Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА2.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Согласно философии  экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция.

Значительное  место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. .

5 Постмодернизм

Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[1].

Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и  ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей[2].

В постмодерне  проявляется последовательный скептицизм по отношению к различным реальным явлениям в обществе, культуре, окружающем мире.

История возникновения

В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.

Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» . Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры.

Характерные особенности

Сформировавшись в эпоху  преобладания информационных и коммуникационных технологий начала XX века, постмодернизм  несет на себе свободного заимствования  из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.

Отличие постмодернизма от модернизма

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[7], постмодернизм, облекая всё в игровую форму,

Постмодернизм в философии

Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность  достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»

Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.

7 Философия  науки 

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия биологии, философия физики.

Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.

Предмет

«Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».[1]

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.

Основные направления философии науки

Непосредственной  предшественницей философии науки  является гносеология XVII—XVIII вв. (как эмпирическая, так и рационалистическая), в центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения. Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени — от Р. Декарта и Дж. Локка до И. Канта. Без понимания этих вопросов нельзя понять философию науки XIX—XX вв.

Позитивизм проходит ряд стадий, традиционно называемых первым позитивизмом, вторым позитивизмом (эмпириокритицизмом) и третим позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм). Общей чертой всех перечисленных течений является эмпиризм, восходящий к Ф. Бэкону, и неприятие метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля). Также для позитивизма в целом характерен односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов.

 

15 вопрос: Проблема бытия в филисофии: основные концепции. Понятие субстанции: материального и идеального

 

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Антитезой бытия является ничто.

Бытие не статично. Все конкретные формы существования  материи, например, самые крепкие  кристаллы как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких  когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы долго  оно не продолжалось, приходит к концу и переходит в небытие. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

В философии бытие является категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Понятие бытия  многосторонне и сложно. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные.

1) В истории  философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе.

Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести.

Другие философы древности рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Здесь выступает у философа знаменитый образ «реки, в которую нельзя войти дважды», поскольку в каждый момент она все новая.

Взгляды третьих  основываются на том, что бытие фиксируется в отношении к небытию. Наиболее резко выразил это Платон, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия». Следующий шаг делает Аристотель. Он выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия.

2) Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Относительно понятия субстанции у нидерландского философа бытия Б. Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым - как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность модусов - единичных проявлений единой субстанции.
Но  в метафизике Р. Декарта берет  начало иной способ истолкования бытия, -есть анализа самосознания, или  же на пути осмысления бытия сквозь призму человеческого существования, бытия культуры, социального бытия.
Тезис Декарта - «cogito ergo sum» - «мыслю, следовательно  существую» - означает: бытие субъекта постигаемо в акте самопознания.
Основная  черта философского мировоззрения  Декарта - дуализм души и тела
Эту же линию развивает немецкий философ  Г. Лейбниц, который выводит понятие бытия из внутреннего опыта человека, а крайнего выражения она достигает у английского философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального бытия и выдвигающего субъективно-идеалистическое положение «быть - это значит быть в восприятии».
Не  отрицая существования вещей  самих по себе, И. Кант рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку суждения. «…Бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи… В логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию».
В системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному:
3) В ряде направлений современной  философии подход к бытию исходит  уже из анализа человеческого  существования. Человек все более  сознает себя как субъекта  всех форм своей деятельности, как творца своей социальной  жизни и форм культуры. В философии XX века не мир, не природа, а человек становится проблемной точкой отсчета Представители анализируемых направлений XX века считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым.

3) Существуют  два основных вида идеализма  — объективный и субъективный. Согласно первому из них, основой,  начатом и творцом всего существующего  служит мировое внечеловеческое  сознание. Это идеальное существует  вначале само по себе, а затем творит, создаёт весь остальной мир, в том числе и людей. Структура, состав и все закономерности мира при этом признаются как определяемые надындивидуальным объективным индивидуальным. Сознание человека (его душа), с точки зрения этого учения, есть небольшая частица мирового идеального начала («искра божия»). У различных философов идеальное имело различные наименования: Платон называл его демиургом и мировой душой, христианский философ Августин (354-430) — Богом, Гегель — абсолютной идеей и абсолютным духом, немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-

Сущность субъективного  идеализма заключается в том, что единственной реальностью в  мире (единственно существующим) признаётся сознание субъекта (человека), а внешние  вещи есть элементы человеческого сознания. То, что называется внешним миром, объективно, т. е. самостоятельно, не существует, а представляет собой как бы проекцию внутреннего мира вовне. С точки зрения материализма, внешние предметы существуют объективно и отражаются в ощущениях человека, которые служат их образами.

Материальное отличается от идеального тем что материальное отражается органами чувств или приборами, а идеальное не отражается. Проблема отношения "материального" и "идеального" с этой точки зрения выглядит столь же абсурдно, как выглядела бы, скажем, проблема отношения "материального" и "физического". Поэтому в рамках данного представления "основной вопрос" вообще не существует. Любое другое представление либо приводит нас в противоречие с определением субстанции (когда в нем фигурируют две субстанции),

 

Вопрос 16: Диалектика

 

Диалектика

Диалектика— искусство вести беседу, спор.

Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон природной и общественной действительности. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение.

Характеристика всякого  объекта как подчинённого закону единства и борьбы противоположностей указывает на источник всеобщего  движения. Этот закон ориентирует  на раскрытие внутреннего механизма  и динамики саморазвития. Например, в биологической эволюции именно путём единства и борьбы противоположностей наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В физических процессах именно единство и борьба противоположностей, выступающие, например, как корпускулярные и волновые свойства, объясняют природу света, более того, это явилось почвой для «драмы идей» в физической науке, где противоборство корпускулярной и волновой теорий и их синтез характеризовали её прогресс.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"