Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 23:15, шпаргалка
1.Философия и мировоззрение. Истоки философии. Философия и мифология.
2.Предмет основные проблемы и специфика философии.
3.Функции философии. Философия и религия. Философия и другие науки.
4. Платон об идеальном государстве.
5.Античная философия, ее периоды и направления. Милетская школа.
6.Философия Гераклита.
Вопросы по философии
1.Философия и мировоззрение. Истоки философии. Философия и мифология.
2.Предмет основные проблемы и специфика философии.
3.Функции философии. Философия и религия. Философия и другие науки.
4. Платон об идеальном
5.Античная философия, ее периоды и направления. Милетская школа.
6.Философия Гераклита.
7.Атомистический материализм
8.Философия Пифагора.
9.Изменение философской
10.Философия Платона: учение об идеях, душе, познании.
11.Философия Аристотеля о
12. Аристотель о человеке, нравственности, государстве.
13. Этический идеал Эпикура и стоиков.
14. Философия жизни: историческое направление.
15. Этический идеал средневековья. Теодицея.
16. Законы и категории диалектики. Идея развития в различных философских школах.
17. Взгляды Августина, Фомы Аквинского.
18. Социальные проблемы философии Возрождения.
19. Н.Макиавелли – мыслитель эпохи Возрождения.
20. Философия Нового времени. Особенности, проблематика, представители.
21. Философия жизни: особенности и основные направления. Взгляды Ф. Ницше.
22. Проблемы теории познания в философии Ф.Бэкона, Р.Декарта, Дж.Локка.
23. Утопическая концепция
24. Особенности современной
25.Проблема развития. Диалектика и метафизика. Диалектика объективная и субъективная.
26. Взгляды Т.Гоббса и Дж.Локка на человека, общество, государство.
27. Основные проблемы , способы их решения и специфика философии Просвещения.
28.Философия И.Канта. Докритический и критический периоды. Проблема познания.
29. Теория морали И.Канта. Категорический императив.
30. Философия Гегеля, ее значение и смысл.
31. Философия марксизма. Онтология, гносеология, проблема сознания.
32. Материалистическое понимание истории. Марксизм о человеке, государстве, обществе.
33. Русская философия: этапы развития и особенности.
34. Философия Фейербаха.
35. Славянофильство и
36. Социальная философия. Представление
об обществе мыслителей
37. Философия Вл.Соловьева.
38. Философия жизни: историческое направление.
39. Представления о человеке, культуре, религии З.Фрейда.
40. Изменение в концепции
41. Проблема человека в философии. Антропология и этика. Изменение представлений о ценностях и идеалах.
42.Особенности философии
43. Э.Фромм о ситуации человека и искусстве любить.
44. Проблема материи. Субстратное
и атомистическое понимание
45. Особенности неклассической философии. А.Шопенгауэр о смысле жизни.
46. Изменение представлений об
обществе и государстве в
47. Проблема бытия в философии
от античности до
48. Гносеология: проблема познаваемости мира. Сенсуализм и рационализм. Проблема истины.
49. Философия Возрождения, основная характеристика.
50. Философия Н.Бердяева.
Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей.
2 уровня мировоззрения
-Обыденный. Взгляды, которые формируются стихийно. Оно широко содержанию, но поверхностно имеет самое древнее происхождение
-предпосылкой теоретического мировоззрения стало разделение труда на умственное и физическое. Взгляды формируются специалистами, оно стремится к логичности и систематичности. Стремится к появлению сущности явления
В качестве субъекта мировоззрения реально выступают общество в целом, класс, социальная группа и личность. В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе, философия создаёт новые умозрительные модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум.
Философия и мифология
Предшественницей философии была мифология. ОБЩЕЕ – они рисуют картину мира и ориентируют человека в мире. РАЗЛИЧНОЕ – мифология для изложения взглядов используют худ.знаки, образы, а философия использует термины понятия и категории. Мифология опирается на веру для придания обоснованности фактам, а философия стремится взгляды доказывать и обосновывать. Мифология понимает антропоморфно, то есть по образу и подобию человека, весь мир в мифологии это продолжение субъективного мира человека. А философия начинается с осознания существования 2 миров – объективный и субъективный
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека.
Сначала философия была царицей наук, её предметом был весь мир, когда отдельные науки еще не стали самостоятельными. Постепенно частные науки стали самостоятельными и предмет философии сужался. Философия занималась обобщением данных естествознания и рисовала общую картину мира. Современная философия смогла же сосредоточиться на своем специфическом предмете – законах освоения мира человека.
