Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

Мои кратчайшие шпоры по философии.docx

— 25.83 Кб (Скачать файл)

- При сотворении мира  Бог заложил в материальный  мир в зародыше формы всех

   вещей.

- Самодостоверность человеческого  сознания.

Фома Аквинский.

- связал христ вероучение  с философией Аристотеля: душа  создана Богом, она

   бессмертна, приобретает  знания с помощью чувств восприятия.

- Мироздание  в качестве  иерархий построено Богом.

- Граница между разумом  и верой: разум лишь дает  обоснование тому что мы

   знаем по вере.

Вильгельм Оккам.

- весь мир состоит из  единичных сущностей, а все  познание сводится к внутр

   и внеш опыту.

- В Бога надо верить!

- Истина философская и  истина теологическая не одно  и тоже!

10. Философы Нового Времени.  Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..

   16-17 века.

   Бэкон.

- материалист, говорил  о многоообразности формы материи,  выделял 19 видов

   ее движения.

- Считал главным познать  природу, завоевать ее, тогда чел-к  приобретет

   силу.

- Достоверному познанию  мешают 4 идола. Идолы пещеры –  помеха в том, что

   каждый человек  воспринимает вещи по-своему, поэтому  истина у всех может

   быть различной.  Идолы рода – их суть в  ограниченности многих людей.  Идолы

   рынка – суть  в том, что разные люди, употребляя  одинаковые слова,

   вкладывают в них  различный смысл, след-но опять  расхождение. Идолы театра

   – в том что  многие видят нереалистичную  картину мира.

- Теория двойственности  истины. Бог = вера, природа и наука  = знание.

   Схоластика.

- Широко применял метод  индукции – от частного к  общему. Схема познания

   явления:

   1. наблюдение фактов

   2. их систематизация  и классификация

   3. отсечение ненужных  фактов

   4. проверка

   5. обобщение

- Бэкон был эмпириком.  Говорил, что первично чувственное  познание. Все

   знания основываются  на опыте!

   Декарт.

- придерживался дуалистических  взглядов – материалист или  идеалист???

- Говорил, что есть 2 самостоятельных  начала – духовное и материальное.

   Человек – соединение  духовного и материального, как  бы из двух субстанций

   (субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается  лишь в самой

   себе).

- В философии Декарта  исходный пункт – мышление, но  в его физических трудах

   – исключительно  материя! Он наделял ее механистическими  свойствами

   (объем, вес и  т д).

- Теория познания –  рационалистическая. Нет необходимости  в чувственном

   познании. Разум –  единственный источник знаний. «Я  мыслю, значит я

   существую.»

- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем.  Сам человек не мог

   придумать историю  о Боге.

- Метод дедукции

 

11. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики  Беркли и Юм.

   Спиноза испытывал  влияние Декарта, но был не  согласен: у Декарта одна

   бесконечная субстанция  – Бог, а две другие (духовное  и материальное)

   находятся в зависимости  от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

- Единая субстанция –  Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог  – причина самого

   себя. Бог – бесконечная,  безличная сущность.

- Мышление и протяжение (как бы материальная часть)  – атрибуты субстанции,

   а единичные вещи  – модусы субстанции.

- Параллелизм матер и  дух субстанций– было уже у  Декарта. «Модусы атрибута

   протяжения развиваются  как и все модусы в сфере  мышления» - то есть есть

   некая зависимость  между тем что происходит с  телом и душой, но все же  они

   не совмещаются.

   Лейбниц.

- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог –  первомонада.

- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми  другими

   монадами. След-но  вселенная гармонична, подчеркивал  значительность

   индивидуального во  вселенной, количественное и качественное  многообразие

   вселенной.

   Вывод: Итак, у Декарта  – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы –

   одна единственная  - Бог, а у Лейбница вообще  все вещи – это субстанции.

   Критики концепции  субстанции. Беркли говорил, что  мозг может образовывать

общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное

вещество, которое делится  на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и

находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это

лишь соединение вместе простых  представлений, объединяемых силой

воображения. Восприятие через  ощущения! Чувственные образы памяти,

впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия  возникла из-за

чеорвеческого страха.

12. Философия Французского  Просвещения.

- 18 век.

- Проблема человека, гуманизм.

