Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ХХ ВЕКЕ: Аналитическая философия - это течение западной философии XX века, которое сложилось в русле аналитической традиции и характерна для англоязычных и скандинавских стран. Главная особенность аналитической философии – это сведение философии к анализу употребляемых языковых средств и выражений. Анализ (греч. расчленение) – это мысленное или реальное расчленение предмета на части. Аналитические методы классифицируются по типу и характеру анализируемого языка. По типу различают редукционистские и нередукционистские, а по характеру – формальные и неформальные. Редукционизм – методологическая программа, которая ориентирована на проблему единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка. Этапы развития аналитической философии: «Лингвистический поворот». Философские проблемы рассматриваются в сфере языка и разрешаются через анализ языковых средств и выражений. «Семантический акцент». В основном внимание обращено к проблеме значения. «Методологический крен». Метод анализа противопоставленлюбым другим формам философской рефлексии. «Тенденция к нейтрализму». Освобождение от историко – философских предпосылок. «Размывание границ». Размываются границы философских и часто научных проблем.
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ: Постструктурализм — философское направление, методология
культурного анализа. Был распространён
в 1970-е и 1980-е годы . Основание постструктурализма
связывают с политической нестабильностью конца
1960-х, разочарованием в науке и социальном
прогрессе. Поэтому, несмотря на то, что
сходные идеи ранее высказывали американские
и немецкие философы, течение было наиболее
распространено во Франции.К представителям
постструктурализма относят Э. Морена, Ж.
Бодрийяра, Ж. Делёза, Ф. Гваттарии,
Ф. Лаку-Лабарта, Ж.-Л. Нанси, С.
Кофман,Ж. Деррида, Р. Барта, Ю. Кристеву, Ж.
Лакана, М. Фуко, П. Бурдьё, К. Касториадиса, Э.
Сиксу, Р. Жирара(Франция), Ф. Джеймисона, Дж.
Батлер, К. Акер(США), Дж. Агамбена, Дж.
Ваттимо(Италия), Х. Блюменберга(Германия), Ш.
Муфф, Л. Иригарай (Бельгия) и др.Само
слово «постструктурализм» связано с
названием другого философского течения — структурализма,
из которого постструктурализм вырос
и который он преодолевал. Помимо этого
термина предлагались и другие — «антиструктурализм»,
«неоструктурализм», «параструктурализм»,
«гиперструктурализм», «ультраструктурализм»,
«суперструктурализм».
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ОБОСНОВАНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ: Марксистская философия формируется к 40-ым годам XIX века. Этому способствуют: Утверждение капитализма практически во всех развитых западно-европейских странах. С этим связан бурный рост промышленного производства, строительство железных дорог, развитие торговли. Капитализм предусматривает противоречие двух основных классов – рабочих и буржуазии. На фоне роста противоречий между этими классами возникает идеология рабочего класса, в основе которой лежит идеал коммунистического преобразования общества. Марксизм состоит из трех взаимодополняемых частей: Марксистская философия. Политическая экономия. Теория научного коммунизма. Главной задачей марксистской философии является обоснование идеи коммунизма. Сама идея имеет начало в работах Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Они впервые заговорили о коммунизме. Коммунизм – (от лат. общий) общественное устройство всеобщего равенства людей на основе беспредельного многомерного изобилия. Этапы развития коммунистического общества: Переходный от капитализма к социализму. Начинается с политической революции, власть переходит к народу, уничтожается эксплуатация человека. Снимается граница между умственным и физическим трудом. Первая фаза коммунистического общества (социализм). Общество основывается на общественной собственности на основные средства производства и распределения продуктов производства по труду. Высшая стадия коммунистического общества (полный коммунизм). «Каждый по способности, каждому по потребности».
