Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:51, шпаргалка
1. Научная революция 17 века. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.).
2. Развитие философии и науки в Новое время. Проблема метода. Проблема идеала знания.
3. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.
4. Кризис оснований классической науки и научная революция в 19-20 вв.
...
39. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.
IV. Профессиональная ответственность ученого – внутренняя этика сообщества. Научное сообщество – профессиональное объединение людей, занятых преумножением, сохранением и передачей знания, защитой автономной научной деятельности, поддержанием положительного отношения общества к науке, вознаграждением или наказанием ученых (оценка научной деятельности человека), проверка на соответствие этическому кодексу.
Ответственность: перед кем и за что. Профессиональная ответственность – перед собой, сообществом и обществом. Ответственность за качество исследований.
Концепция Р. Мертона:
нормативный этос науки (ценностно-нормативный
строй науки). В науке необходимо
и соперничество и
Проблемы: плагиат, сокрытие результатов и т. д. Реально – компромисс с идеалом.
Исследователь должен оценить сделанное до него → продолжение. Не дискредитировать коллег. Результаты исследования: проблемы – установление авторства, плагиат, момент публикации нового (доказано, но раньше другого), соавторство, публикация неудачного исследования.
Экспертиза – ответственность за оценку.
Преподавание – обязанность ученого. Последние достижения, объективно и понятно, указывать, где личная точка зрения, без необоснованных осуждений, показывать и неудобные факты.
Консультирование – проблема: показать границы возможностей консультанта.
Популяризация знания – повышает статус научного сообщества в обществе, продвигает открытия. Популяризация – участие журналиста (ищет сенсацию), + указывать границы применимости нового. Консультирование и популяризация близки к социальной ответственности.
V. Социальная ответственность ученого – перед обществом. Мораль активизируется в момент конфликта. Ответственность за последствия научной деятельности для благополучия общества; цель – предотвратить отрицательное.
Три столкновения:
1) логика науки
и социальная ответственность
ученого: или наука сама
2) внешние социальные
силы по отношению к науке
(все сделанное учеными может
быть использовано во вред
или во благо) или
3) свобода исследования или социальная ответственность ученого (можно свести к тому, что исследователь свободен, когда в результате все будут счастливы).
При проведении исследования с участием людей необходимо предупредить их о риске и получить их согласие.
20. Наука как социальный институт. Функции науки.
(Лекция Л.Е. Яковлевой) I. Социология знания и науки.
Позитивизм: наука как символ рациональности (с эпохи Просвещения), дает истинное объективное знание, неизучаема социологией.
К. Мангейм, «Идеология и утопия» (1929): дихотомия социологии знания. Если научное знание объективно и истинно, то как можно говорить о его социальной обусловленности? (Импульс от Маркса, который противопоставлял науку и идеологию, ценности общества). Исключить содержание естественно-научного знания (не обусловлено социально), + группа ученых, синтезирующих интересы общества.
Первая половина 20 в. – социология науки: изучать науку как социальный институт, как сферу деятельности.
Р. Мертон, «Нормативная структура науки» (1942): наука как социальный институт, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения, в науке это научное сообщество. Организационные характеристики научного сообщества – общность цели, устойчивость традиций, самоорганизация, авторитет. Механизмы власти и принуждения отсутствуют. Позитивный результат – признание коллег (цитирование, сноски), негативный результат – игнорирование.
Императивы (этос) научного исследования – универсализм (внеличностный характер научного знания, неважно, кто совершил открытие), коллективизм (цель – чтобы результат стал достоянием научного сообщества), бескорыстие (единственный мотив научной деятельности – познание истины), организованный скептицизм (все подвергать критике).
«Амбивалентность ученого» (1965): две равно обоснованные стратегии, подвижная система норм (так как его императивы критиковали); например, надо знать предшественников, но это затрудняет выдвижение новой гипотезы.
Классическое представление о науке:
1) мир природы реален и объективен;
2) научное знание в основе эмпирично;
3) пересматриваются только теоретические законы;
4) на уровне
наблюдений и эксперимента
С 1960х гг.: любое наблюдение – интерпретация факта; новое оценивается не по универсальным критериям, а индивидуально, оценка – интерпретация.
Конструктивистское направление в социологии знания (Мангейм): продукты науки – социальные коммуникации, мир не открывается, а конструируется; основное слово - контекст (1980е – 1990е гг.).
→ наука – проекция всего социума в целом.
