Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
ФИЛОСОФИЯ ЭМПИРИЗМА ( Ф. БЭКОН) : Эмпиризм – познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С точки зрения методологии – принцип, исходя из которого вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте. Эмпиризм делится: – на радикальный (признает лишь чувственные восприятия); – умеренный (отводит решающую роль чувственным восприятиям). Первым и основным исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Этот философ стал родоначальником английского эмпиризма, указал путь для развития естественных наук. В своих исследованиях он вступил на путь чувственного опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он утверждал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Единственно надежным методом познания Бэкон считал индукцию, ведущую к познанию законов. Высшей целью науки он называл господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Путем, который ведет к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, согласно Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктивный метод познания. В своем трактате «Новый органон» Бэкон предложил новое понимание задач науки. Именно он стал основоположником новой науки – методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Если следовать этой методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий. Но чувственный опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков»: – «призраки рода» – это ошибки, которые вытекают из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; – «призраки пещеры» – это ошибки индивидуального характера, которые зависят от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; – «призраки рынка» – это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; – «призраки театра» – это слепая вера в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени, истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности. Интересно заметить, что Бэкон был глубоко верующим человеком. По мнению философа, наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания: – первый внушается Богом (теология); – второй ведет свое начало от органов чувств (философия). Бэкон считал, что истина имеет двойственный характер: есть истина религиозная и «светская». При этом он строго разграничивал сферы компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на объяснение Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается с помощью откровения, а «светская» истина постигается опытом и разумом.
ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛИЗМА ( Р,ДЕКАРД,
Б,СПИНОЗА) : Рационализм – это точка
зрения рассудка (разума). Рационализм,
по определению философии, – совокупность
философских направлений, которые делают
центральным пунктом анализа: – с субъективной
стороны – разум, мышление, рассудок; – с
объективной – разумность, логический
порядок вещей. Ярчайшими представителями
рационализма XVII в. были Ренэ Декарт
и Бенедикт Спиноза. Ренэ Декарт (1596–1650).
Декарт – французский математик и философ,
поставивший на первое место разум, сведя
роль опыта к простой практической проверке
данных интеллекта. Декарт разрабатывал
универсальный дедуктивный метод для
всех наук исходя из теории рационализма,
который предполагал наличие в человеческом
уме врожденных идей, во многом определяющих
результаты познания. Основным понятием
рационалистических воззрений Декарта
была субстанция. Декарт предложил два
принципа для научной мысли: движение
внешнего мира следует понимать исключительно
как механистическое; явления внутреннего,
духовного мира необходимо рассматривать
исключительно с точки зрения ясного,
рассудочного самосознания. Первый вопрос
философии Декарта – возможность достоверного
знания и определяемая им проблема метода,
посредством которого должно быть получено
такое знание. В философии Декарта метод
научного познания называется аналитическим или
СЕНСУАЛИЗМ ДЖ.ЛОККА И
РАЦИОНАЛИЗМ Г.ЛЕЙБНИЦА: Рационализм (франц.
rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio —
разум), философское направление, признающее
разум основой познания и поведения людей.
Р. противостоит как фидеизму и иррационализму,
так и сенсуализму (эмпиризму). Термин
«Р.» используется для обозначения и характеристики
философских концепций с 19 в. Исторически
рационалистическая традиция восходит
к древнегреческой философии: например,
ещё Парменид,различавший знание «по
истине» (полученное посредством разума)
и знание «по мнению» (достигнутое в результате
чувственного восприятия), усматривал
в разуме критерий истины. Как целостная
система гносеологических воззрений
Р. начал складываться в новое
время в результате развития математики
и естествознания. В противоположность
средневековой схоластике и религиозному
догматизму классический Р. 17—18 вв. (Р. Декарт,Б. Спиноза,
Н. Мальбранш, Г. Лейбниц)исходил
из идеи естественного порядка — бесконечной
причинной цепи, пронизывающей весь мир.
