Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:09, шпаргалка
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения…………………………………….……………………………………………………4
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы...........................................5
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.............................................................................................................................................6
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией........................................................................................................9
Для описания сложного комплекса явлений, происходящих в современной культуре, используется термин «постмодернизм». В нем отражается тенденция разрушения «старой» культуры как системы отдельных локальных культур и стремление создать на этой базе иное образование, основанное на неизмеримо более широком коммуникационном пространстве, которое одновременно включает фрагментарное восприятие культуры отдельным человеком. Это умонастроение эпохи, когда человек устал читать толстые тексты (неважно, что это - образцы литературы или философии) или не имеет для этого времени, поскольку практически все время отведено усвоению все новых фрагментов культуры. Одновременно это отражает увеличение степени свободы человека, в том числе и в собственной мысли, что позволяет ему скорее строить собственное объяснение тех или иных феноменов, чем пользоваться готовыми схемами, которые к тому же нужно еще усвоить. С этой точки зрения вполне объясним феномен «мыльных опер». Человек не имеет возможности и времени держать в голове всю структуру (идею автора) и следить, как она разворачивается. Наблюдение вместо рассуждения — вот одна из установок такой культуры. Причем особенность восприятия такова, что человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неоконченности (как это было бы в случае прерывания чтения классического романа), а также вновь с любого места войти в нее. Этот феномен современной массовой культуры можно обозначить как «клиповое», фрагментарное сознание.
Заслуга постструктурализма заключается в том, что он не уходит от анализа проблем подобного рода, как недостойных внимания профессионального философа, обратил внимание на значимость тех явлений, которые оставались долгое время вне сферы философского анализа. Все явления, внутри которых живет человек, обретают культурный смысл и значение. Эта установка, отвергая классические традиции, поворачивается лицом к субъекту, к его переживаниям и проблемам.
21.Основные темы и особенности средневековой философии в России и Беларуси.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
• моральные и нравственные ценности;
• объяснение христианства,
попытки соединить его с
• государство;
• право;
• природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются: Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); Владимир Мономах (основное произведение — «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемыдобра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы).
Предтеча философской мысли в Беларуси — просветительская деятельность Кирилла Туровского и Евфросиньи Полоцкой. Человек для Кирилла Туровского - центральная фигура мироздания, «венец творения». Он наделен свободой воли и сам должен прийти к «правде», возвещенной Христом. Религиозный мыслитель, опираясь на традицию патристики, развивал учение о «стройном разуме» как возможном для человека духовно-нравственном состоянии, когда достигается реальная гармония между верой и разумом. Идея «стройного разума» имела своим истоком смиренномудрие как один из фундаментальных принципов православного учения о спасении.
Своеобразие развития философии в России и Беларуси связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика. Древнерусские философы очень склонны к так называемому онтологизму при разрешении вопросов теории познания, т.е. к признанию, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Это позволяет объяснить факт последующего тесного переплетения литературы, публицистики и философии. Это же придает импульс развитию социально-антропологической философии, в центре которой стоит учение о смысле жизни, месте человека в обществе и истории, о путях развития истории.
Приобщение Древней Руси к миру византийской восточно-христианской культуры открыло для нее и философское наследие античности. Воспринимался не только опыт христианской критики «языческой» философии как «внешней мудрости», но и постепенно достигалось понимание основополагающих принципов древнегреческого философствования. В сочинениях русских мыслителей рано осознается и достаточно определенно формулируется идеал единства истины, добра и красоты. Яркий пример этого – «Моление» Даниила Заточника (XII век). В нем высоко оценивается ум человека, ведущий его к мудрости, которая для автора неотделима от нравственности. В XIII-XIV веках широкую популярность на Руси приобретает «Диоптра» - сборник античных философских сочинений.
22. Становление национального самосознания в философии Беларуси XVI – XX вв.
Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком. Философия в Беларуси развивалась под сильным влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок. Эти культурные факторы определяли многонациональный, многоязыковой и межконфессиональный характер философии в Беларуси, отличавшейся комплексностью и синкретичностью.
Становление самобытной национальной философии связано с именем Ф. Скорины, гуманиста и первопечатника 1-й половины XVI в. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных и гуманистических идей Возрождения. К этому же историческому периоду относится творчество С. Будного, А. Волана, Н. Гусовского, братьев Зизаниев, В. Тяпинского. В XVII в. философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким, в XVIII в. — Г. Конисским. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями.
В рамках онтологической
проблематики в эту пору большой интерес вызывала проблема происхождения
мира, соотнесенности идеального и материального,
божественного и природного. В этом отношении
показательна рационалистически-
В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия наиболее последовательно были представлены в творчестве К. Лыщинского. Если для Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного скорее был характерен компромисс с ортодоксальным теизмом, то в философском учении К. Лыщинского имел место последовательный отказ от теологии и ее основоположений. Наиболее выдающийся представитель этого периода — канцлер Л. Сапега, с именем которого связана разработка III Статута Великого княжества Литовского (1588 г.) — одного из самых значительных законодательно-правовых документов в Европе. В работах Л. Сапеги получила обоснование идея правового общества и государства. Заслуживает внимания его взгляд на государственную деятельность как на высокое искусство, в котором важны мудрость, компетентность, справедливость, доброта и мужество.
Развитие философской мысли в Беларуси в XIX—XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х гг. XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.
23.Основные направления и проблематика русской философии XIX – XX вв.
Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• философия Чаадаева;
• консервативная религиозная и монархическая философия;
• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
• революционно-демократическая философия;
• либеральная философия.
Характерными чертами русской философии являются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• широкое распространение в массах, понятность простому народу.
В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Содержащаяся в письме резкая критика российского рабского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект. Особенности исторической судьбы России он видел в ее трагической разорванности между восточной и западной цивилизациями и неопределенности выбора: «Мы не вполне Запад и не вполне Восток… русские – не название народа, а название исторического предприятия». Роль России в мире, по его мнению, заключается в примере того, как не нужно жить. Будущее Чаадаев видел в выборе одного – европейского пути. В это время формируется специфическая тема русской философии – есть ли у России особая роль и судьба в истории, в чем ее будущее («русская идея»).
Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками (Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков) и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Революции, прокатившиеся в сер. XIX в. по всей Европе, и общественные проблемы в самой России порождают консервативное, либеральное и радикальное направления в социально-политической мысли. Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские кружки, разрабатывавшие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).
Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с А. С. Хомякова и В. С. Соловьева (1853- 1900). Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также - что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге. Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология).
Крупным представителем религиозного направления был философ и священник П.А. Флоренский (1882 — дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Новой версией «русской идеи» явилось евразийство, усматривавшее единое будущее народов, населяющих пространство Евразии. Это интеллектуальное и социально-философское учение оформилось в 20—30-е гг. XX в. главным образом в среде российской эмиграции. Его основателями выступили Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, В. И. Вернадский. Значимую роль в процессе возрождения идей евразийства в конце XX в. сыграло творчество Л. Н. Гумилева.
Оригинальный характер русской философии проявился в так называемом «русском космизме». Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.