Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций
Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).
Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).
Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".
Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.
Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.
36. Ценности и их роль в жизни человека и общества
"Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х гг. XIX века. Это связано с немецким философом Г.Лотце, который в своих работах "Основания практической философии и «Микрокосм" четко ограничил мир явления и мир внутренних ценностей. Его заслуга состояла в постановке, но не в решении, вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное – в том, что само понятие "ценность" было введено в систему философских категорий.
На основе категориального статуса "ценности» сформировалась философия ценности или аксиология «как новый вид философской основной науки» Г.Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики. Поэтому задача философии состоит в истолковании смысла человеческой жизни на основе учения о ценностях. "Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической".
Дело в том, что жизнь человека немыслима без целеполагания, т.е. постановки и реализации своих целей. Основой их зарождения являются интересы и потребности человека, которые распространяются на всю его жизнь, на определение её смысла, отдельных жизненных этапов и средств достижения конкретных целей. Целеполагания нет как в неорганическом, так и в органической природе.
В религиозном мировоззрении
Известный философ О.Г.Дробницкий (Россия) так определил понятие ценности. "Ценность" – это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно – оценочную сторону явлений общественного сознания
В конечном счете, большинство философов сходятся во имени, что не всякая значимость есть ценность, а значимость положительная, способствующая как физическому и духовному развитию индивида, так и в целом, общественному прогрессу.
Более того, утверждается, что главной, высшей ценностью является сам человек.
Итак, ценность – это не любая значимость, а та, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.
38. Конфликтная модель общества и свобода личности.
У фаталистов необходимость и случайность совмещены. “Всё предопределено”. Волюнтаризм отрывает случайность от необходимости и абсолютизирует случайность.
Проблема свободы заложена в основной проблеме философии (мир в контексте человеческого бытия). Проблема решается всей логикой философских рассуждений. Собственно, можно назвать философию “теорией свободы”. Этот вопрос о том, способен ли человек достигать своих целей или же нет. Управляемость своими страстями - так понимает свободу Сократ. Спиноза видит только субъективную сторону свободы, вслед за Сократом. Гегель даёт вслед за Спинозой определение свободы: “Свобода - это познанная необходимость, и история есть прогресс в осознании свободы”. Гегелевские стадии свободы:
1) природная воля (детское сознание);
2) произвол (в распоряжении
своей волей нет разумных
3) свободная воля (основана на познании необходимости).
Свобода по Марксу и Энгельсу: “Свобода - это власть над обстоятельствами, когда разумные цели человека осуществляются”. Власть человека над обстоятельствами - состояние свободы, власть обстоятельств над человеком - состояние рабства.
Субъективные и объективные аспекты свободы по Марксу и Энгельсу. Субъективные:
1) желания (цели) человека;
2) решение вопроса о средствах достижения. Объективные: реализация целей деятельности на практике.
Аспекты свободы:
1) Власть человека и человечества над силами природы. Измеряется развитием и производительностью сил и техники.
2) Власть человека
над социальными процессами. Измеряется
состоянием общественных
3) Власть человека над своими силами.
Свобода - состояние общества. Свобода индивида формируется на основе свободы общества. Определение свободы по Марксу: “Свобода - познанная необходимость и деятельность, основанная на знании этой необходимости”.
37. Феномен культуры. Основные направления его философского анализа
Философия культуры — относительно самостоятельная область философского знания, сследующая природу культурных универсалий, сущность и значение культуры как особого социального феномена. К числу основных концептуальных моделей культуры относятся следующие: натуралистическая, классическая, неклассическая и постмодернистская. Становление философии культуры началось в XIX в. В XX в. сложились разнообразные исследовательские подходы к культуре, которые изучают ее в различных аспектах и дополняют друг друга: информационный, аксиологический, деятельностный, социологический и семиотический. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. Социологический подход рассматривает культуру как социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил человеческой деятельности. Семиотический представляет культуру как совокупность взаимодействующих социокодов.
В рамках одного из самых значимых подходов — деятельностного — культуру можно определить как сложную совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности, общения и поведения, ядро которых — социальная информация.
Культура, будучи своеобразным «генотипом» общества, определяет его строение, функционирование и историческую судьбу. Культура носит открытый характер и отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Она не существует вне своего носителя — человека. Человек — творец и творение культуры. Осваивая культуру, он обретает определенную меру социокультурного содержания, меру «человеческого в человеке». В свою очередь, мера развития культуры определяется развитием человека.
В качестве основных функций культуры можно выделить функцию освоения и преобразования мира, коммуникативную, нормативную, адаптационную, функцию накопления, сохранения и трансляции социальной информации.
В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную составляющие. Материальная культура связана с производством и освоением предметного мира. Духовная культура — это процесс активной творческой деятельности и созданные при этом духовные ценности. Материальная и духовная культуры взаимосвязаны, границы между ними подвижны. Культура — это системное образование. В современных условиях в ней можно выделить национальную и интернациональную, светскую и религиозную, народную, массовую и элитарную и другие подсистемы.
50. Практика и ее роль в познании.
Практика - категория гносеологии. Практика (опыт) - взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом в процессе познания. Практика в современном материалистическом понимании - это взаимодействие человека с окружающей средой, в которой человек играет роль активной и сознательной силы. Субъективный идеализм видит только субъективную сторону практики, объективный идеализм сводит практику к теоретической деятельности. Виды практики:
1) Трудовая деятельность человека.
2) Социальная практика человечества (социальный опыт).
3) Эксперимент.
4) Наблюдение.
Вся общественная жизнь по существу носит практический характер. Практика - основа процесса познания, цель познания. Все области познания создаются и развиваются в конечном счёте для практического результата. Практика - критерий истины. Здесь философия получает разрешение спора с агностицизмом. Маркс говорит о том, что вопрос об истинности или не истинности наших знаний - вопрос не теории, а практики. Достижение истины проверяется практикой.
1) Учение о практике дало возможность представить философское решение вопроса о происхождении сознания. Вся производственная деятельность человечества даёт объяснение всего исторического процесса - основная идея материалистического понимания истории.
2) В учении о практике
заложена ключевая идея теории
и практики педагогики
3) Только учение о практике даёт возможность понять социальное назначение самой философии. Философия даёт ориентиры практической регуляции всей жизнедеятельности человеческого общества. Мировоззренческая мудрость - и итог, и предпосылка мудрости в решении практических жизненных вопросов.
41. Сознание- высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность; интенциональность; идеаторность.Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д. Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.
Основными формами сознания являются: восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование; жизненный опыт.
Предметом сознания, в свою очередь, являются:
• окружающий мир, его предметы, явления;
• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.
Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова интересовали философов с самого начало возникновения философии. Полагают, что сами философские проблемы, как они были сформулированы у первых философов (Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля), сама форма их постановки, в значительной мере были обусловлены именно возможностями языка выражать и формулировать мысли. Сама мысль, мышления понималось уже в Древней Греции неразрывно связанным с языком (это нашло выражение в понятии логоса, термине, обозначающем одновременно мысль и слово в их единстве).