Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 16:12, шпаргалка

Краткое описание

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.
5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.
6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.
7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.
8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.
9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.

Вложенные файлы: 1 файл

АНЖЕЛИКА.docx

— 216.20 Кб (Скачать файл)

Третий — промышленный. В области энергетики формирование этого типа отношений началось с применения в производстве пара, а затем и электричества. В производственных целях стали создавать машины, использование которых резко повысило производительность труда людей. В хозяйственный оборот было вовлечено огромное количество различных минеральных, органических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и транспорт. Интенсивно развивается наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. Природные ресурсы планеты уже не считаются практически неисчерпаемыми. Мощь человечества сопоставима с мощью природных стихий. Ведущей сферой общественного производства становятся промышленность, машинное производство;

Четвертый (современный) характеризуется бурным научно-техническим развитием, превращением научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах, что порождает ряд проблем, имеющих глобальный характер. И прежде всего проблему управления биосферой, решение которой возможно лишь на основе научного управления всеми общественными процессами.

Характерной особенностью четвертого типа взаимодействия природы и общества является возрастание степени сложности проблем, которые возникают в русле этого процесса. Современное человечество живет в эпоху небывалого развития науки и техники, сопровождающегося активным воздействием на природную среду. И хотя в последние годы принимаются меры (главным образом в промышленно развитых странах) по ее охране и оздоровлению, тем не менее общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем? Однозначного ответа на этот вопрос прогностика не дает. Можно предположить, что разворачивающийся в мире процесс глобализации будет вести к целостности человечества, преодолению национального эгоизма, объединению ресурсов и усилий по решению глобальных проблем.

Принцип целостности человечества, его возможного постепенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаимосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо рекомендации о сохранении глобальной стабильности лишены всякого смысла. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока еще малы, но он своей деятельностью может нарушить ее равновесие, в результате чего биосфера перейдет в такое состояние, где места человеку уже нет. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранению целостности природной среды. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков магистральный путь развития.

10. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

1. Проблема сознания и основные  философские программы его исследования. Сущностные черты сознания.

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание – невидимый поток мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить его нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании.

В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем: 1) как существует сознание; 2) каковы его сущностные черты (основные свойства); 3) как оно возникло (генезис сознания); 4) каковы структура и субстрат сознания.

 Решение  первой из этих проблем связано  с основным вопросом философии  об отношения сознания к бытию, определения его места и роли  в мире.  В истории философии  сложились несколько вариантов  ответа.

1. Субстанциализм (объективный идеализм и дуализм). Это первоначало мира  в виде Бога, космической души (Мирового Разума), особой духовной субстанции. Индивидуальное человеческое сознание (душа) рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления. Истоки этого подхода уходят в античность (Платон, Аристотель), он господствует в  классической философии Средневековья, Возрождения и Нового времени. Для древней философии характерен также метемпсихоз – учение о переселении душ. В современных эзотерических концепциях носителем сознания считается гипотетическое информационное поле космоса, а наши органы чувств и мозг – лишь антенны и приемник информации. В холотропной модели С. Грофа поле сознания бесконечно в пространстве и времени, включает весь опыт Вселенной, а мозг служит только его посредником.

2. Натуралистический функционализм. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом XVIII в. (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и вульгарным материализмом XIX в., сознание — это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя в ощущениях.  Функция эта действует автоматически и проявляется в химических реакциях мозга. Содержание сознания определяется составом пищи, например неграмотность и рабская приниженность народов колоний  объясняется однообразной пищей и голодом.

3. Социокультурный функционализм берет начало в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания. Как целостная концепция представлен в диалектико-материалистической философии. В ней была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи общественного сознания с практически-предметной деятельностью людей. В этой концепции сознание считается способностью высокоорганизованной материи – мозга общественно развитого человека – отражать объективный мир в индивидуальных субъективных образах и в коллективных формах общественного сознания.

4. Субъективистский подход представлен в феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциализме. Внешний мир всегда проявляется во внутренних явлениях (феноменах) моего сознания – мыслях, переживаниях. Сознание изнутри конструирует всю мою жизнь. По крайней мере, если есть мир и другие люди, то этот мир не столько дан сознанию,  сколько создан им. Эта трактовка сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции «субъект — объект». Для нее в мире интересно не бытие предметов как таковых, а субъективное духовное бытие.

5. Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но  не контролируемых им.  Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека.

