Сторонник абсолютной власти государства, Гоббс вместе с тем  не исключал и определённых свобод, которыми должны располагать граждане: свободы выбора места жительства, рода занятий, того или иного образа жизни и т.п.

Зарождение основных течений  философии эпохи Просвещения  в Англии сопутствовало социальным и культурным историческим изменениям, а также распространению идей эпохи просвещения вдоль по европейскому континенту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Французское просвещение

 

В отличие от английского,  французское просвещение ориентировано  не на аристократическую элиту, а  на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого  демократического просвещения зарождается  идея создания “Энциклопедии, или толкового  словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой  и доходчивой форме (а не в форме  научных трактатов) знакомила читателей  с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого начинания  выступает Д.Дидро, а его ближайшим  соратником – Д.Аламбер. Статьи для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах.

Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения, решалась она преимущественно с позиции открытого материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) или же с позиции деизма, точнее деистской формы материалистической философии (Вольтер, Руссо).

Своё понимание человека французские материалисты противопоставляли  религиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую трактовку природы человека как  сочетание телесной, материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души. А некоторые из философов-деиств, так, например, Руссо, допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер отрицал, что душа бессмертна.

В истолковании человеческой природы Вольтер (1694–1778, Франсуа Мари Аруэ) выступил противником Паскаля, отвергая не только его дуализм, но и главную мысль философа, что человек – одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе, своего рода «мыслящий тростник»…

Философ был приверженцем либеральной политической философии, из учений которой исходит, что люди рождаются равными, а последующее  неравенство – результат предприимчивости и обстоятельств. Так Вольтер  в социальном и имущественном  неравенстве видел предпосылку  общественного равновесия и нормального  развития общества. Он утверждал, что  в основе общества и государства  лежит молчаливое соглашение, обязывающее  власть действовать на благо своих  подданных и обеспечивать соблюдение их естественных прав, важнейшими из которых  являются свобода, равенство перед  законом и собственность на продукты твоего труда.

Противоположную точку зрения отстаивал Жан Жак Руссо (1712-1778). Он настаивал на прямом и безусловном народоправстве. Культура портит человека, порождает неравенство, вытекающее из собственности. Корни неравенства и появление частной собственности Руссо ищет в разуме. Неравенство среди людей первоначально проявлялось только в природном плане: здоровье, силе, уме. В ходе же усложнения общественной жизни, особенно появлении земельной собственности, физическое неравенство было дополнено экономическим и политическим. Исторический процесс в концепции Руссо представлен в следующем виде: первоначальное естественное равенство уступает место на определённом этапе общественному неравенству, а последнее в свою очередь отрицается равенством. При этом под равенством, по мнению философа, не следует понимать, что у граждан степени богатства и власти должны быть совершенно одинаковы. Свобода была номинальной целью Руссо, реальной – равенство, даже за счёт узурпации свободы, способ достижения равенства – особая организация государства, при которой каждый гражданин полностью отдаёт свои права в пользу общины. В отличие от Гоббса Руссо считал, что в естественном состоянии не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовала гармония.

Информация о работе Характеристика философии эпохи Просвещения