Характеристика философии эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Проблема человека в философии во все времена вызывала большой интерес, что обусловлено расширением и углублением знаний о мире. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Это выявляет очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Содержание

1. Введение
2. Проблемы человека в философии
3. Характеристика философии эпохи Просвещения
3.1 Английское Просвещение
3.2 Французское Просвещение
3.3 Немецкое Просвещение
3.4 Русское Просвещение
4. Заключение
5. Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 46.53 Кб (Скачать файл)

Дени Дидро (1713–1784) разделял теорию врожденного морального чувства, важнейшим проявлением которого он считал стремление к добродетели, к взаимной любви и поддержке, Но прирождённая склонность не исключает, по его мнению, необходимость морального воспитания. Последнее развивает и укрепляет «естественную» добродетель, формирует у людей высокие нравственные качества.

Огромный вклад в разрешение проблемы человека в эпоху Просвещения  внёс также писатель, историк и  философ Шарль Луи де Монтескье (1689–1755). Считая, как и все просветители, что человеческая природа поддаётся усовершенствованию благодаря распространению образования, улучшению законов и социальных учреждений, он разработал ряд законов, основанных на разуме и соответствующих «человеческой природе». Он выделил законы двух типов: физические (естественные) и социальные. Физические законы установлены Богом как законы природы и действуют в Естественном состоянии, т.е. догосударственная сфера и в гражданском обществе (государство). Социальные же законы установлены людьми и действуют только в гражданском обществе.

Таким образом, эгоистическая  мораль французских материалистов  XVIIIв. не только не была чужда общечеловеческим нравственным ценностям, а напротив, предполагала гуманизацию межличностных отношений.

Немецкое просвещение

 

В отличие от французского, немецкое Просвещение в целом не обращалось к традиционным антропологическим сюжетам. Между тем, именно в немецком просвещении философская антропология постепенно оформлялась в самостоятельную область философии. Знаменитые кантовские вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» были сложным восхождением к постановке проблемы человека.

Немецкие просветители рассматривали  себя в качестве своеобразных миссионеров  разума, призванных открывать людям  глаза на их природу и предназначение. Ренессансный идеал свободной личности обретает в эпоху Просвещения  атрибут всеобщности: должно думать не только о себе, но и о других, о своём месте в обществе. Главным, определяющим, по их мнению, в человеческой природе является всепроникающий разум – державная черта, определяющая качество человека.

Одним из характерных признаков  Просвещения является исторический оптимизм. Он основывается на представлении  о разумности человека, на убеждении, что в человеческой природе масса  прекрасных, положительных задатков. Что касается пороков, то они преодолимы. Нет такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и человечества, воспитание человеческого рода.

В немецкой философии начало Просвещения связано с именем Христиана Вольфа (1679–1754). Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии.

Видным представителем вольфианской просветительской философии в свой ранний, докритический, период выступает Эммануил Кант (1724–1804). В его творчестве можно проследить определённую эволюцию от проблем естествознания к проблеме человека. Прежде чем поставить общие фундаментальные вопросы о предназначении человека, о его сущности, Кант обращается к физическим законам построения мира. Ученый разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности; выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас.

Кант впервые сформулировал  вопросы, через которые выражаются интересы человеческого разума.

Что я могу знать?

Кант признавал возможность  познания, но при этом ограничивал  эту возможность способностями  человека, то есть познать можно, но не всё.

Что я должен делать?

Нужно действовать по нравственному  закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

На что смею надеяться?

Надеяться можно на себя и на государственные законы.

Что такое человек?

Человек — высшая ценность.

 В “Критике чистого  разума” он пришел к выводу, что человеческий разум в принципе  не может познать сущность  вещей. Возможно лишь познание  “явлений”, т.е. того, что возникает  в результате взаимодействия  реального мира (так называемых  “вещей в себе”, недоступных  познанию) и нашей познавательной  способности. Поскольку “вещи  в себе” непознаваемы, то Кант  делает вывод о принципиальной  невозможности постижения Бога.

 

 

 

 

Русское просвещение

 

Среди многих других философских  проблем размышления о человеке в русском просвещении занимают едва ли не главенствующее место. Философы-просветители задают себе множество новых вопросов, пытаясь найти на них ответы. В чём существо человека? Какова его природа? Что представляет собой человек как гражданин и член общества?

