Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Знание представляет собой, результат познания, адекватное отражение действительности в сознании.
Субъект и объект познания как категории гносеологии.
Категории субъекта и объекта являются важнейшими условиями последовательного и рационального осмысления любого вида познавательной деятельности. Аналоги этих категорий можно найти и в китайской и в индийской философской мысли. При этом жёсткое противопоставление того, кто осуществляет познавательный акт(субъект), тому, на что этот акт направлен (объект или предмет), характерно для европейской рационалистической мысли Нового времени. Под объектом чаще всего понималась тогда природа, противостоящая человеку как мыслящему субъекту. Законы природы здесь или же «высвечиваются» извне естественным светом человеческого разума (позиция реализма), или же привносятся внутрь природного хаоса, как он нам дан в многообразии чувственного опыта конструктивной теоретической мыслью самого человека (позиция трансцендентализма). Для философии ХХ века характерно остро критическое отношение к обеим этим познавательным установкам, следствием чего является неприятие классической категориальной пары «субъект – объект», как лежащей в основании неадекватного понимания бытия и познания. (См. 1., С. 400-403). (К этому критическому отношению вернемся в конце данного вопроса).
Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Очевидно, что субъект является активной стороной познавательного процесса, а объект выступает относительно пассивной стороной, тем, на что направлена деятельность субъекта. В историческом и индивидуальном развитии люди не начинают с того, чтобы сразу ставить себя в познавательное отношениек миру. Они с самого начала вступают с ним в практические отношения. Только в силу этого и одновременно с этим складываются познавательные отношения к миру и к самим себе.
Центральные категории теории познания – субъект и объект. Они являются тождеством противоположностей, так как не существуют друг без друга. Субъект и объект – категории исторические. Объект не раз навсегда данное, он – то, что познается на данном уровне развития субъекта. Объект и объективная реальность – не одно и то же, это вещи совершенно разные. Объект – то, на что, на данном историческом уровне развития субъекта, направлено его познание, с чем он имеет дело в данное время.
Прежде чем объективная
деятельности.
А что же такое есть субъект познания? В самом общем виде субъектом познания выступает человек, наделенный сознанием и обладающий знаниями, неким духовным опытом. Это определение не раскрывает гносеологической сущности понятия субъекта познания. Дело в том, что, например, применительно к созерцательному материализму, человека можно называть субъектом познания, но в действительности в рамках этой концепции он им не является. В созерцательном материализме человек выступает скорее как объект воздей-ствия на него внешнего мира, а деятельная сторона субъекта остается в тени.
По Фейербаху, человек – биологическое существо, чисто природное существо, созерцающее мир природы, существо чувствующее, страдающее, переживающее, но ни коим образом не преобразующее действительность. Маркс и Энгельс обогатили материалистическую теорию познания деятельностным подходом, и это позволило выработать новое понимание субъекта познавательной деятельности. Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятель-ности, оценки и познания. Субъект познания – это индивид, наделенный ощуще-ниями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект познания это не только индивид, но и коллектив и социальная группа, класс, общество в целом. Общество считается в марксистской теории познания универсальным
субъектом в том смысле, что в нём объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет, и не может быть никакого познания и практики. В то же время, общество как субъект познания реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность субъектов.
Итак, субъектом познания выступает
общество в целом или общество
в индивидууме. Индивид должен стать
субъектом познания посредством
образо-вания, посредством поднятия
себя, своего сознания до уровня общественного
сознания, до уровня осознания задач
общества с тем, чтобы быть в авангарде
общества, то есть делать и познавать
одновременно. Субъектом познания человек
может стать, лишь овладевая культурно-
На рубеже тысячелетий стало
окончательно ясно, что природа вовсе
не есть пассивный объект познания
и практического воздействия. Она
не должна рассматриваться в качестве
безликой окружающей среды, в жизнь
которой человек может
Гносеология вооружает исследователя,
ученого знанием общих
О соотношении чувственного и рационального в познании.
Начиная с древности и по сию
пору перед гносеологической мыслью,
вставали вопросы следующего характера:
«каковы источники нашего знания
о бытии?», «насколько они надёжны
и объективны?».В истории
«ощущение») и утверждает, что единственным источником наших знаний о
мире и о самих себе является деятельность органов чувств. Все остальные виды знания, в том числе рациональные, основаны на обобщении и анализе данных чувственного опыта. Последовательная сенсуалистическая позиция просма-тривается уже в античной философии. Однако классическая формула сенсуализма была дана намного позже – лишь в ХУ11 веке Джоном Локком. Она утверждает, что нет ничего в человеческом разуме, чего бы раньше не было в чувствах.
