Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
1. Апония (отсутствие телесного страдания).
2. Атараксия (невозмутимость души).
3. Дружба (как альтернатива политическим отношениям).
Другой составной частью учения Эпикура является физика – учение о природе, структуре космоса. Вселенная состоит из атомов и пустоты, атомы могут случайно отклонятся от прямолинейных траекторий – интерпретация идей Демокрита. Эпикур полагал, что существует много миров во Вселенной.
Каноника – учение о познании мира. Окружающий мир познаваем, основной вид познания – чувственное познание. Ощущения объективны и истинны, т.к. они адекватно отражают мир. Ощущения вызываются образами предметов, которые проникают в наши органы чувств. Невозможно созерцать разумом какие-либо идеи, если этому не предшествует чувственное познание и ощущение. Познание осуществляется человеком с помощью души, состоящей из особенно тонких и подвижных атомов, размещенных по всему телу.
С именем Эпикура связывается широко распространенное в Греции (а с I в. н.э. и в Риме) философское направление, получившее название эпикуреизма. Размышления о смерти, не надо бояться смерти.
Стоицизм. Мужественное отстаивание своих идей.
Учение стоиков сформировалось в III-II вв. до. н.э. Основатель – Зенон Китийский (333-262 гг. до. н.э.).
Этапы развития стоической философии:
I. Древняя стоя (III-II вв. до н.э.): Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп.
II. Средняя стоя (II-I вв. до н.э.): Панетий, Посидоний.
III. Поздняя стоя, римский стоицизм (от I в. до н.э. до III в. н.э.): Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Этика. Человек существует в рамках космических законов. Он подвержен космической судьбе. Счастье можно достигнуть в сознательном следовании законам. Сенека рассуждал: «Желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит». Мудрец свободен, т.к. он способен сдерживать страсти, а рабом является невежда, т.к. он находится во власти страстей, которые являются следствием слабого разума.
Физика. Космос – это огненный организм, огненная всепроникающая пневма, а природа – это бог, бог есть вся природа (пантеизм).
Логика. Цель логики – обработка критериев истины. Источником человеческого познания является ощущение, на основе которого возникает представление. Они дают основу для сравнения, и, затем, формулируются понятия. Понятие – нечто общее, не имеющее самостоятельного существования вне разума человека.
Сенека – римский философ, влиял на политику. Философия – руководство для достижения счастья.
Марк Аврелий – римский философ, император. Уважение к Богу, Бог-объединение всего сущего, следование данной судьбе.
Стоики считали, что достижению счастья содействует самосовершенствование.
Скептицизм (скептикус – ищущий, исследующий).
Скептицизм – это течение в эллинистическо-римской философии, отвергающее возможность объективного знания о природных и социальных процессах, их сущности и закономерностях. Основатель – философ Пиррон из Элиды (360-270 гг. до н.э.).
Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Источник скептицизма – стремление к познанию и разочарование в его результатах. Различают ранний и поздний скептицизм.
Этика. Перед лицом постоянно меняющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла, остается одно – сохранять мудрое молчание.
Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.
Логика. Текучесть физиологического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения. Истина не существует. Всякий логический анализ не имеет конца. Надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер.
Неоплатонизм.
Существовал в III в. н.э. в Риме. Основатель – Плотин. Последователи: Порфирий, Ямвлих, Прокл.
Неоплатонизм занимался развитием и переработкой философских взглядов Платона в контексте более поздних учений. Он оказал влияние на формирование христианской философии. Мир един, источником всего прекрасного является благо. Имеется следующая иерархия:
1. Материя.
2. Душа.
3. Ум.
4. Единое благо.
Оценивая, в целом, историю античной философии, можно отметить, что учения древних философов вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры, как памятники прошлого и как предвосхищение будущего. На каждом шагу развития философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античное влияние.
Конец античной философии пришелся на 529 г. н.э., когда император Юнистиан издает эдикт, согласно которому запрещалось преподавание философских доктрин, а философы перебрались в церковь.
23. Теологическая философия средних веков. Патристика. Схоластика. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Западной Европе в V-XV вв., которая признавала Бога в качестве высшего сверхчувственного начала, а весь окружающий мир – его творением. В социально-экономическом плане этот период соотносится с эпохой феодализма, т.е. с распространением более прогрессивного общества, чем рабовладельческая организация общества. Средневековая философия – это сплав теологии и античной мысли.
Характерные черты теологической средневековой философии:
Патристика.
Патристика (IV-VIII вв.) – система теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые обосновывали и разрабатывали идеи христианства. Патристика разделилась на западную, где писались труды на латинском языке, и восточную, где произведения писались на греческом языке.
Аврелий Августин (354-430 гг.) – теолог западной церкви (Августин Блаженный). Другие представители патристики: Тертуллиан (160-220 гг.), Ориген (185-253 гг.), Климент Александрийский (150-219 гг.).
Видный философ, теолог западной христианской церкви Аврелний Августин – наиболее яркий представитель патристики. Его ключевые произведения: «Исповедь», «О граде Божьем», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «О свободе воли». Все эти произведения, написанные на латинском языке, сыграли огромную роль в философском развитии средневековой Западной Европы, т.к. они, вплоть до XII-XIII вв., оставались главными. В этих произведениях рассматривались проблемы Бога и мира, веры и разума, добра и зла, свободы воли, проблемы истории. Аврелий Августин разделяет светское государство и церковь. Церковь – мир добра, она является представителем Божьего града на Земле. Исходный пункт моральной доктрины – любовь к Богу. Цель человеческой жизни – счастье, познание души через Бога. Чем лучше человек познает себя, тем он ближе к Богу. Высшее истинное знание проходит через истинное познание Бога.
