Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_filosofia.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

Процесс движения к абсолюту – это процесс духовный, в нем должен участвовать сам  человек. Общество мыслилось как  всеобъемлющая церковно-государственная  организация, синтез вселенной церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима. В результате их слияния осуществляется богочеловеческий союз – свободная теократия, в которой восторжествует христианский мир и справедливость.

 

21. Понятие бытия и его родов.  Бытие т небытие. Многообразие  философских трактовок бытия. Идеализм, материализм и их разновидности.

 Отношение бытия и небытия как исходная философская проблема. Одна из основных философских проблем – это проблема бытия и небытия. Бытие это все то, что есть. Небытие это все то, чего нет. Говорить о бытии, значит иметь наличие или существовать. Очевидность существования тех или иных предметов и явлений иногда не вызывает сомнения, но предстают ли они нам в реальном виде, такими какими они есть на самом деле? Ведь многое нам только кажется, в отличие от самой реальности, как таковой. В связи с этим можно говорить об объективной и субъективной реальности

Объективная реальность – это все процессы, явления, ситуации, вещи, состояния, существующие независимо от воли и желания, сознания и мышления человека. Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознательные и бессознательные процессы. Так, например, раньше считалось, что Солнце это раскаленный диск, который вращается вокруг плоской Земли, но с развитием науки представление о мире меняется. Поэтому, говоря о реальности, мы исходим из общих знаний о мире, после чего строим различные теории, описывающие реальность.

Реальность бытия и небытия  в философии представляется в  следующем виде. В философии бытие  понимается не просто как существование чего-либо, а всеобщность отношений всего существующего.

Основными формами  бытия являются: Материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека, социальное бытие, ноуменальное бытие (вещь сама по себе), феноменальное бытие (явление, данное в опыте). В качестве примеров небытия можно назвать неродившихся людей, животных, растений или еще не появившиеся различные вещи или явления. Так же, в качестве небытия можно назвать все то, что раньше было, но потом ушло, как говорят в небытие. Это смерть или исчезновение чего-либо. В качестве форм небытия можно назвать определенные ничто формы. Ничто формы – это все неявленные вещи, процессы, ситуации, т.е. это все нечто, которое не обрело свою бытийственость. Проблема бытия и небытия в философии обретает два направления. 1)Философия бытия исходит из концепции абсолютизации бытия. Так, древнегреческий философ Парменид утверждал, что есть только бытие, небытия нет. В средневековой катафатической (положительной) теологии говорится о вечном абсолютном бытии – Боге. Марксизм за абсолютное бытие брал материю, которая вечна и бесконечна. 2)Философия небытия рассматривает бытие как производное из небытия. Так, др.гр. фил. Горгий говорил, что «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в.) основатель надхьямики (фил. школа махаяны в буддизме) утверждал «Весь мир есть пустота (“шунья”). Средневековая апофатическая (отрицательная) теология отождествляла Божество и Ничто. Об относительности бытия и небытия говорится в даосизме, где бытие и небытие порождают друг друга. В атомистической теории Демокрита говорится об атомах – составляющих бытие, которые перемещаются в пустоте – небытии. Еще в древности люди заметили, что мир можно разделить на две противоположные сущности. Это материальные и духовные (идеальные) явления. Проблема соотношения материальных и духовных явлений получила название основного вопроса философии (ОВФ). ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. (Ф.Энгельс). ОВФ разделяется на два подвопроса: 1)Что является первичным: материя или сознание? 2)Способно ли сознание верно отразить материальный мир, т.е. способен ли человек до конца познать мир? При ответе на первый вопрос философы разделились на два больших направления: материалисты и идеалисты. Материалисты – это философы, которые считают, что первична материя по отношению к сознанию, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (сущностью мира) является материя. Представители: др.гр. фил. Демокрит, англ. фил. Ф.Бекон, нем. фил-ы Л.Фейербах, Марксисты и др. Идеалисты – это философы, которые считают, что первично выступает сознание по отношению к материи, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (иначе сущностью мира) является сознание. Идеалисты, в свою очередь, разделяются на субъективных и объективных идеалистов. Субъективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут сознание человека (субъекта). Представители: англ. фил. Беркли, нем. фил. Фихте, австрийский физик Мах и др. Объективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут мировое сознание, надприродное духовное начало. Представители: др.гр. фил. Платон, итал. фил. Ф.Аквинский, нем. фил. Гегель и др. При ответе на второй вопрос философы разделились на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков. Гносеологические оптимисты – философы, признающие познаваемость мира. В основном, это все материалисты. Агностики – философы, которые отрицают познаваемость мира. (англ. фил. Юм, нем. фил Кант и др.). Скептики – философы, которые выражают сомнение в познаваемости мира. (фрац. фил и матем. Декарт).

