Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_filosofia.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

Мышление и язык. Изучаемое логикой мышление выражается в языке, поэтому логика рассматривает мысль в ее языковом выражении. Естественные языки, на которых разговаривают люди разных народов, существенно различаются. Мысль — это общее, что свойственно всем разным языковым выражениям. Язык — это непосредственная действительность мысли, и логический анализ мышления имеет форму исследования языка, в котором оно протекает и без которого невозможно. С этой точки зрения логика представляет собой как науку о мышлении, так и, в равной мере, науку о языке. Мышление и язык — две предполагающие друг друга стороны процессов познания и общения. Однако язык и мышление самостоятельны и обладают собственными специфическими законами. Язык -система знаков, которая используется для целей общения и познания.

 

27. Проблема истины в философии. Критерий истины в истории философских учений.

ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Объективная истина: истина, или объективная истина - адекватное, соотв-ее действительности отражение (внешнего мира человека). Объективная истина как такое сознание, которое не зависит от субъекта. Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение является истинным если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечно нельзя забывать что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание. (пример-делимость атома). Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практика многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента. Истинные идеи - это те к-ые хорошо работают (полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Заблуждение - это содержание сознания,не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышление.

Непосредственная цель познания- постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Но что такое истина, истинное знание? Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного: 1)Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями. 2)Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств. 3)в концепции когерентности (от лат. сцепление, связь) критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний. 4)Сторонники прагматизма (от греч. дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах. 5)В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение. 6)Для сторонников конвенционализма (от лат. соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых. 7)Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

 

28. Эмпирич и теоретич  познание, их формы и методы.

Познание - это освоение человеком окружающего мира, в ходе которого вырабатываются новые знания о действительности.  Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.  Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.  На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций “высшего порядка” — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.  Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. “Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда”. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта; идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); дедукция - движение от общего к частному; индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Формы эмпир позн: 1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств; 2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений; 3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Формы теор позн: понятие (стол, гладкая поверхность на опоре), суждение (у стола есть столешница), умозаключение. Формы науч позн: проблема (ухуд окр среды), гипотеза, теория.

 

29. Познавательные  способности человека.

 Чувственное познание— это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Диапазон воспринимаемых человеком звуков, цветов, запахов довольно ограничен. Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление. Первая встреча человека с явлениями окружающего мира — позволяет ему получить целостное, недифференцированное изначальное впечатление об интересующем объекте. Это впечатление может сохраниться, но может подвергаться изменению, уточнению, последующей дифференциации на элементарные ощущения. Ощущения -элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) Далее они образуют цепочку: Ощущение — восприятия — представление. В силу активной деятельности человеческого сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. Восприятие— это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате вз-вия человека с окр. средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания — представление. Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действ-сти, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти. Впечатление, ощущение, восприятия, представления только в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания. Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действ-сти, осущ-щийся в ходе практической деят-сти и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. 2 уровня мышления: рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок – это обычное житейское мышление, здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание; разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Гл. задача разума – объединить многообразное и выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Интуиция- способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискуссии. Процесс мышления не всегда осущ-тся в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Интуицию делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность (не опирается на логическое доказательство). Для интуиции также характерна внезапность и неосознанность. Творчество есть специфический человеческий вид деят-сти, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Важную роль в творчестве играют воображение и интуиция. Фантазия- сочетание реального в нереальном (лягушка с короной, стрелой)

 

30. Научное и ненаучное знание. Рационал и иррационал в познании.

Наука—это форма духовной деят-сти людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Основные особенности научного познания (критерии научности):1.Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действ-сти: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. 2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина. Отсюда характерная черта научного познания—объективность. 3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окр. действ-сти и управлению реальными процессами. 4. В процессе научного познания применяются такие материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Кроме того, для науки характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы. 5.Для научного познания характерны доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания: 1).Исторические: а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные; б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное; в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления; г) художественно-образное (связано с эстетическим); д) игровое познание (деловые игры)-есть правила; е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт. 2)Иррациональное (внерациональное) познание: а) магия; б) мистика; в) колдовство; г) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари). Вненаучное познание хар-тся: недостаточной обоснованностью; частой недостоверностью; иррационализмом. Рацион и иррацион. в познании. В процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает: 1)нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан. 2)Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию; 3)Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен; 4)В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме. 5)Управление предметной деят-стью человека корректируются только с помощью органов чувств. 6)Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, т.к. нет контакта. Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали: 1)Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. 2)Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают. 3)Чувства нас нередко обманывают. 4)Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств. 5)Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности. 6)Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"