Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа
Целью написания работы выступает изучение подходов и концепций к характеристике природы и сущности человека, изучению потребностей индивидуума.
Исходя из поставленной цели, задачами написания работы выступают:
1. Рассмотреть связь человека с животным в концепция В.Ф.Поршнева, З.Фрейда, Э.Кассирера.
2. Охарактеризовать человеческую природу и ее признаки.
3. Исследовать религиозные интерпретации антропогенеза.
4. Рассмотреть особенности двойственной природы человека.
Введение 3
1 человек и животые 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева 5
1.2 Концепция З.Фрейда 7
1.3 Концепция Э.Кассирера 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 интерпретация антропогенеза 18
4 Человек между Богом и животным 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Содержание
Введение 3
1 человек и животые 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева 5
1.2 Концепция З.Фрейда 7
1.3 Концепция Э.Кассирера 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 интерпретация антропогенеза 18
4 Человек между Богом и животным 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Актуальность исследования. Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции, выбивают у них почву из-под ног в переносном и иногда в прямом смысле. В результате у людей пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и столкновения между различными человеческими сообществами, группами и стратами.
Чувство идентичности характеризует
гармонию или дисгармонию между
самосознанием человека, его восприятием
самого себя и окружающего мира,
с одной стороны, и собственно
состоянием окружающего его мира
– с другой. Глобализация, вторгаясь
и кардинально изменяя
Признание неразрывной биологической
связи человека с окружающей природой
предполагает необходимость изучения
его физической природы в системе
всеобщих синергетических связей мироздания,
а не просто исследования механизмов
функционирования человеческого организма
и его интеллектуально-
Изучение природы и сущности человека, а также его потребностей является актуальным заданием современной науки, поскольку позволит определить детерминанты его поведения.
Целью написания работы выступает изучение подходов и концепций к характеристике природы и сущности человека, изучению потребностей индивидуума.
Исходя из поставленной цели, задачами написания работы выступают:
1. Рассмотреть связь человека
с животным в концепция В.Ф.
2. Охарактеризовать человеческую природу и ее признаки.
3. Исследовать религиозные
4. Рассмотреть особенности
Объектом изучения выступает человек.
Предметом исследования являются природа, сущность и потребности человека.
Многими учеными, давно доказано, что даже расовые признаки не отрицают того обстоятельства, что все мы относимся к одному и тому же виду под названием человек (гомо сапиенс). Борис Фёдорович Поршнев (1905-1972) – автор весьма оригинальной гипотезы антропогенеза. В её основе лежат две идеи – паразитическо-каннибалическая и расово-видовая.
Перу Б.А.Поршнева принадлежат такие
книги, как "Очерк политической экономии
феодализма" (1956), "Социальная психология
и история" (1966), "Франция, Английская
революция и европейская
Переход нашего животного предка к
человеку вовсе не истолковывался Б.Ф.Поршневым
как движение наших предков ко
всё более и более культуро-
В соответствии с концепцией Поршнева, люди – единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление. Кроме того, люди – опять-таки единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление – его деабсурдизация. Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенно правильно, либо дает картину нервного срыва (неадекватные рефлексы), сконструировать же абсурд, или дипластию, его нервная система неспособна. Всё развитие человеческого сознания в ходе истории есть постепенное одоление первоначальной абсурдности, ее сдвижение на немногие краевые позиции.
Людей отличает от животных, таким образом, два признака – каннибализм и абсурдизм. При этом по обоим этим признакам выходит, что люди стоят на более низкой ступени своего развития, чем животные, поскольку животные не убивают себе подобных в таких чудовищных масштабах, как люди, и поскольку нервная система у животных с самого начала их появления на Земле оказалась не способной к неадекватным рефлексам (дипластии, абсурду), тогда как люди только тем и занимаются с незапамятных времён, что освобождаются от своей неспособности реагировать на мир адекватно2. Мы видим здесь уже неприкрытый анимализм, поскольку автор этих слов низводит человека до существ, стоящих на эволюционной ступеньке ниже каких-нибудь тараканов, которые не поедают других тараканов и реагируют на окружающий мир вполне адекватно.
Современная философия антропология не закрывает глаза на проявления агрессивности, на скрытые и тёмные импульсы, на «ночного» человека. Она не рассматривает их как что-то случайное и второстепенное. Невозможность уклониться от теоретического признания тёмной стороны человеческой природы стала особенно очевидной после появления психоанализа – теории, автором которой является известный психолог и философ З. Фрейд (1856 – 1939).
Учение З. Фрейда весьма сложно и имеет множество аспектов. В этом аспекте важно обратить внимание на то, что З. Фрейд обнаружил, сколь значительную роль играет в жизни человека бессознательное.
Согласно Фрейду, бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа, в том числе самых возвышенных и благородных. Человек, по сути, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. Особое место среди последних занимает сексуальное влечение, которое З. Фрейд обозначил особым термином «либидо». Именно либидо обуславливает собой творческую активность человека во всех сферах деятельности: искусстве, научном познании, в конечном итоге – во всех проявлениях жизни. Действие либидо не осознаётся непосредственным путём, но может быть выявлено специальными психологическими методами через анализ снов и других неконтролируемых проявлений психики (отсюда и название теории – «психоанализ»)3.
Бессознательное влечение, дающее человеку
главный заряд психической
Учение З. Фрейда о бессознательном показывает, сколь сложен человек и сколь ошибочно рассматривать его только лишь как сознательное и исключительно разумное существо. Более того, человек склонен к самообману; он неосознанно обманывает сам себя. Фрейдизм стал одним из тех факторов, которые нанесли сокрушительный удар по полоско-рационалистическим представлениям о человеке4.
Вместе с тем в изображении
З. Фрейда человек предстал как существо,
руководимое исключительно