II. Основные этапы институционализации науки.
1) 16 – 17 вв. –
наука как самостоятельная,
2) Вторая половина
19 – начало 20 в.: а) осознается
обществом экономическое
3) 1945 – конец
20 в. – расширение социальных
функций науки, изменение
4) Конец 20 –
начало 21 века – быстрый рост
интеграционных и
→ переход от дисциплинарной к проблемной организации науки как задача.
III. Наука и политика.
Проблема утечки кадров: самый продуктивный возраст в науке (25 – 50 лет) уходит в другие виды деятельности. США решали проблему за счет других стран → новые способы организации научной деятельности (например, командировки по миру после получения степени).
Функции науки в жизни общества.
(Лекция Л.Е.Яковлевой) Функции науки в обществе (М. Вебер).
1) разработка техники овладения жизнью и другими людьми, новые технологии;
2) новые методы мышления и навыки обращения с ними;
3) наука содействует
обретению ясности (мировоззрен
4) ученые как эксперты при принятии решений при управлении государством.
Влияние науки: например, достижения в физике дают усовершенствование средств коммуникации → мир становится единым целым, но люди перестают общаться с живущими рядом.
Нерациональные
элементы (верования, традиции) дают ощущения
дома, принадлежности к определенной
культуре; рациональных методов договориться
для жизни не хватает, наука перестает
удовлетворять потребность
Древняя Греция: путь к истинному бытию, в Возрождение – к истинному искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).
→ две позиции в философии:
а) культурологический сциентизм: наука – это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.
б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.
Общее: демонизация науки, объективная надличностная сила, улучшает или ухудшает положение человека.
13. Проблема рациональности. Научность и рациональность. Типы научной рациональности.
(Лекция Л.И. Яковлевой) Научная рациональность: в широком смысле = стиль мышления, в узком - логико-методологические представления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект → важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.
Рациональность (А. И. Ракитов, 1982 г.) – система правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей (и ценностей).
Компоненты рациональности:
1) идеалы и нормы обоснования, объяснения и описания;
2) идеалы организации знания.
В. С. Шевырев: два вида рациональности. Закрытая (с одной научной картиной мира, школа) и открытая (рациональная постановка цели, выход за пределы устоявшегося). Непонятно, почему ставится каждая новая цель и признается рациональной → обращение к культуре (Кун, Лакатос; Пуанкаре – принцип конвенционализма). У Куна – мистический скачок. Шевырев – связь типов рациональности с рассудочным мышлением (со строгими правилами, по заданной схеме) и разумным (регулируется идеями, то есть менее жестко).
Рассудочная рациональность лежит в основе западной цивилизации (цивилизация – схема, культура – другое, она может выйти за пределы существующего). На рассудочной рациональности основана жизнь общества: каждого человека можно и нужно научить профессии, определенным навыкам. Нет рациональных цивилизаций без религиозной основы; религия – первооснова познания.
(Лекция Шестаковой) Мишель Фуко (?): 1) Возрождение, 2) классический рационализм (16 – 18 вв.), 3) современный (с 19 в.). Разница между классическим и современным: в классическом все знание искало порядок, связи, стройность; в современном – отсутствие однородности; три измерения: физико-математические науки, философия (ищет общий принцип) и науку о языке, жизни и производстве; они пересекаются.
(Учебник Степина): Типы научной рациональности: 1) классическая (концентрация на объекте исследования и исключение всего, что относится к субъекту и его действиям, цель – получить объективное знание); 2) неклассическая (учитывает связи между знаниями об объекте и средствами получения знания, но не изучает эти связи специально); 3) постнеклассическая (учитывает и рассматривает все связи, в том числе соотносит познание с ценностями и целями).
Рационализм и иррационализм.
(Семинар Шестаковой) Это разные подходы к трактовке реальности. Гегель: мир устроен рационально (основа – мировой разум) → работают определенные законы, человек их может понять. Смысл истории – движение к свободе. Шопенгауэр: нет разумного основания бытия, это иллюзия, которую ищет человек, т.к. так проще жить. Основание мира – мировая воля (иррациональная воля к существованию; у Ницше – воля к власти); подлинная сущность мира непознаваема для разума, ориентироваться надо на интуицию (→ искусство ближе к истине, чем наука.).
(Ульянова Л. –Учебник Микешиной) Сегодня – трактовка иррациональности в связи с исследованием оснований и предпосылок знаний. Гегель впервые дает истолкование категорий рационального и иррационального как проявления диалектики рассудка и разума. Иррациональное лишается своей отрицательной оценки, понимается как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, как неосознаваемые грани самого разума, как новое, еще не отрефлексированное в науке. Т.о., водится новый параметр в научное знание, фиксирующий присутствие самого субъекта в знании и познавательной деятельности.