Схоластика.
Схоластика явилась продолжением патристики, она возникла в период патристики на основе соответствующих учений и постепенно стала доминировать в культуре Средних веков (с IV в.). Само понятие схоластики в Средние века имело положительное значение – школа, ученый.
Схоластика – процесс преподавания и исследования, который велся во всех школах, в том числе и в университетах. Соответствующий смысл вкладывается в понятие схоластический философии, содержание которой было преимущественно ориентировании на рационалистическое обоснование положений христианского вероучения. Лишь к концу средневековой культуры данный термин стал обретать, в устах критиков теологии, негативное значение, а именно, значение оторванного от действительности умствования, «буквоедства». Схоластика, таким образом, представляла собой не столько науку, занимавшуюся творческим поиском, сколько застывшую школьную дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы церкви. Развиваясь в контексте теологии, философия была «служанкой богословии». Это означало, что у философии не было своего особого предмета, отличного от того, чем занималось богословие.
Представители схоластики: Фома Аквинский (1225-1274 гг.), Эриугена, Росцелин, Абеляр и др.
Фома Аквинский – самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. В 1323 г. он был причислен к Лику святых. Важные произведения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии» - главный богословско-философский труд. Главная цель состояла в разработке основ утверждающегося католицизма. Истина одна, она от Бога. Жизнь каждого человека предначертана Богом. Фома Аквинский приводит пять аргументов в пользу существования Бога:
Фома Аквинский завершил построение католической церкви. В 1879 г. учение Фомы Аквинского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неоплатонизм – учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Значение средневековой теологической философии: Средневековая теологическая философия стала связующим звеном между античной философией, философией Эпохи Возрождения и Нового времени. Средневековая философия развивала античные философские идеи, т.к. возникла на основе античной философии и христианских учений.
24. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения. Философия эпохи Возрождения – это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII вв.
Эпоха Возрождения – одна из самых ярких в истории человечества. Она характеризуется творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли.
Ренессанс – термин, который был употреблен художником и архитектором Дж. Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Речь шла о возрождении античных наук и искусств после долгого господства средневековой культуры.
Поскольку в истории невозможны буквальные реставрации, то деятели возрождения, оглядываясь на блестящие достижения античности, досоздавали, по сути, новую культуру. Если античная философия раскрывала проблему космоса, а средневековая философия целиком была посвящена проблеме Бога, то философия Возрождения была сосредоточена на проблеме человека.
Характерные особенности и черты философии эпохи Возрождения:
Гуманистическое направление.
Представители: итальянский философ Данте Алигьери (1265-1321 гг.), Лоренцо Валла (1406-1457 гг.), Франческо Петрарка (1304-1374 гг.), Мишель Монтень (1533-1592 гг.).
Гуманизм как философские направление в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинства, величие, могущество, иронизировало догматы церкви. Данте Алигьери в Божественной комедии описывает состояние души человека. Он признает в человеке божественное начало. Смысл бытия в любви.
Лоренцо Валла «Об истинном и ложном благе». Развивал эпикуреизм, считал, что стремление к удовольствию заложено в человеческой природе.
Ф. Петрарка – моралист, историк, философ. Наиболее известные произведения: «Книга песен», «О призрении к миру», «Письма к потомкам». Считал, что человеческая жизнь уникальна, человек имеет свободу выбора, свободу суждения. Он может добиться счастья только надеясь на самого себя. Человек не должен приносить себя в жертву Богу. Возрождение стоицизма.
М. Монтень. «Опыты» – эта его работа вошла в историю философии и пользовалась огромной популярностью. Он подвергает критике схоластическую философию. Монтень возрождает принципы античного скептицизма, выдвигает требования сомнения. Опыты Монтеня – это проверки и испытания – «Философствовать-значит сомневаться».
Натурфилософское направление.
Представители обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии, формировали научное мировоззрение. Они выдвигают новую картину мира, в которой Бог, природа и космос едины, а Земля – не центр Вселенной (геоцентризм переходит в гелиоцентризм). Они считали, что мир познаваем в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.
Андреас Везалий (1514-1564 гг.).
Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) – художник, скульптор сделал открытия в математике. Он считал, что любая практика должна совершаться на основе хорошей теории.
Николай Коперник (1473-1543 гг.) - астроном считал, что космос бесконечен.
Джордано Бруно (1548-1600 гг.) считал, что Вселенная не имеет центра и состоит из галактик. Не существует Бога отдельно от Вселенной. (сожгли на костре).
Галилео Галилей (1564-1642 гг.) открыл спутники других планет.
Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.). Планеты движутся по эллиптическим орбитам.
Политическое направление.
В этом направлении исследовались проблемы управления реально существующим государствам, методы влияния на людей и приемы политической борьбы.
Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Главная работа – «Государь или князь». Главный тезис: «О праве правителя отступать от добра, если этого требуют обстоятельства». Считал, что человек обладает изначально злой природой, движущие мотивы его поступков – эгоизм, стремление к собственной выгоде. Правитель, руководящий государством, должен не быть таким, а быть щедрым и благородным.