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В МАРКСИЗМЕ: Категориальными концепциями исторического материализма являются общественное бытие и общественное сознание. Общественное бытие – совокупность материальных общественных отношений и процессов, которые не зависят от сознания и воли человека или общества в целом (все, что человек застает готовым). Общественное сознание – духовная жизнь общества, но не совокупность сознания отдельных людей. Принцип материалистического понимания истории состоит в том, что общественное бытие определяет общественное сознание, и наоборот, общественное сознание является отражением общественного бытия. Для понимания истории необходимо рассмотреть понятие способа материального производства, т. к. именно оно определяет все особенности общества. Способ производства – единство производственных сил и производственных отношений. Производственные силы включают в себя: Рабочая сила – люди, обладающие определенными знаниями, навыками, умениями и средствами производства. Предметы труда – вещи, которые обрабатываются человеком в процессе производства. Средства труда – проводник между человеком и средствами труда. Производственные отношения – совокупность материалистических экономических отношений между людьми в процессе производства, обмена, потребления, распределения продуктов производства. Маркс для понимания истории вводит понятие «общественно-экономическая формация». Это исторически определенный тип общества, который представляет собой конкретную ступень в его развитии. Способ производства лежит в основе общественно-экономической формации. Маркс выделяет пять формаций: Первобытно-общинная (общественная форма собственности); Рабовладельческая (частная); Феодальная (частная); Капиталистическая (частная); Коммунистическая (общественная). Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию. Маркс выделяет 4 революции: Рабовладельческая; Феодальная; Буржуазная; Социалистическая.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА Ф.ЭНГЕЛЬСОМ: Основной вопрос философии: «Что является первичным, определяющим: материя или сознание, бытие или мышление?» Первая сторона этого вопроса онтологическая, т. е. что первично: материя (природа) или сознание (идеальное). Отвечая на этот вопрос, все философские направления делятся на два вида: материализм и идеализм. Вторая сторона вопроса – гносеологическая: «Познаваем ли мир?». «Да» на этот вопрос отвечают материалист, «Нет» - агностицисты. Ленин выводит понятие центральной категории материалистической диалектики: Материя – объективная реальность, которая существует вне и независима от сознания человека. Материя дается человеку в ощущениях как объективная реальность. Материя вечна, неуничтожима, бесконечна, т. е. неисчерпаема. Теория материалистической диалектики. Основными идеями диалектики являются идеи всеобщей связи и развития, поэтому диалектика – философское учение о всеобщей связи и развитии. Идея всеобщей связи всего сущего - обобщение многообразия связей в природе, обществе в процессе мышления и познания. Идея развития – обобщение конкретных фактов развития в живой и неживой природе, в обществе и его отдельных элементах. Основные идеи марксистской диалектики конкретизируются в исходных принципах диалектики. Принцип – основополагающее утверждение, т. е. основа теоретической системы знания. Категория единства – целостность, связанность мира. Противоположным понятию единства является понятие многообразия. Принцип единства: мир существует как многообразие различных объектов, образующих некоторые единства. Развитие – необратимые качественные изменения. С развитием связана направленность, которая определяется внутренними особенностями объекта. Различают 3 направления развития: Одноплоскостное развитие, т. е. переход объекта из качественного состояния одной сложности в другое качественное состояние этой же сложности. Прогресс – прогрессивное развитие – переход из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности. Регресс – переход из качественного состояния большей степени сложности в меньшую. Принцип развития: как бы не сочетались в процессе качественные изменения материальных объектов прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные и обратимые изменения, любой объект проходит сам стадию прогрессивного развития или входит в другой объект, проходящий такую стадию. Детерминизм – отношение зависимости объектов, их свойств, процессов в их существовании и изменении от любых факторов. Принцип детерминизма показывает те факторы, благодаря которым объект становится таким, какой он есть. Энгельс на основе логики Гегеля выделил 3 основных закона диалектики: Взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он раскрывает механизм развития (количество, качество, мера). Единства и борьбы противоположностей. В основе этого лежит различие, при котором элементы, свойства, стороны взаимоисключают друг друга. Он выступает источником развития объекта. Отрицания отрицания. Этот закон определяет направление развития.
ПСИХОАНАЛИЗ З.ФРЕЙДА И ЕГО
ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Психоана́лиз (нем.
ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ К.Г.ЮНГА: В результате переработки
Юнгом психоанализа и психоаналитической
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э.ФРОММА: Эрих Фромм (1900-1980) родился во Франкфурте, Германия. В 1934 иммигрировал в США, где вел частную аналитическую практику. Гуманистический психоанализ возникает как альтернатива бихевиоризму. Гуманистический психоанализ создаётся на основе экзистенциальной философии Марксизма и психоанализа. Из Марксизма – идея творческой активности личности, её бесконечное развитие и преобразование окружающего мира. Из психоанализа – идея бессознательной основы личности – врождённые природные потребности человека. Человеческие потребности, по Фромму, качественно отличаются от потребностей животного. Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования. По Фромму, личность - это итог динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм, предписаний. Личность – высшая ценность, не может служить средством, только целью. Фромм, в отличии от Адлера и Хорни, учитывал воздействие не только семьи, но и социальной системы в целом. Фромм выделил две взаимоисключающие потребности: 1. Потребность в корнях, в социальной идентичности с группой, общность с которой защищает индивида. 2. Противоположная потребность в свободе, в индивидуализации. Каждый человек сталкивается с необходимостью удовлетворить эти взаимоисключающие потребности, но не у каждого это получается. Фромм считал, что человек достигает удовлетворения, если реализует обе потребности или справится с экзистенциальной дилеммой. Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "основными ориентациями характера".
