Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:03, реферат
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ А.С.ПУШКИНА МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Реферат
по философии
на тему: «Ценности и их роль в жизни человека»
Выполнила: ст.гр. М-21-З
Зайцева Екатерина Викторовна
Москва 2012
Введение
Система ценностных ориентаций,
являясь психологической
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.
Ценности: понятия, сущность, виды
Кибернетическое понимание
общества заключается в представлении
его как принадлежащего "к особому
классу универсальных адаптивно-
В известном ракурсе культура
может рассматриваться как
Сама культура определяется
аксиологически как совокупность материальных
и духовных ценностей и способов
их созидания и трансляции. Ценности
как таковые неразрывно связаны
с социокультурным контекстом и
могут рассматриваться в
Система ценностей человека
является «фундаментом» его отношения
к миру. Ценности - это относительно
устойчивое, социально обусловленное
избирательное отношение
«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».
Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.
Ценность относится к
числу таких общенаучных
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.
Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".
Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:
- к материальным ценностям
мы отнесли: автомобиль, аквариум,
гараж, драгоценности, деньги, еду,
дом, игрушки, косметику,
- к духовным: активно-деятельную
жизнь, жизненную мудрость, жизнь,
семью, любовь, дружбу, смелость, труд,
спорт, ответственность,
Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.
Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.
Философия ценностей
В философии проблема ценностей
рассматривается в неразрывной
связи с определением сущности человека,
его творческой природы, его способности
созидать мир и самого себя в соответствии
с мерой своих ценностей. Человек
формирует свои ценности, постоянно
разрушает противоречия между сложившимся
миром ценностей и
М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.
На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.
Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.
Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.
Мир ценностей, телеологически
детерминирующих свой объект, на который
он изначально направлен, не висит в
воздухе. Он укоренен в аффективной
жизни психики не в меньшей
степени, чем витальные потребности.
Первое соприкосновение с ценностями
происходит благодаря общению со
значимыми лицами - родителями. С
начальных ступеней онтогенеза они
вмешиваются в спонтанное функционирование
витальных потребностей, внося в
них порядок, необходимый для
всего социума. И если становящееся
сознание черпает свою силу в основном
из аффективных образов значимых
лиц, то в дальнейшем оно освобождается
от необходимости в такой
Структура ценностей человека - характер и ранговый порядок его верований, влечений, стремлений - отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество "человеческого материала", т.е. то, каков человек есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение - это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет.
Прямая дорога к главным нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через познание им своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.
Ценности в литературе
Современное поколение никогда
не должно забывать о том богатстве,
которое оставили нам наши предки.
Мудрость наших предков отражена
в произведениях устного
При солнышке тепло, при матери добро. Здесь говорится о материнской любви, заботе, доброте;
Там где дружат, живут - не тужат. Начался разлад и друзьям не рад. Здесь говорится о важности дружбы и взаимопонимании;
Где любовь, да совет там и счастье, и свет, а где споры да ссоры, там одни лишь раздоры. Здесь говорится о значимости любви и согласии между людьми.
Что такое любовь, доброта, дружба и каждый понимает значение этих ценностей по-своему, которое не каждый может объяснить. Действительно, я согласна с Джоном Ивненом, который сказал, что «дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Поражают слова Мартина Кинга, для которого «любовь – это единственная сила, способная превратить любого врага в друга». Сегодня также значимы слова Франка Кларка: «Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее тому, кто никогда об этом не узнает». «Счастье всегда кажется маленьким, когда ты его держишь в руках, но отпусти его – и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно» (М. Горький).
В нашем жестоком мире, где столько лжи, несправедливости, насилия, наверно именно нашему современному поколению нужно наконец-то задуматься о том, что существуют такие ценности как милосердие, доброта, любовь, справедливость.
Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)
В.П. Тугаринов писал, что в литературе, посвященной классификации ценностей, существует их деление на ценности жизни и культуры. Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т.д.