Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа
Целью написания работы выступает изучение подходов и концепций к характеристике природы и сущности человека, изучению потребностей индивидуума.
Исходя из поставленной цели, задачами написания работы выступают:
1. Рассмотреть связь человека с животным в концепция В.Ф.Поршнева, З.Фрейда, Э.Кассирера.
2. Охарактеризовать человеческую природу и ее признаки.
3. Исследовать религиозные интерпретации антропогенеза.
4. Рассмотреть особенности двойственной природы человека.
Введение 3
1 человек и животые 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева 5
1.2 Концепция З.Фрейда 7
1.3 Концепция Э.Кассирера 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 интерпретация антропогенеза 18
4 Человек между Богом и животным 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы. Может быть, только морфология Гете представляет собой проект монистического подхода, признающего в человеке равноправие телесного и духовного20.
Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то надприродным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путем простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Нынешние конкретные глобализационные процессы предопределяют необходимость рассмотрения взаимосвязей человека с окружающей средой, исходя из отношений в масштабе всего человечества как единой системы и земной природы как целостности. Далее возникает необходимость рассмотрения как единой системы всей земной и околоземной природной среды вместе с человечеством, а затем и всего мироздания вместе с Землей и всеми ее обитателями. Таким образом, с точки зрения философской антропологии можно выделить своеобразную «матрешечную» структуру мироздания: человек – человеческие сообщества – человечество в целом – биосфера земли вместе с человечеством – структура планеты Земля – околоземное окружение – солнечная система – космос – вселенная – мироздание в целом. Как видно, исходным внутренним элементом в данной структуре выступает человек.
С синергетических позиций каждый
внутренний элемент этой структуры
выступает как открытая самоорганизующаяся
система в отношении
Особенностью положения
Во-вторых, интеллектуально-духовное
развитие человека происходит через
аттракторы, действующие по линии
его синергетических
В-третьих, в промежутке между изложенными
двумя основными – естественно-
Естественно, на всех указанных направлениях
развития человека действуют законы
синергетики, на всех из них он находится
в состоянии термодинамического
обмена с окружающей средой, уменьшения,
сохранения или возрастания энтропии,
физического и интеллектуально-
1 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. – М.: ФЭРИ-В, 2006. – С. 75.
2 Вите О. Т. Борис Федорович Поршнев и его критика человеческой истории // Французский ежегодник 2005. М., - 2005. – С. 103.
3 Зигмунд Фрейд. Малое собрание сочинений. / Пер. О. Медем, Г. Барышникова, М. Вульф, Я. Коган. – М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – С. 369.
4 Тегако Л., Кметинский Е. Антропология. – М.: Новое знание, 2008. – С. 298.
5 Хомутов А. Е., Кульба С. Н. Антропология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 198.
6 Зигмунд Фрейд. Малое собрание сочинений. / Пер. О. Медем, Г. Барышникова, М. Вульф, Я. Коган. – М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – С. 371.
7 Зигмунд Фрейд. Малое собрание сочинений. / Пер. О. Медем, Г. Барышникова, М. Вульф, Я. Коган. – М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – С. 375.
8 Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. – С. 40.
9 Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. – С. 42.
10 Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию : Учебное пособие. М.: МГППУ, 2004. – С. 48.
11 Тегако Л., Кметинский Е. Антропология. – М.: Новое знание, 2008. – С. 52.
12 Хасанова Г. Б. Антропология. – М.: КноРус, 2011. – С. 29.
13
Философия антропогенеза. Антропогенез
в свете науки, теологии и философии //
http://www.blagoslav.ru/
14 Марков Б. В. Философская антропология. Очерки истории и теории. – М.: Лань. – 1997. – С. 107.
15
Философия антропогенеза. Антропогенез
в свете науки, теологии и философии //
http://www.blagoslav.ru/
16 Хомутов А. Е., Кульба С. Н. Антропология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 61.
17 Хасанова Г. Б. Антропология. – М.: КноРус, 2011. – С. 35.
18 Марков Б. В. Философская антропология. Очерки истории и теории. – М.: Лань. – 1997. – С. 52.
19 Барлыбаев Х. А. Периодическая таблица системы «природа – человек – общество» // Философия и общество. Выпуск №2(54)/2009
20 Марков Б. В. Философская антропология. Очерки истории и теории. – М.: Лань. – 1997. – С. 54.