Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Мои кратчайшие шпоры по философии
Мои кратчайшие шпоры по
Вопросы:
1. Древнекитайская философия.
2. Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
3. Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.
4. Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
5. Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.
6. Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.
7. Древнегреческая философия. Платон.
8. Древнегреческая философия. Аристотель.
9. Средневековая философия.
10. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт.
11. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.
12. Философия Французского Просвещения.
13. Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
14. Гегель.
15. Фейербах.
16. Кьеркегор и Шпенглер.
Ответы:
1. Древнекитайская философия.
В самый ранний
период – культ неба – не
только объясняет движение
но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы
Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода,
земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн
человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов
(забота, страх, гнев, радость, созерцательность).
2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к
старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао
де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но
совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является
причиной всех изменений) есть величайшее существо,первоприч всего бытия, к
которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь
(прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен
жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй
(невозмутимое согласие).
2. Древнегреческая философия.
Милетская школа. Фалес,
Анаксимен.
Общие черты:
- Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э.
- Формирование нового
способа духовного
логическую форму,
характеризующуюся
- Характеризуется
- Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы.
Милетская школа
– 1ая натуралистическая.
все из воды. Все рождается из влажного семени. Все что вокруг – не мертво,
а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна.
Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь,
которые способны двигать предметы. Анаксимандр: Первоначало – единая,
первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенное
границ. Apeiron с греч – «неопределенное». Апейрон превращ в различ земные
стихии, они переходят друг в друга. Все события происходят в процессе
борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания
солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человек
произошел от рыб! Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух –
это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух
бесконечен.
Итог о милетской школе:
- она являлась рационализацией мифа
- характеризовалась пантеизмом (Бог = природа)
- человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич
природу (так как произошел из воды и т д)
- хар-зя также гилозоизмом
– любое материал тело
- философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали
были неизвестны
- все они были монистами,
то есть принимали за
3. Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.
Пифагор.
- Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые
отношения, пропорции отражают гармонию мира.
- Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония.
- Верил в переселение душ, возвращение подобного.
Гераклит.
- развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется.»
- написал труд «О природе»
- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является
огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю,
земля в воздух , воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное
дыхание.
- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал
чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не
чувствами! Познание начин с чувственного, но чувства должны быть
обработаны разумом.
- Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето
и зима, война и
мир. В объединении этих
Борьба противоположностей – источник создания мира.
4. Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
Они – представители элейской школы. Главная мысль – отрицани чувственного
познания.
Ксенофан.
- первовещество – земля.
- Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой,
следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а
понятийная конструкция.
Мир является воплощением
- Отрицал чувственное познание. Ч. п. – видимость, а познать сущность мира
можно только мыслью.
Параменид.
- Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не
имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.
- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя
ни думать ни говорить, след-но оно не существует вообще. Чувственное
восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.
- Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная
масса.
Зенон.
- диалектика
- 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не
издает, а мешок зерен – издает.
- чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно
должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно,
меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие нас
обманывает!
- Разум – оружие достижения истины.
5. Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.
Демокрит.
- признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота,
отделяющая их друг
от друга, след-но бытие
- Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и
расположения. Атомы нах в вечном движении и благодаря их соединению и
разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по
всему телу. Движение
– это способ бытия
внутри нах в вечном движении.
- Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как
все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка!
- Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем
рациональное.
- Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг засчет обуздания
желаний и умеренного образа жизни.
Анаксагор.
- Вначале были различные
мельчайшие элементы и
Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные эл-ты соединились в вещи,
все вещи образуются из уже существующих вещей.
- «Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается
с ней.
6. Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.
Софистика:
- открывает новый период – рационалистический!
- Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с
развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только
красиво говорить, а умение убедить.
- Протагор: человек есть
мера всех вещей. Главное св-
изменчивость –
распространяется и на
относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма).
Всякая вещь состоит из противоречивостей.
- Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно
было бы познать.
- У софистов также соц-политич
вопросы: считали важнейшими
Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека.
СОКРАТ.
- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое
главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать
невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей
нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье =
добродетель, зло = незнание добра.
- Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина
– знание, получаемое в результате диалога, беседы ( в противовес
софистам!)
- Использовал метод индукции
(выведение общего из частного)
7. Древнегреческая философия. Платон.
- Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по
отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен,
вечен и постоянен.
- Материальный мир создан
из хаоса, бесформенного
Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и
звезды, приводимые в движение душой.
- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа.
Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является
основой разумности, дает возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет
врожденные идеи, он
открывает мир как бы
- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то
есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание=смысл!!
- Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона.
Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы,
философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то
есть крестьяне, просто жители).
- Гармоничное общество
– результат осознания и
своего предназначения,
то есть в итоге каждый
свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания,
олигархия.
8. Древнегреческая философия. Аристотель.
- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен,
«МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна –
выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя
вместе!! (а у Платона??)
- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост,
питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то
же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.
- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных
ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально
содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и
логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение,
умозаключение, определение, док-во…
- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть
(все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость
сохранения рабства. Монархия - хорошо.
9. Средневековая философия.
Главное – БОГ!!! Вера, церковь.
Ранние:
Филон.
- жил на рубеже эр
- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный
архангел
- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех
- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом,
разрывающимся между алчностью и отвращением.
- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.
Ориген.
- критиковал Цельса. Цельс
говорил, что христианское
Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христ
учения на практике опасно для государства.
- Христос у Оригена не избавитель, а образец.
- Святой дух - посредник между Христом и миром.
Восточное направление:
Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.
Григорий.
- поддерживал учение о
тождественности Бога-отца с
- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной
философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское
умозрение.
- Искал адекватное описание
христ концепции ступеней
философских терминах.
Западное направление.
Августин.
- учение о предопределении
- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и
божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.