Т. о., принципы Р. разделяли как материалисты
(Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р.
у них приобретал различный характер в
зависимости от того, как решался вопрос
о происхождении знания. Р. 17—18 вв., утверждавший
определяющую роль разума не только в
познании, но и в деятельности людей,
явился одним из философских источников
идеологии Просвещения. Культ разума
характерен и для французских материалистов
18 в., стоявших на позициях материалистического
сенсуализма и выступавших против спекулятивных
построений Р. Обосновывая безусловную
достоверность научных принципов и положений
математики и естествознания, Р. пытался
решить вопрос: как знание, полученное
в процессе познавательной деятельности
человека, приобретает объективный, всеобщий
и необходимый характер. В противоположность
сенсуализму Р. утверждал, что научное
знание, обладающее этими логическими
свойствами, достижимо посредством разума,
который выступает его источником и вместе
с тем критерием истинности. Так, например,
к основному тезису сенсуализма «нет ничего
в разуме, чего прежде не было в ощущениях»
(Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление:
«кроме самого разума», т. е. способности
разума постигать не только частное, случайное
(чем ограничивается чувственное восприятие),
но и всеобщее, необходимое. Обращение
к разуму как единственному источнику
научного знания привело Р. к идеалистическому
заключению о существовании врождённых
идей (Декарт) или предрасположений и задатков
мышления, независимых от чувственности
(Лейбниц). Принижение Р. роли чувственного
восприятия, в форме которого реализуется
связь человека с внешним миром, влекло
за собой отрыв мышления от о Сенсуализм (франц.
sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство,
ощущение), направление в теории познания,
согласно которому чувственность является
главной формой познания. В противоположностьрационализму
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ : БЕРКЛИ (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами доказать , что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. ЮМ Давид. (1711 - 1776) скептик, агностик. издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. Задача знания быть руководством для практ. ориентации. При этом единств. предметом достов. знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот. не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта. Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел. разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали. БЕРКЛИ Джордж (1685—1753) -англ. философ, субъективный идеалист. С 1734 — епископ англиканской церкви в Клойне (Ирландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущения), Б. пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi). Идеи, по Б., усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, к-рая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в определенных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Стремясь избежать солипсизма, Б. признает множественность духовных субстанций, сотворенных “бесконечным духом”, богом, а в качестве критерия истины выдвигает яркость, общепризнанность восприятии. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Мышление Б. сводил к механизму образования типичных представлении. Позже Б. переходит на близкие неоплатонизму объективно-идеалистические позиции, признав вечное существование идей в уме бога. С целью опровергнуть атеизм и материализм он •подвергает критике понятие материи как, по Б., внутренне противоречивое и бесполезное для познания. Основа берк-лианской критики материи — идеалистический номинализм. Б. отвергает теорию первичных и вторичных качеств (Локк), объявляя все качества чисто субъективными. Отрицая мировоззренческое значение науки, Б. считал задачей ученого “научиться понимать язык творца”, а не притязать на объяснение событий телесными причинами. С этих позиций отвергаются ньютоновская теория абсолютного объективно-реального пространства и теория тяготения, т, к. она говорит о естественной причине движения материальных тел, в то время как сам Б. признавал активность лишь духовной субстанции. Отрицательно относился Б. к созданному Лейбницем и Ньютоном исчислению бесконечно малых, поскольку признание бесконечной делимости “реального пространства” противоречило осн. положениям его философии, ведь бесконечно малое не воспринимается. Со 2-й половины 19 в. начинается реанимация философии Б. и заимствование ее мн. школами идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и т. д. Ф Б. и его эпигонов в начале 20 в. подвергнута критике в работе Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Соч.: “Опыт новой теории зрения” (1709), “Трактат о началах человеческого знания” (1710), “Три разговора между Гиласом и Фило-нусом” (1713). ЮМ Дэвид (1711—76) — англ. философ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания Ю. видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достоверного знания, по Ю.,— объекты математики; все др. предметы исследования — это факты, к-рые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Все суждения о существовании происходят также из опыта, к-рый, однако, Ю. понимал идеалистически: действительность лишь поток “впечатлений”, причины к-рых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует объективный мир или нет, неразрешим. Одно из осн. отношений, устанавливаемых опытом,— отношение причины и действия; оно не может быть выведено ни из интуиции, ни путем логического анализа и доказательства. Из того, что одно явление предшествует .