Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
По мнению фр. материалистов, не существует такого образа правления, который бы вполне удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков существующих способов правления они видят не в революции, а в просвещении общества. Руководимые мудрым правительством воспитание есть самое надежное средство дать народам чувства, таланты, мысли, добродетели, необходимые для процветания общества.
Истинная движущая сила человеческих действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт. В тех случаях, когда кажется, будто люди руководствуются стремлением к истине и добру, в основе этого стремления также лежит правильно понятый личный интерес.
Поскольку человек руководствуется личным интересом, то для него критерием нравственности и ума может быть только приносимая им польза. Общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков. Отсюда главная задача законодательства заключается в том, чтобы принудить членов общества поступать согласно этому критерию и приносить в жертву ему все свои чувства.11 Кузнецов “Западноевропейская философия XVIII века”.
Если Руссо ставил
естественное состояние выше цивилизации,
то Гельвеций доказывал
воздействия на человека культуры, воспитания и государственных установлений. Воспитание может осуществить все: даже гений не прирожденный дар, а результат целесообразной культуры и обучения. При этом воспитание должно быть не частным или домашним , а публичная или государственным: только такой характер воспитания обеспечивает последовательное развитие человека в нужном направлении. Сравнение различны форм правления приводит Гельвеция к выводу, что в отличие от абсолютной монархии и аристократического строя только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям. При таком правлении личный интерес сочетается с общим.
Французский материализм представляет наивысшую ступень философского материалистического мышления домарксиской философии .Значение его заключается в его борьбе против религии и идеализма, в защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое в трудах представителей этого философского течения приняло новую, более четкую историческую форму.
20) Философия Канта.
Главная заслуга Канта - в новом подходе
к природе познания, его возможностям
и границам. Он впервые предложил понимать
знание не как отражение действительности,
а как её конструирование сквозь призму
присущих разуму и рассудку априорных
схем и принципов. Кант был убежден, что
одних средств науки недостаточно для
создания полной и адекватной картины
мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает
самостоятельность эстетического и нравственного
мышления.
Идея автономии морали, выдвинутая Кантом,
имеет принципиальное значение для этики
и философии права. Без Канта были бы невозможны
более поздние течения западной и русской
философии, особенно такие, как экзистенциализм,
феноменология, неокантианство.
Теоретические
истоки кантовой философии
Кант признавал, что основные идеи его
философии инициированы скептицизмом
Юма. Если цель познания - всеобщее и необходимое
знание, то, очевидно, что опыт не может
дать нам такое знание. Поэтому, утверждал
Юм, Локк с его концепцией чувственного
знания, был не прав. Следовательно, критерии
всеобщности и необходимости содержатся
в разуме и присущи ему априорно, то есть
до всякого опыта. Знание должно быть ограничено
возможностями разума и рассудка, а для
этого разум и рассудок нужно изучить,
подвергнуть критике.
Сущность теории познания
Канта
Кант утверждал, что наш ум может познавать
предметы окружающего мира лишь потому,
что все познаваемое в этих предметах,
создается этим же самым умом по присущим
ему априорным принципам и схемам. Мы познаем
не вещи сами по себе, а их явления сознанию.
Кант делит окружающую действительность
на ту, что доступна познанию, и ту, что
не может быть познана человеком. Познаваемая
реальность называется сферой явлений,
"вещей-для-нас", "феноменов".
Непознаваемые объекты называются "вещами
- в - себе", "ноуменами". Мир делится
не по онтологическому, а по гносеологическому
принципу. Такая позиция получила название
"теоретико - познавательного дуализма".
Учение Канта
об априорных принципах познания
Предмет познания создается операцией
априорного синтеза материала чувственного
восприятия с помощью коренящихся в разуме
и рассудке правил и принципов. С помощью
категорий пространства и времени, априорно
данных рассудку, создается мир чувственных
явлений. Затем, этот мир чувственных явлений,
с помощью априорных правил рассудка,
преобразуется в мир опыта, подлежащий
научному рассмотрению.
Основоположения чистого рассудка Кант
делит на четыре рода: категории количества;
категории качества; категории отношения;
категории модальности. Помимо условий
и основоположений рассудка необходимо
еще само действие, с помощью которого
данные чувств могли бы преобразовываться
в истинное знание. Это действие Кант назвал
"трансцендентальной апперцепцией".
Учение об априорных принципах чувственного
познания названо "трансцендентальной
эстетикой". Учение об основоположениях
чистого рассудка есть область трансцендентальной
аналитики. Трансцендентальная диалектика
исследует идеи и принципы и разума и показывает
невозможность философии как науки.
Категорический
императив в этике Канта
Правила нравственной деятельности должны
иметь, по Канту, характер категорического
императива, то есть всеобщей, независимой
от каких-либо внешних побуждений формы
долженствования. Этот категорический
императив представляет всего лишь модификацию
известного "золотого правила". У
Канта звучит так: "Действуй лишь по
тому правилу, следуя которому ты можешь
хотеть, чтобы оно стало всеобщим за коном".
Категорический императив имеет три формулы.
Первая была приведена выше.
Вторая формула: "Действуй так, чтобы
человеческое как в твоем лице, так и в
лице всякого другого употреблялось тобой
как цель, но не как средство.
Третья формула: "Действуй по той идее,
что все правила в силу собственного законодательства
должны согласовываться в единое царство
целей, которое в осуществлении явилось
бы и царством природы".
Высшее благо является главной моральной
ценностью и согласно требованиям разума
должно быть осуществлено.
Для осуществления высшего блага необходимы
три условия: свобода воли, бессмертие
души, бытие Бога.
Учение Канта
о государстве
Кант был продолжателем линии Руссо во
взглядах на общество. В соответствии
с требованиями разума, он считал, что
начала права должны распространяться
на все человечество. Цель истории - "вечный
мир". Для его достижения необходимо,
чтобы, во - первых, гражданское устройство
в каждом государстве было правомерным,
во - вторых, международное право было
основано на союзе свободных государств,
в-третьих, взаимоотношение народов и
государств определялись бы космополитическим
правом.
21) Философия Гегеля. В тетради
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некоторое время работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф. Иенского ун. Первым выдающимся трудом Г явл. его "феноменология духа" (1806). В 1818 г Г. был приглашен в Берлинский ун., где он работал проф. и даже ректором.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе" в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно». Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.
В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс. идея сущ. до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта). Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, фил. права и этику, фил. государства и гражданского общ., фил. религиии и эстетику, историю философии и фил. истории и т.д.
Гег. фил.
проникнута глубоким
Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую.
22)
23)Основные принципы и идеи марксистской философии.
Карл Маркс (1818-1883)
– основатель научного коммунизма,
диалектического и
Исходный
пункт эволюции мировоззрения
Маркса – гегелевская
Марксизм
формировался как цельное
Осн. тезисы:
1) в основу мировоззрения
Осн. принцип: антогонизм
между производственными силами
и производственными
24) Русская философия XIX - I пол. XX в.в. (Общая характеристика и учение одного из философов – по выбору студента).
Воззрения Владимира Соловьева.
В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.