Русское Просвещение унаследовало проблематику просвещения европейского, но осмысляло и развивало её вполне самобытно. Уделяя первостепенное значение философскому осмыслению проблемы человека, русские просветители пытались определить его место в природе, назначение в обществе. Человек является для  них частью природы, причём её лучшей частью, её высшим творением. Всё, что  создала природа до человека, было лишь прелюдией, подготовкой к торжественному акту творения человеческого существа. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порождённых  природой, заключается в разуме. Именно разум позволяет человеку использовать стихийные законы природы  в собственных интересах.

Это восхищение человеком  как совершенным созданием природы  свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит она  в поэме Иванa Петровичa Пнинa (1773-1805) «Человек». Это своеобразный гимн её величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба. Мысль о том, что человек при всей своей уникальности, страдает от несвободы, несправедливости, социального неравенства, волновала русских просветителей не меньше, чем вопросы о человеческой природе. Объявляя себя противниками всякого рода рабства и угнетения, они впервые заговорили о необходимости уничтожения крепостного права как противоречащего человеческой природе и предназначению человека. Рассматривая человека как существо социальное, просветители обращают внимание и на то, что в нём существуют как бы два начала – чувственное и разумное. Эти два начала различные по своей природе, часто противоречат друг другу, человек, сам того не желая, оказывается под влиянием одного из них. Русские просветители во всём стремятся к идеалу, им свойственно желание слить чувства и разум в гармоническое единство. Такое органическое соединение чувственного и разумного начал, по их мнению, предохранит личность от отклонений в своём духовном развитии и нравственного разложения.

Огромное внимание уделяли  просветители вопросу о перестройке общества. Если человек стремится обрести свободу, то каким должно быть общество, в которым он живёт? Просветители представляли себе общество во многом антропологически. Оно должно быть таким, каким его хочет видеть сам человек. В то же время благополучие общества и его граждан просветители связывали не только со свободой личности и просвещённостью человека, но и социально-экономическим статусом личности и, прежде всего с отношением к собственности.  

Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек  должен быть его достойным гражданином. Отсюда интерес просветителей к  проблеме воспитания личности. Этой теме посвящён трактат Бестужева Александра Феодосьевича (1761—1810) «О воспитании». Являясь сторонниками общественного воспитания, просветители в первую очередь руководствовались интересами государства. Они желали так организовать воспитание, чтобы научить человека жить в обществе, строго соблюдая общие интересы и правила добродетели, ставя общественные интересы выше личных выгод.

Таким образом, философско-антропологическая  мысль русских просветителей  отличались значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих  и нравственных проблем. Многие темы, к которым обратились русские  просветители, получили развитие в отечественной философии XIX-XX столетий.

просвещение философия  человек проблема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Интерес к философии эпохи  Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых  философских течений в XIX веке.

Философия эпохи Просвещения  невольно привлекает к себе наше внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными  надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стали и  нашими ориентирами, идейно в середине XX века человечество было захвачено  перспективами научно-технического прогресса и многими идеями философии  истории. Как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями ряда философов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса для человека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойство и та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом и столкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом. Центральной и фундаментальной философской проблемой для философов-просветителей оказалась не столько проблема бытия природы, сколько проблема бытия человека, развития его как личности и развития человеческого разума, его неограниченных, самодостаточных возможностей. В этом состоит особенность гуманистического пафоса философии французского Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Блинников Л.В. Великие философы. М., 1997.

2. Гриченко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт – Издат. 2004. – 688 с.

3. Ильин В. В. Философия в схемах и комментариях.- Издат. Питер, 2006   

4. История западноевропейской философии. М., 2000

          5. Какне В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – 432 с.

6. Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 541 с.

7. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В. Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М. 1986.

8. Фролов И.Т., Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. – 461 с.

 

Режим доступа

 

1. http://www.gumfak.ru/filos_html/lecture/lec07.shtml

2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/08.php

3. http://do.gendocs.ru/docs/index-20157.html?page=3

4. http://www.myshared.ru/slide/226229/

5. http://kgmuhelp.ru/content/bilet-11-problema-cheloveka-v-filosofii-prosveshcheniya

6. http://intencia.ru/Pages-view-456-2-1.html

7. http://rudocs.exdat.com/docs/index-22171.html

 


Информация о работе Характеристика философии эпохи Просвещения