Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
№1. Философия: сущность и функциональное назначение. Место философии в индивидуальном и общественном сознании.
Термин "философия" возник из соединения двух греческих слов "phileo" - любовь и "sophia" - мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия - форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.
Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон).
Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. мировоззренческую функция, т.е. помогает сформировать целостную картину мира;
2. методологическая, поисковая функция (формулирует правила познания для всех частных наук);
3. функция социальной критики (осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей);
4. конструктивная функция (означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем, взгляд и предвосхищение будущего);
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов;
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Для чего нужна философия? Сократ и Платон считали,
что под воздействием философии человек
"становится подлинно совершенным".
Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет
много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характериз
Назначение философии - поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии - дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать "обезьяной цивилизации", чем без нее.
№2. Основные проблемы философии. Структура философского знания.
Как и во всех частных науках проблема в философии есть логическая форма познания. Все философские проблем, выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.
В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии.
Проблема бытия – это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология – философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений. Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется определенным набором свойств.
Выделяют материальное бытие и идеальное бытие, объективное и субъективное бытие. Таким образом, существуют три концепции трактовок бытия:
- материалистическая. Суть концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания и ее бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека.
- объективно-идеалистическая. В этой концепции бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так согласно Гегелю, бытие – это понятие, которое, является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.
- субъективно-идеалистическая. Бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями.
Проблема познания неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону. Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.
Отношение «мир – человек» теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы.
Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического: он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического, а проблема диалектики выдвинулась на передний план.
В переходные периоды общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Философским исследованием природы ценностей занимается определенная отрасль философии – аксиология. Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 - начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Ценности выступают ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, т.е. ценностное отношение возможно только там, где реально присутствует человек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения. Основными аспектами проблемы ценностей являются: соотношение ценности и оценки, вопрос об объективности ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых (классовых и национальных) ценностей, принципы классификации ценностей, специфика эстетических и нравственных ценностей и др.
Немаловажное значение в философии имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. В истории философии эта проблема в свою очередь распадается на три составляющие:
Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному: одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие считали их чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Существуют две точки зрения об отношении пространства и времени к материи:
Данная проблема в некоторой мере была решена при создании теории относительности в начале XX века, которая была нацелена на раскрытие диалектических связей в природе и заставила отказаться от субстанциальной концепции.
Кроме вышеперечисленных можно выделит еще множество проблем философии – антропологические, этические, эстетические и др. Все проблемы философии являются всеобщными и вечными, – что не означает их принципиальной нерешаемости, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества.
Уже античная философия, становясь
самостоятельной системой знаний, обретала
свою композицию. У стоиков (4 в. до н.
э.) эта структура приняла
В 17 в. (прежде всего благодаря Бэкону
и Декарту), в лоне общих систем
философии углубленную
Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант, В одном из итоговых своих сочинений – в «Критике способности суждения – он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).
Гегель строит свою систему в
виде «Энциклопедии философских
наук». Как стоики и Кант, он называет
три части философского знания: логику
(которая совпадала у него с
диалектикой и теорией
Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. – круг философских дисциплин может быть и расширен.
№3.Мифологическое и философское мировоззрение. Религиозное и философское мировоззрение.
Мифологическое мировоззрение. Миф – особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано. Одна из особенностей мифа, отличающая безошибочно его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Миф является наиболее ранней, архаичной формой мировоззрения.
Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мира в целом. В мифах привлекает человека яркость красок, чувственность переживаний, наивность и непосредственность сюжетных линий. Здесь мыслимое совпадает с переживаемым, действительное совпадает с тем, кто действует. Однако миф не исчерпал себя. Сейчас мифология используется как усилитель ценностей. В ценностях мифа чувственное (бессознательное) и рациональное (сознательное) даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры 20 и 21 века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мире все условно и символично. Отсюда гибкость личности, ее раскрепощение. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям.
Упрощенная поляризация на «свой» и «чужой» всего мира, иллюзорно-обнадеживающая картина мира, символический характер выражения, позитивная самооценка и запрет критической рефлексии, опора на «ночное» сознание и иррациональные основания - все это делает мифы живучими и вечными.
Философское мировоззрение. Основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению к собственным исходным тезисам. Представитель аналитической философии Д.А. Пасмор пишет, что ныне философия нужна каждому, ибо для любой деятельности в наши дни необходимо критическое мышление, а его формирует лишь философия.