- Отвергали дуалистич.  трактовку природы человека, говорили  о материальном

   единстве: теснейшая  зависимость всех психич процессов  от состояния тела.

   Смерть тела –  прекращение всей психич деятельности.

- Человек – инструмент  природы, способный ощущать, чувствовать  и мыслить.

   Подчеркивали чувственно-эмоциональную  природу человека. Гельвеций: роль

   личного интереса  в деятельности людей. Но не  эгоизм, а «правильно понятый

   личный интерес».

- Гуманизация межличностных  отношений.

- Дидро – стремление  к добродетели. Морал. воспитание  развивает и укрепляет

   естественную «врожденную»  добродетель, формирует высокие  нравственные

   качества.

13. Немецкая классическая  философия. Иммануил Кант.

- основатель теории познания  с точки зрения бытия и его  сущности

- впервые не характер  и структура познаваемой субстанции, а специфика

   познающего субъекта  рассматр. как главный фактор, определяющий  способ

   познания

- анализирует структуру  субъекта. В отличии от Бэкона  и Декарта, где

   субъективное является  препятствием (см идолы пещеры  у Бэкона), Кант

   решает установить  различие между субъектив и  объектив эл-тами знания,

   исходя их самого  субъекта.

- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти  чел-ка)

   и трансцедентальный  (всеобщ опред., сост. принадлежность  ч-ка как

   такового). Трансцедентальный  дает объективные знания –  надындивидуальное

   начало.

- Считал гносеологию (науку  о познании) главной проблемой  философии. Надо

   изучать не сами  вещи, а познавательную деятельность.

- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их  природу и

   возможности.

- Мир явлений и мир  «вещей в себе». В мире явлений  все зависит друг от

   друга, вещь в  себе как субстанция, то есть  нуждается только в самой себе.

- Разум руководит поступками  человека. Исходя их мира явлений  и мира вещей

   в себе: мир природы,  где чувства, все есть причина  чего-то, у всего есть

   причина – действуют  законы природы и мир свободы,  где разумное существо

   есть цель сама  по себе, след-но она не может  быть причиной – законы

   разума.

14. Гегель.

- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн  форму (понятие).

- В основе рац познания  лежит диалектическая логика.

- Переосмыслить природу  понятия: Абсолютное понятие (абс  идея) – абсолютное

   тождество субъекта  и объекта. Такое понятие –  истинная сущность вещества,

   но это идеал.

- Саморазвитие понятия  подчин з-нам диалектики: единство  и борьба

   противоположностей.

- Абс понятие проходит  тройственный цикл развития: утверждение,  отрицание и

   отрицание отрицания  - постоянно пока не получится  высший синтез.

15. Фейербах .

- в сер 19 века острая  критика идеализма, религии. Идеализм =

   рационализированная  религия. Философия и религия  противоположны!

- Критика религии: чел  считает, что он сотворен Богом,  но на самом деле чел

   сотворил Бога сам.

- Человек – часть вечной  природы.

- Человек – психофизическое  единство души и тела.

- Человеч природа рассматривается  биологически, а не духовно как  у Гегеля.

- Человек  - лишь звено  в развитии человеч рода. Маркс  не согласен: человек

   – историч и  социал существо. Его сущность  – не абстракт, присущий

   отдельному индивиду. Она есть совокупность всех  общественных отношений.

- Фейербах: ощущения –  единственный источник познания.

16. Кьеркегор и Шпенглер.

Кьеркегор:  неуместность философии как чистой теории абсолют  духа для

реального существования  чел-а, ибо только принимая во внимание эту

реальность и возможность  человеческого бытия. Фил имеет  смысл. Описывает

разбитое и бессмысленное  бытие мира, ответом на кот должны быть страх и

отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет

внутреннему и советует чел-у  отдаться в волю Бога. Диалектич  теология и

экзестиолизм.

Шпенглер – теоретик культуры.  В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет

предсказать будущее европ  культуры в сравнении  с древнегреческой. Западная

культура скоро погибнет. Его книга «Закат Европы» между 2 мир войнами. Но

недостатки: «факты важнее чем  истина», плоский позитивизм, упрощающий труд

проблему несогласованности  идеи и реальности, духа и действит-ти.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"