Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:03, реферат
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Очень важен для социологического
исследования ценностного мира современной
молодежи и исторический подход, анализ
жизненных планов и установок, которыми
руководствовались
В каком отношении находятся эти ценности сегодня? Какие ценности разрушаются, а какие остаются? Как происходят и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего живут сегодня молодые люди в России?
Ответам на эти и другие вопросы посвящен наш исследовательский проект «Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ века». Предметная сфера исследований была ограничена в первую очередь так называемыми фундаментальными ценностями, их отношением ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, которые в условиях «ломки ценностей», их переоценки остаются все же наиболее стабильными.
При этом основная часть изменений относилась к сферам семьи, образования и культуры, где эти фундаментальные ценности человеческого сознания присутствуют в наибольшей степени и являются, на наш взгляд, наиболее стабильными в условиях происходящих изменений.
Исследование ставит задачу, предполагая выявить:
состав наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных ценностей;
иерархию этих ценностей (их положение на шкале более или менее значимых) в массовом сознании;
структурные характеристики (природу, качество, отнесенность к различным типам) этих ценностей;
динамические характеристики (способность к изменениям) ценностного мира будущих специалистов.
По завершении обработки полевой информации на ЭВМ в исследовании предполагалось получить:
во-первых, линейное распределение всех ответов на вопросы анкет по массивам опрошенных в целом, а также по отдельным группам и регионам;
во-вторых, состав и иерархию наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных ценностей;
в-третьих, выявить роль семьи в общей структуре ценностных ориентаций молодежи, ее терминальную и инструментальную ценность, особенности брачно-семейных установок и ценностей, характерных для молодежи, выделенных по полу, возрасту, и образованию;
в-четвертых, выявить роль образования в формировании ценностей респондентов;
в-пятых, замерить динамические характеристики ценностного мира молодежи разных десятилетий.
Социологические исследования проблем молодежи в современной России опираются на громадный исторический опыт, накопленный в 60-70-е годы.
В социологических исследованиях недопустим разрыв между теорией и эмпирией, необходим учет целого комплекса обстоятельств, особенностей ценностных ориентаций и образа жизни молодежи.
Авторы на протяжении нескольких
десятилетий анализируют
Авторами были разработаны
и проверены сравнительные
В исследовании проблем молодежи
ученые порой шли от «должного» и
«сверху заданного». В результате
объектом исследования становились
не реальные молодые люди с их плюсами
и минусами, а «абстрактное молодое
поколение». В то же время исследования
социологов предыдущих лет, сотни диспутов
шестидесятых-восьмидесятых
Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.
Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы». Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов. Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем.
Серьезная наука должна разрушать
эмпирическим путем ту сферу догм
и предрассудков, которые существуют
в обществе, показывать реальное положение
дел, ни в коем случае не идеализировать
действительность. К сожалению, некоторые
социологи утрачивают необходимую
для честной науки
Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.
В последние годы в России
появились многие возможности финансового
самоутверждения личности, где не
требуется высокий уровень
Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования - отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. - это также картина кризиса.
Однако кризис какого-либо
явления отнюдь не равнозначен падению
или исчезновению его социальной
ценности. Наоборот, активная общественная
критика может означать наличие
ценностного конфликта в этой
области, т.е. «чувства отклонения от идеала»,
несоответствия общественной потребности
и наличию имеющихся
Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом - островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности - необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни.
Анализ духовных ценностей и социальных процессов является приоритетной задачей социологии. Ибо по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются.
Наиболее распространенными среди ценностей являются следующие: жизнь – 61,1 %, здоровье – 55,5 %, спорт – 61,1 %, деньги – 61,1 %, дружба – 94,4 %, семья – 83,3 %, доброта – 78 %, труд – 50 %.
Философская рефлексия нормативно-
Заключение
Окружающий нас мир
многолик и разнообразен. Мы живем
в период сложных социальных перемен,
когда становление
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.
Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.
Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Список литературы:
Барабанов В.В. Обществознание / В.В. Барабанов, В.Г. Зарубин. – Москва: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2005. - 334 с.
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – Москва: 1999. – 237 с.
Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 518 с.