Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:09, шпаргалка
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения…………………………………….……………………………………………………4
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы...........................................5
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.............................................................................................................................................6
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией........................................................................................................9
Отличительные особенности классической русской философии — ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической направленности, стремление к обоснованию синтетических форм миросозерцания, космологический и социокультурный синкретизм, глубокая связь с православием, выражение философских идей не только в нормативном, но и литературном жанре.
24.Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Категории «бытие», «небытие», «субстанция», «материя». Системная организация материального мира.
Раздел философского знания, изучающий бытие, называется онтологией. К числу основных проявлений бытия относятся природная, социальная и духовная реальности. Онтологический анализ мира проводится с помощью системы философских категорий, главными из которых выступают бытие и небытие. Категория «бытие» фиксирует все, что есть, существует в данный момент в мире независимо от того, знаем мы об этом или нет. В понятии бытия исчезают все конкретные различия многообразия мира, остается лишь одно свойство – существование. Категория «небытие» отражает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. В различные исторические эпохи категория бытия получала различную трактовку. Если в классической философии основное внимание уделялось преимущественно изучению природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в XX в. в качестве центральной философской проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт.
Рассматривая категорию бытия, целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные его основные формы.
1) Бытие вещей (тел), явлений, процессов. Различают бытие «первой природы» - реальности, существующей миллиарды лет до человека и без его вмешательства. Однако с момента своего возникновения люди начали изменять среду обитания, приспосабливая ее для своих нужд. И создается «вторая природа» - мир, созданный человеком.
2) Бытие человека, которое
(условно) подразделяется на
3) Бытие духовного
(идеального), в котором выделяют
индивидуализированное (это
4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
В рамках онтологической проблематики в истории классической философии важную роль играл субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия – субстанции (от лат. substantia -сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует благодаря самому себе и не нуждается в других основаниях. Представители этого направления разрабатывали такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут». Под субстратом (от лат. substratum – основа) понималась основа конкретного проявления бытия, то, из чего все состоит, например вещество. В содержании категории «модус» (от лат. – modus - способ, образ, вид) фиксировалось свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях (формах). «Атрибут» (от лат. attribuo –придаю, наделяю) характеризует необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.
В философском знании сложились два основных подхода к пониманию субстанции – идеалистический и материалистический. Основой многих онтологических концепций выступает понятие «материя» (от лат. materia – вещество). Содержание этой категории претерпело существенную трансформацию в процессе развития философского знания.
Первый этап – наглядно-чувственные представления о материи. Он охватывает множество философских учений древности, утверждавших, что материальной основой вещей являются определенные природные стихии (вода у Фалеса, огонь у Гераклита и т. д.).
Второй этап – атомистические
представления о материи. Материя
здесь отождествлялась с
Третий этап – гносеологическое понимание материи. Из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от сознания человека.
Четвертый этап – субстанционально-аксиологич
Материя всегда определенным образом организована, она существует в виде конкретных материальных систем. Категория «система» фиксирует определенно организованную целостность, в которой существуют более или менее тесные связи между множеством взаимодействующих друг с другом частей (элементов). Элемент – далее не разложимый компонент системы при данном способе рассмотрения. Дело в том, что элемент может сам иметь сложное системное строение. С другой стороны, данная система способна входить в качестве элемента в более сложное системное образование. Категория «структура» характеризует совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Под структурой понимается такой способ связи элементов, благодаря которому они функционируют по законам этой системы.
В целом мир рассматривается как особого рода система, где выделяют различного рода уровни, связи и структуры. Например, физическая материя может существовать на уровне вещества (частицы и тела, которым присуща масса покоя) и поля (вид материи, не имеющий массы покоя и связывающий частицы и тела между собой). Можно говорить и о других структурных уровнях бытия, прежде всего, о строении материи на уровне неживой природы и живой природы. В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики (совокупность взаимосвязанных планетных систем и звезд), системы галактик, метагалактики (системы взаимодействующих скоплений галактик). Тайны строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не познали. Уровень живой природы включает два подуровня: биологическую и социальную (общественную) жизнь. Познание всех структурных уровней организации материи осуществляется как внутри каждого из них, так и в целом. Оно ограничивается только нашими познавательными возможностями.
25.Движение как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития.
Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время. В истории философии до XIX в. движение понималось как возникновение и уничтожение тел, а также их механическое перемещение. Не было представления о внутреннем движении и самодвижении, поэтому в картину мира добавляли божественный перводвигатель, который сам был неизменен и неподвижен, зато придавал импульс движения всем телам. Диалектический материализм отказался от сведения движения только к одной механической форме и определил его как любое изменение (Ф. Энгельс).
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще.
Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешеная пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в покос. Покой-- это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Здесь возможны два результата: распад предмета па более простые элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта. Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, называют развитием. Развитие – это закономерные качественные изменения сложных системных объектов, отличающиеся направленностью и необратимостью. Развернутая концептуальная модель развития была разработана в классической философии. Постклассическая философия наделяет представление о развитии многомерным и разнообразным содержанием. Так, философия постструктурализма в лице Ж. Делёза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомным) способом роста, не имеющим преобладающего направления, а идущим во все стороны без какой-либо регулярности, позволяющей предсказать следующее изменение.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя основная форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинным процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире. Каждая последующая форма существует на основе предыдущей, но имеет и свои специфические черты, поэтому недопустим радикальный редукционизм - полное сведение закономерностей высших форм движения к низшим (биологизаторство и фрейдизм, социал-дарвинизм). Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития мира.
Диалектическая
и синергетическая модели
Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием. Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего это всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее. Наконец, направленность изменений означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. Таким образом, можно сказать, что развитие — это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.
Существуют две тенденции развития - прогресс (появление новых элементов внутри системы и усложнение их взаимосвязей, совершенствование) и регресс (упрощение связей, ухудшение системных качеств, деградация). Например, один человек может развить в себе полноценную личность как системное единство биологических, социальных и духовных качеств, активно проявляющее себя во внешнем окружении; другой – может деградировать до неизлечимого наркомана, раба одной биологической потребности.
Рассмотрим основные модели развития: диалектику и синергетику.
В марксистской материалистической диалектике ее элементы представляют собой целостную, развивающуюся систему категорий, законов и принципов, которые отражают единство развивающегося реального мира. Принцип (начало, основа) - это фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики действительности. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
• принцип системности;
• принцип причинности;
• принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Принципы материалистической диалектики говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям и находится в зависимости от других явлений, влияя, в свою очередь, на них; все в мире развивается по одним и тем же законам.
Содержание принципов развития и взаимосвязи раскрывается в системе законов диалектики. Основные законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей объясняет, что источник развития - это многообразные противоречия, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса, выступающие в форме противоположностей. Противоположности борются и взаимоисключают друг друга, но при этом неразрывно связаны, взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (добро – зло, теория - практика, материальное - идеальное и др.).
2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
3.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок. Качество - такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Мера - количественные границы существования данного качества. Скачок – процесс перехода к новому качественному состоянию. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений.
Неосновные законы диалектики показывают взаимосвязь и развитие парных категорий: единичное - общее, необходимость – случайность, содержание – форма, причина – следствие, возможность – действительность, сущность – явление, часть – целое. Категории диалектики возникли в ходе всей общественно-исторической практики. С одной стороны, это внутренние логические формы сознания, с другой, в них отражены наиболее общие и существенные свойства и отношения реальной действительности.