Философия стоит между миром объективным (природа) и миром субъективным (человек)
Разделы философии:
1) проблема бытия. Самый ранний раздел философии. Антология. Рассматриваются вопросы как устроен мир, из чего он состоит, что главное и второстепенное и откуда мир произошел?
Философы, которые считали что основой мира было нечто духовное назывались сторонниками идеализма (он бывает объективный и субъективный), у первых основа мира – духовное начало, а у вторых мир сотворен сознанием отдельного человека.
Философы, которые считали, что в основе мира было что-то природное (огонь, вода) назывались материалистами.
В ранней философии к этому разделу примыкали естественнонаучные знания, и называлось это натурфилософией или физикой. Значение антологии снижалось.
2) проблема познания. Гносеология. Рассматривались вопросы может ли человек познать мир, если да то как, если нет то почему, какие средства познания, что является результатом познания?
Агностики – мир непознаваем
Оптимисты – признают познавание мира
В зависимости от того, какой способ познания считается лучшим, философы делятся на стороны рационализма (разум), сенсуализма (ощущения, чувства), и эмпиризма.
3) проблема развития. Развивается ли мир, что такое развитие?
Делятся на диалектиков и метафизиков.
Диалектика – его сторонники считают что – есть всеобщая связь между явлениями, - изменения бывают качественные и количественные, - причины развития это противоречия между противоположностями, - развитие происходит от несовершенного, по линии прогресса.
Метафизика – его сторонники считают, что – отдельные фрагменты действительности существуют изолированно, нет всеобщей связи, - признают только обратимые и не существенные изменения, - причиной изменений считают воздействие извне, - изменения происходят по кругу.
Сначала философы обратили внимание на изменение природных процессов – объективная диалектика. Изменчив не только мир природы, но и человеческое мышление – субъективная диалектика.
4) проблема общества. Что такое общество, составные части общества, законы развития общества, изменение общества во времени?
5) проблема человека. Философская антропология. Что такое человек, в чем его сущность, как он формируется, глвные качества, предназначение?
6) проблема смысла жизни. Этика (учение о морали). Ради чего человек живет, какие существуют ценности, как человек их выбирает, что такое счастье, добро, зло, достоинство.
Какие же взгляды на мир были
у людей в глубокой древности? Они были
максимально антропоморфны и
Антропоморфизация – это процесс очеловечивания природы, приписывания человеческих свойств неорганическим и органическим вещам.
Человек доводит свое естественное себялюбие до мнения о том, что "человек – пуп земли, царь природы и цель мироздания", то есть его мировоззрение становится антропоцентричным . Ясно, что оно неадекватно миру, содержит много иллюзий, фантазий и необоснованных надежд. Обманутые ожидания вызовут горькие разочарования, опасные поступки, бессмысленное существование, а может и жестокие преступления.
Первые попытки описать и объяснить мир, мы видим в мифологии, где все мировые события объясняются сверхъестественными антропоморфными причинами. Более рафинированное от внешности, телесного образа человека, но духовно (по психике и менталитету) антропоморфное и антропоцентричное в религии.
Деление поступательного
развития общечеловеческого
Философия и другие науки.
Исторический процесс – это процесс накопления человечеством
знаний и умений. Знания в Греции называли софией,
а знатоков – софистами, умельцев, искусных
в своем ремесле, искусстве называли техниками,
а их искусства – техне. Социальный статус
софиста был всегда выше статуса техника,
ремесленника, как, впрочем, и сейчас. Людей,
бескорыстно интересующихся «софией»,
называли философами или
Поэтому совокупность всех знаний, образующих единую и единственную науку называли философией. В нее входили зачатки всех современных наук. Она во времена Аристотеля имела три раздела: логику, физику, этику.
В таком синкретизме с философией конкретные науки просуществовали тысячелетие, а потом, в связи с экспансией христианства и провозглашением принципа "философия – служанка теологии" вместе с ней подпали под жесткий диктат религиозных догматов.
В евро-американских странах до сих пор специалистам в области фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии присваивают степень доктора философии, а по прикладным и техническим наукам доктор искусств.
А философия по отношению к отпочковавшимся наукам стала их мировоззренческой и методологической базой, а также языком науки.
Великие учёные, сделавшие революции в своих областях знания, такие как Ф.Бэкон, Г.Лейбниц, Р.Декарт, И.Ньютон, были и значительные философы. Качество любого специалиста определяется его мировоззрением и методологической подготовкой.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм, идеализм, дуализм.
Материализм – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя.
Следовательно: - материя реально существует; - материя существует независимо от сознания; - материя является самостоятельной субстанцией; – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; - материя существует и различается по своим внутренним законам; - сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; - сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы как, Демокрит, Эпикур, Бекон, Локк, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные, логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;