Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций
Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).
В общем, язык обычно определяют как систему знаков, служащую средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.
Диалектическая философия
Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого языка тесно связана с историей той социальной общности (языкового коллектива), которая является его носителем.
Язык участвует в
Многообразные аспекты языка составляют предмет изучения различных наук: лингвистики, логики, психологии (психолингвистика), антропологии (этнолингвистика), истории культуры, литературоведения, социологии (социолингвистика), семиотики, теории массовой коммуникации.
44. Понятие природы. Специфика философского подхода к познанию природы
В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».
Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии — и человеку. Природа, понимаемая в этом смысле слова, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.
Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, носит название натурфилософии (от лат. natura – природа). Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности, когда она возникла как исходная форма философских представлений
о мире. Рост интереса к природе
в эпоху Возрождения
Со временем натурфилософские умозрительные построения вступили в конфликт с развивающимся естествознанием и были отвергнуты им, но философия не утратила своего значения для науки. Не подменяя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания.
46. Диалектика
— признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы.
Д, как и всякая другая наука, изучающая явления и процессы действивтельности имеет свою структуру:
**Принципы.
**Категории.
**Законы.
Основные принципы Д: 1. Все в мире находится в движ, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - раз-тие. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, к-рое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения — внутр. противор.
XXI век продолжил общую тенденцию,
Как показывает реальный, конкретно – исторический опыт XXв., в современных условиях человечество столкнулось с совокупностью проблем общемирового характера, получивших название глобальных. Эти проблемы порождены противоречиями процесса общественного развития в целом и затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете, всех стран и народов. От их позитивного решения в значительной степени зависит благополучие нынешних и будущих поколений. Решить их силами одного государства или группы государств просто невозможно, ибо для этого необходимо мировое международное сотрудничество на основе абсолютно полного взаимопонимания и равноправия, уважения и суверенитета каждого участника переговоров на основе общепринятых норм международного права.
I. Одной из важнейших проблем
глобального характера
В современный век главной
континенты, десятки стран, в свое пекло вторгнули миллионы людей. Если в 1-й мировой войне приняли участие 38 стран, то во второй – 61 государство, т.е. 80% всего населения нашей планеты.
Любая война является трагедией для человеческого сообщества, ибо несет человеческие жертвы
Одной из глобальных проблем современности – является проблема экологическая.
На заре человечества, в условиях первобытного общества, существовало, хотя и примитивное, но все же единство человека и природы. Нарушилось это единство в связи с общественным разделением труда и возникновением частной собственности на средства производства, когда началось бесконтрольное и широкомасштабное воздействие человека на природу.
В истории нашей планеты
Человек всегда изменял окружающую среду в своих интересах. Одновременно он и сам адаптировался к её изменениям. До поры до времени все это происходило медленно и стихийно, но постепенно интенсивность воздействия человека на природу становилось все сильнее. А сегодня эта интенсивность приобрела угрожающие масштабы, ибо на повестку дня встал вопрос о всемирном потеплении. Недаром на Западе экологическую ситуацию в мире называют второй ядерной бомбой замедленного действия.
Без широкого, незамедлительного международного вмешательства и сотрудничества невозможно решить экологическую проблему.
Среди сложных глобальных проблем важнее место занимает демографическая проблема. В ней реализуется одна из необходимых функций любого общества – непрерывное воспроизводство населения. От того как оно воспроизводится, зависят рост или снижение его численности, изменение его состава по полу и возрасту и т.д. В то же время демографические процессы влияют на экономическую, социальную, политическую, духовную жизнь общества.
Кроме того, необходимо принять законодательные акты, направленные на становление в нашей стране активного и сознательного отношения человека к сохранению своего здоровья и своей жизни.
Если же люди по – прежнему пассивны, безразличны к себе, разрушают свое здоровье алкоголем и наркотиками, трудно будет ожидать серьезных перемен. Промедление в решении этой глобальной проблемы – смерти подобно.
49. Проблема познания
Прежде всего в вопросе о познании важным является понятие знания. "Знание" - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные связи реального мира. Понятие истинное знание и знание могут не совпадать, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным.
Познание как раз направлено
на приобретение знание, и определяется
как высшая форма отражения объективной
действительности; обусловленный прежде
всего практикой процесс
Основными формами познания являются следующие:
уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.п.
также одна из исторически первых форм - игровое познание, как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры.
важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое (образное) познание.
более современными формами познания являются философское (умозрительное, метафизическое - выходящее за рамки природы) и религиозное познание. Особенности последнего определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношений людей с господствующими над ними земными силами (природными и социальными).
важнейшей формой познания является научное познание.
Уже античные философы стремились выявить специфику познавательного процесса, его уровни (рассудок и разум, чувства), формы (категории, понятия и умозаключения), противоречия и т.п. Была создана формальная логика (Аристотель), стала разрабатываться диалектика (Гераклит, Платон), исследовались проблемы истины и заблуждения, достоверности и реальности знания.
Крупный шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени (XVII-XVIII вв.), где проблема познания стала центральной. Процесс познания стал предметом специального исследования (Декарт, Локк, Лейбниц), были разработаны эмпирический (индуктивный), рационалистический и универсальный методы (соответственно Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц), заложены основы математической логики (Лейбниц) и сформулирован ряд диалектических идей. Главное достижение немецкой классической философии - диалектика: трансцендентальная логика, учения о категориях и об антиномиях Канта, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Но наиболее обстоятельно и глубоко (насколько это было возможно с позиций идеализма) диалектика и диалектический метод (рассмотрение движения мысли в противоречиях: тезис - антитезис - синтез) была разработана Гегелем. Он представил ее как систему субординированных категории, обосновал положение о совпадении диалектики, логики и теории познания, показал большое значение диалектического метода в познании, дал систематическую критику метафизического метода мышления, обосновал процессуальный и конкретный характер истины.
С познанием в философии связано специальная дисциплина - "гносеология" (от греч. gnosis – знание
Предметом теории познания (гносеологии) как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания, его социокультурный контекст, соотношение различных форм знания. Субъектом теории познания является человек, как общественное существо.
51. Герменевтика
– наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой области знания – это не результат последовательного освоения одного за другим, а вхождение в герменевтический круг.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие - это самое широкое, а значит и самое абстрактное (отвлечённое) понятие. Прежде всего "быть" означает наличествовать, существовать.
С одной стороны, Бытие - понятие, обозначающее реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. В иной трактовке - это реальность, лежащая за пределами возможности человеческого опыта, и потому не зависящая ни от человека и его сознания, ни от человечества. Две основные трактовки бытия исходят из того, является ли бытие тем, что существует, всё существующее, либо бытие - сам принцип существования, стоящие вначале всего существующего, позволяющее всему и чему либо быть, но при этом бытие вне, по ту сторону, за пределами каких-либо вещей.
Бытие (сущее, существующее), в первом случае, есть все, что есть - это и материальные вещи, и все процессы (физические, химические, геологические и т.п.), и их свойства, связи и отношения. Сказки, мифы и плоды воображения - все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой (противоположностью) бытия является небытие (ничто). Бытие и ничто не могут существовать друг без друга. Небытие мыслится как относительное понятие, в абсолютном смысле небытия
Первая концепция бытия была введена в философию Парменидом (5-4 вв. до н. э). Среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование - Абсолютную мысль. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический разум