Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
4 Гераклит
материя первична, в основе всего сущего лежит огонь, который, переходя из одного состояния в другое находится в вечном движении. Огонь стал связующим звеном между стихиями. Т.о., Гераклит рассматривает мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет материалистическое происхождение. космос двоичен, его противоречивость является причиной изменений, изменения происходят в соответствии с логосом – все закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Космос, природа – это объективная реальность, наравне с возможностью познания эмпирического. Гераклит допускал и чувственное познание. Он говорил: человек должен не только прислушиваться к разуму, но и обращаться к разуму. В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый, который на уровне созерцательности серьезно занимался проблемами материальности мира, его метафизического познания, как формы существования объективной реальности.
6) Античная классическая философия
1 Сократ
Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским .
С Сократом связан переворот в философии - от космоцентризма к антропоцентризму. Сократ хочет познать человеческуу природу. Девиз : «Познай самого себя и познаешь богов и вселенную». Свое учение Сократ излагал только в устной форме→ истину нужно добывать в диалоге.
Он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, стало общим принципом сократовских исследований.
Он вел поиск истины, добра, красоты и значения человека в обществе.
исследует второе
направление – идеалистическое.
Над миром чувственным существует мир сверхчувственного – мир идей, мир вечных норм, мир идеала. Идея поэтому постигается только разумом.
Идея блага господствует во всём. Всё в мире целесообразно, всё стремится к благу.
Душа стремится к обладанию благом, к знанию.
Бог – само благо, высший разум, ведающий целесообразностью. Человек, желающий себе блага, всегда стремится к божеству по пути знания.
Задача объяснения мира – все частные законы свести к единому, общему закону, общему для всех вещей и являющемуся для них благом.
Миру идей противостоит мир небытия, материи
Материя – это начало
и условие пространственной разделённости,
множественности вещей
Понятия бытия и понятие небытия (материи) противостоят друг другу, но они неравноправны. Первоначален именно мир идей, мир бытия.
Мир бытия – мужское, действенное начало; мир небытия – женское, пассивное начало;
Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны, стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство. Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной.
Философия становится всё более умозрительной. подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание логическое. Оно находится не только в сверхчувственном мире, но и в мире чувственном.
Аристотель эмпирик, он
сначала исследует частные
В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома.
По А., общее познаётся из частного.
Само знание – это система понятий, сочетающихся между собой логическим законом→ знание имеет логическое основание. Источник знания – в способности разума усматривать всеобщее. Необходимо соединить умозрение с опытом. Опыт, по А., это не источник знания, а его необходимое условие.
Понятия материи и формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Материя – это вещь, бренная действительность. Форма же выполняет роль признака, который реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого.
Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через полагание внутренних целей.
Понятие пространства и времени: наш мир движется, но вне нашего мира их нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет.
7) Эпоха эллинизма и Древнего Рима
Меняется эпоха: распадается полис→ изменяется отношение человека к миру: с разрушением системы человек становится ответственным сам за себя→ появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика, преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью→ антропологический аспект.
Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий |
Платон, Аристотель |
Идеи перводвигателя и блага |
Эпикурейцы: Эпикур |
Левкипп |
Атомистическая концепция мира |
Скептики: Пирон |
Софисты, Сократ |
Идея блага |
Стоицизм – это философия долга. Представители: Зенон, Сенека и император Марк Аврелий.
«Доверься судьбе!», «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит».
Стоики опирались на теорию познания Аристотеля: важен опыт + представление о едином божественном разуме.
Ее основоположником считают Зенона. Идеал добродетеля видят в независимости желания от поступков, от чувств
Человек – часть целого, его задача осознать своё место в этом целом. Идея всеобщего братства: человек должен осознать себя членом этого братства, Гражданином Высшего града. Долг – обязанность жить в гармонии с целым, частью которого являешься.
Единственное благо - добродетель. Испытание – упражнение в добродетели – тоже благо.