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Л.ФЕЙЕРБАХА: В середине XIX века с острой
критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки зрения
Фейербаха, идеализм есть не что иное,
как рационализированная религия, а философия
и религия по самому их существу, считал
Фейербах, противоположны друг другу.
В основе религии лежит вера в догматы,
тогда как в основе философии — знание,
стремление раскрыть действительную природу
вещей. Поэтому первейшую задачу философии
Фейербах видел в критике религии, в разоблачении
тех иллюзий, которые составляют сущность
религиозного сознания. Религия и близкая
к ней по духу идеалистическая философия
возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания
богу тех атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку. Согласно
Фейербаху, для освобождения от религиозных
заблуждений необходимо понять, что человек
— не творение бога, а часть — и притом
наиболее совершенная — вечной природы.
Он писал: »Мое учение или воззрение может
быть поэтому выражено в двух словах: природа
и человек. С моей точки зрения, существо,
предшествующие человеку, существо, являющиеся
причиной или основой человека, которому
он обязан своим происхождением и существованием,
есть и называется не бог — мистическое,
неопределенное, многозначащие слово,
а природа — слово и существо ясное, чувственное,
недвусмысленное. Существо же, в котором
природа делается личным, сознательным,
разумным существом, есть и называется
у меня — человек» . Ф. Энгельс писал о
сочинении Фейербаха »Сущность христианства»:
»Природа всегда существует независимо
от какой бы то ни было философии. Она есть
та основа, на которой выросли мы, люди,
сами продукты природы. Вне природы и человека
нет ничего, и высшие существа, созданные
нашей религиозной фантазией, это — лишь
фантастические отражения нашей собственной
сущности» . Материализм Фейербаха существенно
отличается от материализма XVIII века, поскольку,
в отличие от последнего, не сводит всякую
реальность к механическому движению
и рассматривает природу не как механизм,
а скорее как организм. Он характеризуется
как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха — не отвлеченное
понятие материи, как у большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое
единство, единство души и тела. Исходя
из такого понимания человека, Фейербах
отвергает его идеалистическую трактовку,
при которой человек рассматривается
прежде всего как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как
раз и составляет сущность человеческого
»Я». Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело
— две стороны той реальности, которая
называется организмом. Человеческая
природа, таким образом, толкуется Фейербахом
преимущественно биологически, и отдельный
индивид для него — не исторически-духовное
образование, как у Гегеля, а звено в развитии
человеческого рода. Критикуя идеалистическую
трактовку познания и будучи недоволен
абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует
к чувственному созерцанию. Полагая, что
ощущение составляет единственный источник
нашего познания. Только то, что дано нам
через органы чувств — зрение, слух, осязание,
обоняние, — обладает, по Фейербаху, подлинной
реальностью. С помощью органов чувств
мы познаем как физические объекты, так
и психические состояния других людей.
Фейербах не признавал никакой сверхчувственной
реальности и отвергал возможность чисто
отвлеченного познания с помощью разума,
считая последнее изобретением идеалистической
спекуляции. Антропологический принцип
Фейербаха в теории познания выражается
в том, что он по-новому интерпретирует
само понятие »объект». По Фейербаху, понятие
объекта первоначально формируется в
опыте человеческого общения, и поэтому
первый объект для всякого человека —
это другой человек, »Ты». Именно любовь
к другому человеку есть путь к признанию
его объективного существования, а тем
самым к признанию существования вообще
внешних вещей. Из внутренней связи людей,
основанной на чувстве любви, возникает
альтруистическая мораль, которая, по
убеждению Фейербаха, должна встать на
место иллюзорной связи с богом. Любовь
к богу, согласно немецкому философу, есть
лишь отчужденная, ложная форма подлинной
любви — любви к другим людям.