Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Философия для Ламетри – это средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах. По его мнению, государственные деятели должны быть философами, чтобы успешно управлять государством. Ламетри выступает как сторонник просвещенного абсолютизма.
Особенность эпохи просвещения состоит в том, что она в большей степени формировала новый тип личности, и одна из главных ее задач – воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных прогрессивных побуждений. Характеристика такого человека – здравый смысл.
«Человек должен иметь мужество пользоваться собственным умом» - идея Канта.
34. Классическая традиция
в философии и основные
Представители:
Каждый из немецких философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций, и, в целом, вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование.
В работах каждого из философов отведено существенное место анализу таких форм культуры, как мораль и нравственность, философия и право, религия и искусство. Большое влияние уделено также рассмотрению проблем диалектического метода, проблем диалектической логики и проблем выработки целостной системы диалектики (искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды). Существенное внимание также уделено проблемам философии антропологии.
Представители немецкой классической философии полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры и «душой» культуры.
Философию Канта можно разделить на два периода: Докритический (1746-1770 гг.) и Критический (1770-1797 гг.).
В течение докритического периода философский интерес Канта был направлен на изучение проблем естествознания, бытия и философии природы. В частности, новаторство Канта заключалось в том, что он уделил внимание проблемам развития. В этот период он написал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). В этой работе была изложена знаменитая космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, обосновывающая диалектический взгляд на вселенную. Кант рассматривал проблему возникновения вселенной. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника о вращении Земли вокруг Солнца.
В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания. Он пишет трактаты: «Критика чистого разума» (1781 г.) – концепт «Истина», «Критика практического разума» (1788 г.) – концепт «Добро», «Критика способности суждения» (1790 г.) – концепт «Красота».
Формула философской системы Канта: Истина, Добро и Красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, в его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.
Кант считал, что духовные интересы человека можно выразить следующими философскими вопросами:
Данные вопросы намечают основу философской системы Канта, в центре внимания которой стоит человек. Кант, прежде всего, анализирует познавательную деятельность человека (гносеологический подход).
35. Теория познания И. Канта. В трактате «Критика чистого разума» (1781 г.) (концепт «Истина», теория познания) Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности до конца.
Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия Кант назвал антиномиями:
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
Стадии познавательного процесса:
1. Внешний мир воздействует на органы чувств человека.
2. Человек воспринимает эти
3. Человеческое сознание
4. Целостная картинка
5. Разум может понять лишь
сами явления, но не их сущность,
поэтому до конца нельзя
При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
36. Этическое учение И. Канта. Главные вопросы трактата И. Канта «Критика практического разума»:
Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:
Этика Канта – это этика долга, долга по отношению к другим людям – делать добро; долга по отношению к себе – сохранять свою жизнь и прожить ее достойно.
37. Характерные черты русской философии и основные этапы её развития. Философия – есть явление мировой культуры. Отечественная русская философия является частью мировой культуры и философии. Всякая философия несет в себе печать национально-культурного своеобразия.
В Отечественной философии большую роль играет философия отдельных авторов, таких как Чаадаев, Герцен, Чернышевский, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Толстой, Достоевский.
Характерные черты Отечественной философии:
Этапы развития русской философской мысли и ее особенности:
Этапы развития |
Основные представители |
Главные положения и итоги |
Средневековая Русь (X-XVII вв.) |
Максим Грек |
Обогащение философии платонизмом. Пропаганда аристотелизма |
Русское просвещение (XVII-XVIII вв.) |
М.В. Ломоносов |
Развитие геоцентрических и эволюционных идей, развитие атомистики и деизма |
А.Н. Радищев |
Критика самодержавия и крепостничества | |
Философия национальной идентичности (XIX-XX вв.) |
И.В. Киреевский А.С. Хомяков Ф.М. Достоевский |
Развитие концепции славянофильства |
А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский |
Концепция западничества | |
Г.Р. Державин Н.С. Трубецкой П.Н. Савицкий |
Концепция евразийства | |
Русская религиозная философия (XIX-XX вв.) |
В.С. Соловьев П.А. Флоренский С.Н. Булгаков Н.А. Бердяев |
Концепция «положительного всеединства». Софиология. Философия свободы. Проблемы личности и творчества |
Философия революции (XIX-XX вв.) |
Революционные демократы (Чернышевский, Герцен) |
Концепция крестьянской революции |
Анархисты (Бакунин, Кропоткин) |
Концепция народного бунта во имя свободы | |
Народники (Лавров, Ткачев) |
Пропаганда нравственного идеала справедливости | |
Марксисты (Ленин, Плеханов, Богданов) |
Идея диктатуры пролетариата | |
Подъем знамени Ленинизма (1917-1930 гг.) |
В.И. Ленин |
Учение о материи. Теория отражения. Защита диалектики. Концепция диктатуры пролетариата и победы социалистической революции в одной стране |
Сталинизм (1930-1956 гг.) |
И.В. Сталин |
Превращение философии в служанку политической идеологии. Репрессии против инакомыслия |
Расцвет Марксистско-Ленинской философии (1957-1975 гг.) |
А.А. Зиновьев Э.В. Ильенков Г.П. Щедровицкий |
Создание системы диалектических категорий, развитие диалектической логики. Исследования в области логики, истории философии и философии естествознания |
Застой и закат Марксистско-Ленинской философии (80-е гг. – 1991-1992 гг.) |
Размывание идеалов Марксистско-Ленинской философии, отказ от диалектики и материалистического понимания истории. Переход на позиции феноменологии, герменевтики и аналитической философии |