Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
1.Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия..Функции философии: мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
4.Метафизический метод мышления – это такое представление о мире, когда он рисуется простым набором изолированных друг от друга видов бытия, где возможны лишь повторения уже бывшего ранее; источник самого движения и частичных изменений остается за бортом внимания.
Мыслить диалектически – это видеть мир, явления, все стороны реальности в связях, в их развитии, во взаимных переходах одного явления во второе и т.д.
Мыслить диалектически это:
5.Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
6.Античность - (от лат. antiquus - древность) - совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме.
Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 год н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.
Античная философия - философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним - Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
8.Софисты.
Для софистов характерно:
Сократ.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою
философию и просветительскую работу
в гуще народа, на площадях, рынках в
форме открытой беседы (диалога, спора),
темами которой были злободневные проблемы
того времени, актуальные и ныне: добро;
зло; любовь; счастье; честность и
т.д. Философ был сторонником
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
9.Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, ронизывающий
своими тончайшими духовными нитями сю
мировую философскую культуру.
Платон говорит: «Мир это не просто телесный
космос, и отдельные предметы и явления:
в нем общее совмвщено с единичным, а космическое
— с человеческим». Космос - это своего
рода художественное произведение. Он
прекрасен, он — цельность единичностей.
Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный
различных потенций, а управляется он
силами, образующими общие закономерности.
Космос полон божественного смысла, являющего
собой единство идей, вечных, нетленных
и пребывающих в своей лучезарной красоте.
По Платону, мир по природе двойствен:
в нем различается видимый мир изменчивых
предметов и невидимый мир идей. Мир идей
являет собой истинное бытие, а конкретные,
чувственно воспринимаемые вещи — нечто
среднее между бытием и небытием: они только
тени вещей, их слабые копии.
Идея — центральная категория в философии
Платона. Идея вещи есть нечто идеальное.
Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем
же мы пить идею воды или есть идею неба,
расплачиваясь в магазинах идеями денег:
идея — это смысл, сущность вещи.
В платоновских идеях обобщена вся космическая
жизнь: они обладают регулятивной энергийностью
и управляют Вселенной. Им свойственна
регулятивная и формообразующая сила;
они — вечные образцы, парадигмы (от греч.
jaradigma — образец), по которым из бесформенной
и текучей материи организуется все множество
реальных вещей. Платон трактовал идеи
как некие божественные сущности. Они
мыслились как целевые причины, заряженные
энергией устремления, при этом между
ними существуют отношения координации
и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного
добра — она своего рода «Солнце в царстве
идей», мировой Разум, ей подобает название
Разума и Божества. Платон доказывает
существование Бога чувством нашего сродства
с его природой, которое как бы «вибрирует»
в наших душах. Существенной составляющей
мировоззрения Платона является вера
в богов. Платон считал ее важнейшим условием
устойчивости общественного миропорядка.
По Платону, распространение «нечестивых
воззрений» пагубно влияет на граждан,
особенно на молодежь, является источником
смут и произвола, приводит к попранию
правовых и нравственных норм.
Трактуя идею души, Платон говорит: душа
человека до его рождения пребывает в
царстве чистой мысли и красоты. Затем
она попадает на грешную землю, где, временно
находится в человеческом теле, как узник
в темнице. Появившись на свет, она уже
знает все. что нужно знать. Она сама избирает
свой жребий; ей уже как бы предназначена
своя участь, судьба. Таким образом. Душа,
по Платону, — бессмертная сущность, в
ней различаются три части: разумная, обращенная
к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная,
движимая страстями, или вожделяющая.
Разумная часть души — основа добродетели
и мудрости, пылкая — мужества; преодоление
же чувственности есть добродетель благоразумия.
Как и для Космоса в целом, источник гармонии
есть мировой разум, сила, способная адекватно
мыслить самое себя, являясь вместе с тем
активным началом, кормчим души, управляющим
телом, которое само по себе лишено способности
к движению. В процессе мышления душа активна,
внутренне противоречива, диалогична
и рефлексивна.
По мысли Платона, высшее благо (идея блага,
а она превыше всего) пребывает вне мира.
Стало быть и высшая цель нравственности
находится в сверхчувственном мире. Ведь
душа получипа свое начало не в земном,
а в высшем мире. И облеченная в земную
плоть, она обретает множество всякого
рода зол, страданий. По Платону, чувственный
мир несовершенен — он полон беспорядка.
Задача же человека в том, чтобы возвыситься
над ним и всеми силами души стремиться
к уподоблению Богу, который не соприкасается
ни с чем злым; в том, чтобы освободоть
душу от всего телесного, сосредоточить
ее на себе, на внутреннем мире умозрения
и иметь дело только с истинным и вечным.
10.Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Материя не может возникнуть
из ничего, не может также увеличиться
или уменьшиться в своем
Краткие выводы, сделанные Аристотелем:
11. Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для
человека чем-то внешним, бытие налагает
определенные ограничения на его
деятельность, заставляет соизмерять
с ним свои действия. Вместе с
тем бытие является источником и
условием всех форм жизнедеятельности
человека. Бытие представляет не только
рамки, границы деятельности, но и
объект творчества человека, постоянно
изменяющего бытие, сферу возможностей,
которую человек в своей
Истолкование
бытия претерпело сложное развитие.
Его общей чертой является противоборство
материалистического и
Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.
Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).
Третий период
начинается с философии И. Канта.
Бытие рассматривается как
Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.
12.Христианская философия средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны, значительную часть философии средневековья составляет теология (богословие), пытавшееся на основе сверхъестественного, богодухновенного знания, содержащегося в Библии, других священных текстах, обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертии души (т.е. иррациональные феномены). Это период патристики. Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви» – Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона.
Основные
идеи патристики: теоцентризм (
Крупнейший мыслитель этого периода – Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Он разработал теологию христианства (работы «Исповедь», «О граде Божьем»). В онтологии Августин обосновывал догмат о сотворении мира Богом «из ничего». Бог не только упорядочил, организовал мир из вечной первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства (в т.ч. время). С идеей времени связана концепция исторического прогресса – постоянное изменение и развитие (и материальное, и духовное) общества от низшего к высшему, от града земного к граду Божьему.