 

22. Философские  и естественнонаучные представления  о материи и пространстве и  времени как ее атрибутах.

Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми разнообразными свойствами. Не смотря на различия всем им присущи два важнейших признака: 1) все они существуют независимо от сознания человека, и 2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием. Понятие материи является фундаментальным в философии. Так как понятие материи связано с общим миропониманием, оно лежит в основе любой философии, поскольку понимание материи в истории философии развивалось и материализмом и идеализмом. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Философский материализм - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. В историческом развитии воззрение на материю во многом определялось в развитии знаний об атрибутах материи на основе обобщения естественно-научных знаний о природе (Атрибуты: движение и взаимодействие, противоречивость движения, пространственное отражение, причинность, необходимость и закономерность.

На протяжении длительного  исторического периода (Античность – конец 19 в.) материя отождествлялась с теми фундаментальными элементами вещества, которые были известны науке на той или иной ступени исторического развития. В античной философии материя чувственно воспринималась вещественными первоначалами (огонь, воздух, вода, земля). В философии 19 в. в соответствии с естественно-научными представлениями, материя отождествлялась с атомами как с мельчайшими частицами вещества и свойства вещества рассматривались как универсальные, всеобщие свойства материи (механические свойства вещества, масса покоя, инертность и т.п.). Таким образом в этом подходе уже существовало противоречие – материя объективно вне зависимости от сознания, но вместе с тем определялась через ограниченность нашего сознания на определенном этапе развития. Это противоречие в определении материи обнаружилось на рубеже 19-20 вв. в связи с открытиями в физике, а именно в связи с открытием структуры строения атома (ядро и электроны). И именно элементарные взаимодействия и определяют структурную целостность атома. Исходя из представлений о строении вещества, что атом как мельчайшая частица вещества отождествляется с материей, а атом представляет собой элементарные взаимодействия, то материя превращается в нечто невещественное явление, то есть нематериальна. Эти изменения в понимании материи явились причиной принципиального нового подхода к определении материи как субстанции. Новый подход к материи как и субстанции был разработан с позиции диалектико-материалистического подхода, в соответствии с которым Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая познается человеком и существует независимо от него и его познания. Подобное определение материи обосновано в работе В.И. Ленина.

Любой предмет независимо от его многообразия конкретных свойств  и независимо от того имеет ли наука знания об этом предмете является материей если он существует объективно, вне и независимо от сознания. При таком определении категории материи, философские учения о ней как субстанции не зависят от истории определенного естественно-научного знания о многообразии конкретных свойств материальных вещей.

ПРОСТРАНСТВО И  ВРЕМЯ - это всеобщие формы существования материи. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространства Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени. Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. Время и пространство обладают общими свойствами: 1)объективность и независимость от сознания человека; 2)их абсолютность как атрибутов материи; 3)неразрывная связь друг с другом и движением; 4)единство прерывного и непрерывного в их структуре; 5)зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; 6)количественная и качественная бесконечность.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны  некоторые особенности, которые  характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой. Так, к всеобщим свойствам пространства относятся: 1)протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента; 2)связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел; 3)относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры. Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений.

К всеобщим свойствам времени относятся объективность, неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.), длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы. Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени: 1)конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы) ; 2)одновременность событий (они всегда относительны) ; 3)ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др. Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее.

 

23. Философские теории  развития (метафизика, диалектика, синергетика).

Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. “В том обстоятельстве, что ... тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, а это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение”, - отмечал Ф. Энгельс.

Идея отражения становится принципом  диалектики в силу того, что, с одной  стороны, с её помощью объясняется  возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. “ Все идеи... - отражения действительности, верные или искаженные”, - писал Ф. Энгельс. Идея отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика -реальные процессы развития материального мира. Субъективная диалектика – процесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании. Субъективная диалектика (мышления, духовного мира в целом) подчиняется всеобщим законам объективной диалектики (хотя и не сводится к ним). Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма. Метафизика- противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

Философские идеи, систематизирующие  метафизику, можно свести в две  группы: 1)идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. 2)философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития.

Наиболее жизнестойкими  формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика. Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность.

В софистике, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма. Термин синергетика был предложен в 1973 году немецким физиком Хакеном для обозначения общей теории самоорганизации. Уже сам факт того, что в рамках синергетики развитие систем стало изучаться на основе их самоорганизации, свидетельствовал о близости данной теории диалектической концепции развития. В синергетике реализуются принципы самодвижения и системности материи, получившие обоснование в диалектике. Синергетический подход к объяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы. Открытия точных наук были использованы в синергетике не столько для конкретизации диалектических категорий, таких как система и структура, порядок и хаос, устойчивость и неустойчивость и др., сколько для создания собственной системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"