Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:02, шпаргалка
1. Предмет, структура и функции философии. Ее роль в современном мире.
2. Взаимосвязь философии, естествознания и технических наук. Роль философии в формировании инженерной культуры.
3. Бытие и ее атрибуты. Бытие и небытие.
...
20. Главные философские направления XX века (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм).
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Существует несколько качествен
Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существовании материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниокуда.
Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, таким образом, существует как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой.
Абсолютный покой невозможен.
Существует несколько
Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с сосотоянием Вселенной как целого. Сразу после Большого Взрыва не было ни атомов ни соответствующих им форм движения. Химические и физические формы движения возникли на определенном уровне развития Вселенной. Также на определенном этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е. биологические формы движения. В этом смысле жизнь надо расматривать как космическое явление. В свою очередь только пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю, и тогда возникла социальная форма движения.
Современная наука показывает, что наша астрономическая вселенная, мир, в котором мы живем, по-видимому, является только одним из возможных миров. Причем уже в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложены определенные предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм движения (мировые константы).
В современной космологии указанные идеи входят в содержание так называемого антропного принципа, согласно которому наш мир устроен таким образом, что допускает возможность появления человека как закономерного итога эволюции материи. Но возможны и другие миры, с другими мировыми константами. Эти миры возможно бедны, пусты и допускают только низшие формы движения материи, а возможно и наоборот. В этом смысле человек и человеческое общество предстают как такая форма организации материи, которая обусловлена свойствами целого, нашей Вселенной, фундаментальными характеристиками космоса.
5. Пространство как форма существования материальных и духовных процессов.
Фундаментальные основы бытия. Материи, пространство и время.
В процессе осмысления мира философия
формирует фундаментальные
Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы.
Противоположностью бытия
Отдельные проявления бытия - элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации - рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие. Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.
Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем . Формируются категории "пространство" и "время". Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и .бесконечности в пространстве.
Эти и ряд других проблем и категорий составляют содержание онтологии - раздела философии, предметом которого является бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свойства.
Одной из онтологических проблем является проблема единства бытия. Фалес считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Анаксимандр пришел к выводу, что первоначалом не может быть одна из существующих "стихий" или их сочетания; им является. гипотетическое неопределенное вещество - алейрон. Другой древнегреческий философ - Анаксагор полагал, что бытие состоит из бесконечно разнообразных вечных и неизменных "семян вещей" - гомеомерии. В учении античных атомистов все существующее состоит из мельчайших неделимых частичек - атомов и пустоты.
В субъективно-идеалистической
На протяжении истории развития философии и естествознания сформировались две противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время - субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон и. др.) рассматривала пространство и время абсолютными, неизменными и постоянными, не зависимыми от движущейся материи, как чистую протяженность и чистую длительность. Реляционное понимание рассматривало их как объективные формы существования тел и событие (Аристотель, Лейбниц и др.). Пространство и время - особые отношения между объектами и самостоятельно, отдельно от них не существуют.
Суть реляционного понимания заключается в том, что, пространство и время - формы существования материи, они не просто зависят от своего содержания - движущейся материи,, а находятся в единстве со своим содержанием, определяются движущейся материей. В этом смысле пространство и время являются всеобщими, объективными формами движущейся материи, их природа всегда обнаруживается в конкретных формах, движения материи.. Пространство и время находятся в единстве друг с другом, с движением и материей. Пространство и время имеют общие характеристики как непосредственно связанные между собой формы существования материи: объективность, абсолютность (в значении всеобщности и необходимости), относительность (зависимость от конкретных свойств, особенностей, видов и состояний материи), единство непрерывности (отсутствие пустого пространства) и прерывности (раздельное существование материальных тел, каждое из которых имеет пространственные и временные границы), бесконечность. Вместе с тем они имеют и различие, которое характеризует свойственные им особенности.
Пространство - объективная, всеобщая,
закономерная форма бытия материи,
обусловленная взаимодействием
различных систем характеризующая
их протяженность, взаимное расположение,
структурность и
Характерным свойством пространства выступает протяженность, проявляющаяся в рядоположенности и сосуществовании разных элементов. Образуется определенная система сосуществования, пространственная структура, которая имеет специфические свойства:
трех мерность, непрерывность и прерывность, симметрия и асимметрия, распределение вещества и полей, расстояние между объектами, их местоположение и т.д.. Реальное пространство трехмерно.. Это означает, что всякие пространственные отношения в своем существовании могут быть описаны на основе трех измерений. Время также имеет свои специфические свойства. Взаимодействие различных материальных систем, процессов и событий составляет содержание реального времени. В самой действительности мы наблюдаем смену различных явлений, событий, процессов и т.п. Одни из них уже давно свершились, другие имеют место в настоящем, третьи ожидаются и т.д. Во всем этом многообразии мира мы наблюдаем различную продолжительность и различные временные интервалы между свершающимися событиями, отмечаем смену одних явлений другими.
Время - объективная, всеобщая, закономерная
форма бытия материи, обусловленная
взаимодействием различных
Реальное время характеризует определенную направленность всех явлений и событий. Оно необратимо, асимметрично, всегда направлено от прошлого через настоящее к будущему, его течение нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Пространство и время могут быть рассмотрены в отдельности лишь мысленно, в абстракции. В действительности же они составляют единую пространственно-временною структуру мира, неотделимы как друг от друга, так и от материального движения. Современное естествознание полностью подтверждает и конкретизирует представления о единстве пространства, времени, движения и материи.
Пространство и время как формы существования материального движения всегда определяются конкретными свойствами и взаимодействием определенных материальных систем, и в этом смысле они всегда относительны. Но в другом, как иногда подчеркивают, в философском смысле, в понимании их как всеобщих, необходимых форм материального движения они абсолютны. Иначе материальное движение может осуществляться только в пространстве и во времени. Будучи объективными, всеобщими, необходимыми формами бытия материи, они неисчерпаемы в многообразии своих свойств, как и материя, так как выражают бесконечную последовательность и длительность, иначе выступают как всеобщая связь и взаимодействие многообразных превращений материальных процессов.
Философия, основываясь на обобщении Достижений в изучении пространства и времени современной наукой, рассматривает их как объективные, всеобщие формы бытия материи, необходимые условия существования материального движения.