Истинное счастье – в свободе от страстей, спокойствии духа. К подлинной свободе приводит тренировка невозмутимости духа. Высшая точка этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона). . Высшей формой поведения добродетеля является апатия, бесстрастие. Свободный человек тот, кто мыслит свободно.
Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает, что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках. Критерием истинности является не разум, а наши ощущения.
Эпикурейство провозглашает
наслаждение как жизненную
Высшая форма блаженства - Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа. Это освобождает от пустых страхов. Для достижения невозмутимости духа нужно жить тихо, скрываясь от других.
Культ дружбы: дружба – основание для свободной жизни человека, оспаривает идею коммуны, так как у друзей и так всё общее, им приятней отдавать, чем получать.
Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель – Пирон.
Подлинное знание невозможно→ равнодушное отношение к миру. Наше знание основано на привычке и на обычае; нет ни истины, ни лжи – всё относительно.
Пирон тоже ищет счастье путём достижения невозмутимости духа, атараксии. Нужно воздерживаться от всякого суждения, жить без суеты, быть равнодушным к добру и злу, стремиться к апатии. В повседневной жизни надо жить сообразно здравому смыслу, то есть общим привычкам и законам.
8) Патристика и Средневековье
Вплоть до XIV века церковникам
принадлежит подлинная
Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог.
Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.
Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).
Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии
мир средневековья – мир дуал
Основные этапы философии средневековья:
1 Апологетика - Тертуллиан
2 Потристика - Аврелий Августин
3 Схоластика - Пьер Абельяр, Фома Аквинский
Складывается монашество – институт, способствующий сохранению культурных основ цивилизации. Оно зародилось в начале IV века и развивалось в форме отшельничества. Монастыри становятся местами приюта. Развития земледелия, обучения.
Философия для Августина не отличается от религии, т.к. они являются поиском истины.
«Христианство – истинная религия». «Понимай,чтобы верить, верь,, чтобы понимать»
Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению. А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить.
Вера шире понимания (!), так как верить можно и в то, чего не понимаешь.
Августин не противопоставляет веру разуму, а говорит о сверхразумности веры. Вера никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство становится более полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов).
Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое, стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств. Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут изменить своё состояние.
Появляются классы феодального общества, для которых характерна иерархичная форма отношений: вертикальные связи – вассальная зависимость, горизонтальные – связи корпоративного типа. К IX веку оживают города, развивается торговля. Церковь господствует во всех сферах жизни.
Теология Ф. А. явилась образовательной для западного христианского мировоззрения. Ф. А. Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт действия. Величие творца – в сотворении великого разнообразия форм. Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как живя в мире, сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Ф. А. Примиряет внешнего и внутреннего человека.
Основоположник томизма – учение о постижении учения о вере посредством разума.
3 Арабо – мусульманская философия
Философия ислама (арабо-мусульманская
философия) возникла в VIII веке в результате
толкования и осмысления в рамках
рациональной теологии, калама (букв. беседа),
священной книги мусульман
Одним из самых
знаменитых арабских философов
был Абу Али Ибн-Сина, в латинской
традиции Авиценна, выдающийся философ,
врач, астроном, родом из Бухары,
создавший оригинальную
. Бог существует вечно и из него вечно и необходимым образом проистекает разумное сущее, которое Ибн-Сина называет первой интеллигенцией. Бог творит только одно сущее, поскольку он сам един и прост и поскольку одна причина может сотворить одно действие.
9) Возрождение и Новое время
Термин Возрождения понимается в двух смыслах:
Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания мира.
Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в безграничные возможности человека
Возрождение – самоценность и неповторимость человека
Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с расширением границ
1 Основными чертами Философии эпохи Возрождения являются:
2 Человек воспринимался, как высшая ценность, обладающая божественным свойством разума.
3 Человек утверждался
не только в практической
4 Личностность, индивидуальность, неповторимость были связаны со свободой и гуманизмом.
5 Стремление к творческой
новизне обеспечивает