В истории философии сенсуализм
приобретал различные формы. Самой
первой была субъективно-идеалистическая
разновидность сенсуализма, восходящая
еще к киренаикам. Лидер киренаиков
Аристипп утверждал, что ощущения –
единственный источник наших знаний,
но говорят они не о вещах мира,
а только о наших собственных
переживаниях и состояниях. Цель бытия
– стремление к разумному чувственному
удовольствию. Такая позиция в
познании подпитывала гедонизм. Классический
вариант сугубо феноменалистского
и субъективистского
Скептический вариант сенсуализма был разработан Давидом Юмом, провозгласившим впечатления внешнего и внутреннего опыта единственной надёжной реальностью. Только с нею мы можем иметь дело в познании. Признание же какой-то объективной реальности (в виде материальных вещей, причинных отношений между ними и т.д.), стоящей за впечатлениями, по Юму, - не более чем психологический акт нашей веры.
К модифицированным вариантам реалистического сенсуализма в трактовке источников наших знаний о бытии могут быть отнесены современные натуралистические доктрины и диалектический материализм.. В них учтены и частично преодолены недостатки классического реалистического сенсуализма ( безусловное доверие к чувственным данным, пассивный и ассоциальный характер отражения мира органами чувств человека).
С конца ХУ111 – начала Х1Х века
происходит постепенная трансформация
гносеологической позиции классического
сенсуализма в методологическую
установку эмпиризма. В основе её
лежит тезис о том, что источником
научного знания являются чувственно-воспроизводимые
факты опыта, а вовсе не конструктивная
деятельность теоретического разума.
Последний же является хотя и аналитическим,
и инструментальным, но всё же
он способен выполнять разве что
функции «строительных лесов» при
возведении здания позитивной науки.
При этом в рамках эмпиризма гносеологический
вопрос о том, стоит ли за научными
фактами какая-либообъективная
В противовес позиции эмпиризма и сенсуализма рационалистическая (от лат. racio – «рассудок») установка провозглашает разум единственным источником наших истинных знаний о бытии. Чувственные данные здесь не отрицаются, но квалифицируются как субъективные, подверженные обманам и иллюзиям. В лучшем случае они ложатся в основу правдоподобных человеческих мнений. Но чаще всего они погружают нас в мир обманчивой майи, как считает восточная, в частности, индийская философия. Единственный способ выбраться из «чувственной пещеры», наполненной тенями подлинных вещей, - это по мысли Платона, обратиться к свету разума. Только разум возносит нас в умопостигаемую область истинного знания, но она лежит за пределами чувственных горизонтов мира.
Рационалистическая традиция более популярна в мировой философии, нежели эмпирико-сенсуалистическая. В виде классической гносеологической программы рационализм оформляется в Новое время у Рене Декарта с его теорией врожденных идей.
Процесс познания: единство чувственного рационального и интуитивного.
Для познания объектов материального
мира необходимо функционирование
органов чувств нервной системы,
мозга, благодаря чему возникают
ощущения, восприятия и представления.
В них отражаются свойства материальных
объектов. Такая форма деятельности
называется чувственной деятельностью,
а освоение мира с помощью ощущений,
восприятий и представлений чувственным
познанием. Органы чувств человека –
это своеобразные окна, которые позволяют
воспринимать мир. Ощущение - исходный
пункт познавательного
На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие, которое является результатом синтезирования разных ощущений. Восприятие отражает предмет или явление в его целостной форме.
Восприятие – это целостный образ, который отображает предметы и явления, непосредственно воздействующие на органы чувств. Мы, например, видим не только отдельные свойства предмета, но и его целостные характеристики – форму, величину, объём, т.е. воспроизводим предмет в единстве его свойств, как целое. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий.
Давно замечено, что восприятие опосредствовано
прошлым опытом субъекта, что свидетельствует
об активности восприятия, человек
воспроизводит действительность через
призму имеющегося у него опыта, прошлых
взаимодействий с миром. В этом случае
проявляется более сложная
Чувственное знание – необходимый этап в развитии знания в целом.
Рационально познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отвлекаться (отходить) от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества. Это значит, что рациональное познание даёт такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дает их обобщенный образ. Рациональными формами познания (формами мышления) являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – такая форма мышления,
в которой отображаются наиболее
общие, существенные и необходимые
свойства, приметы реальных предметов
и процессов. Они закрепляются в
их определениях (дефинициях). Образование
понятия – процесс