6. Структуралистская трактовка в лице постструктурализма (Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка. Сознание вторично по отношению к структурам «языка» культуры. Индивид застает их уже готовыми и усваивает в основном бессознательно. «Сам по себе субъект - ничто, пустота, заполняемая культурным содержанием» (Лакан). В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призванный производить и передавать безадресные сообщения по каналам коммуникации.

Каждая из этих концепций делает акцент на определенных сущностных чертах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных структур (мозга как его материального носителя, чувственного опыта как генетически первичного уровня отражения действительности и предметной деятельности как гаранта адекватности этого отражения). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обратил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании призвано синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания.

Каковы сущностные черты сознания? Каждая эпоха имела свои представления об этом. Философы античности связь между миром и душой пытались передать с помощью метафоры вощеной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект (причем как пассивное его восприятие). Другая же сторона – активная работа сознания, умение человека сосредоточить свое внимание на внутреннем мире - не была установлена. В культуре христианства произошло важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. В эпоху Нового времени на решение проблемы сознания оказало влияние мировоззрение антропоцентризма.  Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и предопределяет. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром. В истории философии такое учение было названо идеализмом. Его историческая заслуга – обоснование внутренней активности сознания, но акцент делался на рассмотрении его познавательных возможностей (И. Кант, И. Фихте).

Социокультурный функционализм  к сущностным чертам сознания относит:

1) общественно-исторический характер  его формирования (пример Маугли – у младенца, выросшего среди животных, сознание не возникает);

2) его интенциональность, т.е. направленность на объект;

3) внутренняя активность, опережающий характер отражения (информационного взаимодействия), способность к творчеству и фантазии;

4) его несубстанциональность,  оно воздействует на мир только через объективацию мыслей и чувств в речи, поступках и результатах деятельности людей. Отсюда невозможны телепатия, телекинез, экстрасенсорное воздействие, непосредственное видение будущего и другие «паранормальные» явления. Паранормальное знание (греч. para - около, при, вне) включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (например, мистика, спиритизм, ясновидение);

5) его идеальность – внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга, группировкам молекул или  комплексам связанных электромагнитным полем элементарных частиц  (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно). Для более конкретного объяснения идеальности сознания сторонники функционализма предлагают аналогию между мозгом и компьютером. В самом деле, все части компьютера, несомненно, чисто материальны, они сделаны из железа, меди, кремния и других веществ. Но в компьютере эти физические элементы и их состояния являются только основой для работы разнообразных и часто очень сложных программ. Вот эти-то программы и есть то, что аналогично работе сознания (точнее, его «счетной»  функции): психические состояния и процессы должны быть описаны как программное обеспечение сложнейшего биологического компьютера-мозга, как его «функциональная организация». Идеальные образы сознания возникают как общие функциональные состояния мозга; характер происходящих при этом физических процессов остается дискуссионным.

 

2. Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения. Основные функции и структура сознания.

Вопросы о том, как и благодаря чему возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования.

В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством – оставлять след, отпечатывать результаты взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов, это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Природным основанием появления сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе. Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле, как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с эффектами материальных взаимодействий,  и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации).    

Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. При тех формах взаимодействия, которые мы можем наблюдать в неживой природе, след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Скажем, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-то активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня уйдет в тень).

В живой природе выделяют следующие формы информационного взаимодействия:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени. Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет внутренней энергии, изменения происходят сразу и часть их может иметь опережающий характер.

Следующая форма - чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений. Так, если питательные вещества находятся только в освещенной части бассейна, в котором обитает амеба, то она, реагируя на свет и двигаясь к нему, получает возможность добраться до этих питательных веществ. Свет выступает здесь как сигнал, несущий информацию о пище и вызывающий определенное внутреннее состояние, которое и называется ощущением. У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой информационного взаимодействия у животных является психическая деятельность головного мозга. Она осуществляется в ситуациях двух различных типов. К первому относятся ситуации, когда имеющиеся у живого организма ресурсы ориентации во внешней действительности достаточны для решения возникающих перед ним задач. Решение их происходит автоматически - на основе генетически закрепленных инстинктов срабатывает безусловный рефлекс. Ситуации второго типа - нестандартные, связанные с ориентировочно-поисковым поведением животных, когда в индивидуальном опыте адаптации к внешней среде вырабатываются условные рефлексы. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность на сегодняшний день говорить о наличии у них навыков «практического интеллекта» и ассоциативного мышления. Но сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками  являются: 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"