др., нельзя выводить, будто предшествующее — причина, а следующие за ним — ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью к-рой один объект производит др. Т. обр., Ю. отрицал объективный характер причинности, признавая, однако, бесспорное существование субъективной причинности в виде ассоциирования идей и порождения идей (т. е. образов памяти) чувственными впечатлениями. Поток наших впечатлений не есть, по Ю., полный хаос: нек-рые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Ю., достаточно для практической жизни, поскольку источником практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. В этике Ю. развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности, выдвинув вместе с тем положение о наличии у людей альтруистической “симпатии” друг к другу; в эстетике соединил тезис “о вкусах не спорят” с симпатиями к классицизму, а затем и реализму в искусстве; в философии религии принял допущение, будто причины порядка во вселенной имеют нек-рую аналогию с разумом, однако отверг при этом всякое богословское и философское учение о боге и, ссылаясь на исторический опыт, признал дурным влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь. Скептицизм Ю. теоретически обосновал утилитарное миропонимание буржуазии. Агностицизм Ю. послужил одним из гл. идейных истоков позитивизма. Осн. соч.: “Трактат о человеческой природе” (1734— 37), “Исследование о человеческом разумении” (1748), “Естественная история религии” (1755), “Диалоги о естественной религии” (1776).
ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА: Иммануил Кант (1724–1804) – один из величайших умов человечества, основоположник немецкой классической философии. Основные работы Канта: – «Всеобщая естественная история и теория неба»; – «Критика чистого разума»; – «Критика практического разума». В творчестве Канта усматриваются два основных блока: – теория познания; – учение о бытии, нравственности и морали. Лейтмотивом всей философии этого мыслителя стали его три знаменитых вопроса: – «Что я могу знать?» – «Что я должен делать?» – «На что я могу надеяться?» Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода: – «докритический» – до начала 70-х гг. XVIII в., в этот период мыслитель обращался к философским проблемам естествознания, он предложил мысль о развитии мира, о том, что наша планета ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас; – «критический» – это период, когда Кант сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности. Кант утверждал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Согласно Канту, критический анализ структуры познавательного опыта человека может привести к выводу о том, что объективная реальность как совершенно не зависимое от наших чувств и разума бытие является принципиально недоступным, непознаваемым для нас. Иммануил Кант под метафизикой подразумевал любые суждения, которые не основываются на чувственных данных. Но наряду с гносеологическим объяснением он допускал и ее онтологическую интерпретацию как сверхчувственной реальности и оценивал ее как первичную, которая определяет мир чувственных явлений (именуемых феноменами, а метафизические явления именуются ноуменами): это ноуменальная реальность, которая аффицирует нашу чувственность,т. е. воздействует на нее, но остается непостижимой для чувств и для ума. Смысл кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в том, что чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И как бы мы ни старались проникнуть вглубь явлений, наше знание все равно будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе. Кант как философ: – поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта; – признал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их; – констатировал, что мир познается всегда только в формах его данности человеку. По мнению Канта, в процессе познания участвуют: – чувственный опыт; – рассуждающее мышление (структуру которого составляют категории). Основной функцией своих категорий Кант считал синтетическую, потому что в процессе познания осуществляется синтез (объединение) разрозненных чувственных впечатлений в устойчивые комплексы, становящиеся предметом нашего суждения. В центре внимания онтологии Канта находится бытие-процесс, истолковывающийся как жизнь. По мнению мыслителя, жизнь – это не абстрактное понятие, а бытие определенного индивида.