Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

Д. был одним из основателей классической механики. Именно им создано представление  о природе, как о гигантском механизме, приводимом в движение божественным "первотолчком”. Так метод Д. (универсальная  математика) соединялся с его метафизикой (учением о субстанциях).

Д. расщепляет всю действительность на объект и субъект. Субъект - носитель познаватель действия, объект - то, на что направлено действие. Субъектом  является мыслящая субстанция - "Я”.

Рационализм Д. основывается на том, что  он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.

Б. Спиноза (1632-1677).

Рационализм С. проявляется в представленной им трактовке процесса познания. Чувственное  представление - низший род знания. Достоверное знание возможно на стадии рассудка или разума - второй вид  познания. Деятельность рассудка связана  с оперированием общими понятиями, кот. отражают объективные свойства самих вещей (прежде всего - математические понятия). На их формирование опыт не оказывает влияния, они априорны. Вершиной достоверного знания является интуиция, которая связана с дедуктивным способом познания. Интуиция - форма целостного знания, постигающего всю мировую связь причин и следствий.

Творческая суть человеческого  духа проявляется тогда, когда она  действует из собственных глубин. Именно тогда он рождает верховную  идею - идею актуальной бесконечности. Эта идея кладет начало всем другим идеям и составляет самый глубокий фундамент достоверного знания.

Эта идея тождественна идее Бога, который  есть последняя основа бытия и  истинности. С этой точки зрения существование Бога более необходимо, чем существование самого многообразного мира. Все в мире управляется абсолютной необходимостью. человеческая воля неспособна что-либо изменить, т.к. душа - не субстанция, т.е. не самостоятельна.

Создал моническое учение о единой субстанции, которую называл богом  или природой. С. определяет субстанцию как причину самой себя, самосущетсвующей и самопознающей. Именуя ее богом  или природой, подчеркивает, что  это иной бог, чем в теологии. Он не есть личность и не творец природы. Это - безличная сущность, бытие как  начало и причина всего сущего. Бог - субстанция мира, первая причина  всех вещей и самого себя. Характеристики Бога - единственности, цельность, вневременности т простота. Бог - субстанция порождающая или производящая природу. Но взаимоотношения между этими двумя природами исключают понятие творения,  а только порождение.

В основе мира - одна субстанция, которая  содержит в себе решающие свойства, способные объяснить все многообразие мира и возможности его познания. Для объяснения этих процессов С. использует понятия Атрибуты и Модусы. Атрибуты - определяющие свойства субстанции, их может быть бесконечное количество. С. выделяет два - протяженность (материальность, суть вещи)  и мышление. Модус- единичное проявление субстанции. В качестве наиболее общих модусов протяженность выступают - движение и покой. Мышление: познавательная сторона всех явлений природы существует не менее объективно, чем эти самые предметы и явления. Происходит отождествление связей материальных , идеальных, логический и вещественных.

Г. Лейбниц (1646-1716).

Развивает учении о бытии в форме учения о субстанции. Полагал, что из протяжения могут быть выведены не физические свойства тел, а геометрические. Необходимо в субстанции предполагать такие свойства, из которых могут быть выведены основные физические характеристики тел. Вещи обладают собственным действием ? вещи - силы. Любая вещь - субстанция ? число субстанций бесконечно. Каждая субстанция - единица бытия - монада. Противопоставил учению Спинозы о единой субстанции концепцию множественности субстанций, которых он назвал монадами.

Монада - нечто простое, неделимое, но не материя, т.к. материя делима до бесконечности. Монады наделены влечением  и восприятием, что делает их подобными  человеческой душе. Т.е. Л. пришел к отрицанию  материи и замене ее бесконечным  собранием душ.

Бесчисленное множество монад  отражает не связано между собой  причиной и следствием, они "не имеют  окон”. И, хотя каждая монада отражает Вселенную, но это происходит не потому, что Вселенная воздействует на нее, а потому, что Бог дал ей такую  природу. Все существует в гармонии и создается видимость взаимодействия. Как субстанции монады независимы друг от друга, они не изолированы, в каждой монаде отражается вся совокупность монад. Сущность монады - деятельность, а не протяженность. Эту деятельность нельзя объяснить с помощью механической причины, она выражается в смене  внутренних состояний. Л. называл их душами - когда у них чувство, духами - когда у них есть разум. Низшие монады - минералы, затем растения, животные, человек, высшие - бог. Вся природа  одушевлена.

Материя не может быть субстанцией, т.к. она - протяженна, делима.

Л. ввел понятие предусмотренной  гармонии. Мир - живой и одушевленный, в каждом веществе - бесконечное  множество живых существ - монад. Монада - и душа и тело. Душа - цель тела, но цель внутренняя, то , к чему стремиться тело. По отношению к этой внутренней цели - тело - средство души. Отношения между душой и телом - отношения "предустановленной гармонии”.

Учении о монадах отразилось на теории о познании. "Перцепция” - бессознательное состояние монады. "Апперцепция” - сознание собственного состояния, рефлексия. Проявление рефлексии означает переход к познанию Эта способность свойственна не всем монадам, а только душам.  Для познания необходимы чувства. Всеобщность и необходимость - достояние ума, а не ощущений. В уме нет ничего, чего бы не было ранее в ощущениях, кроме самого ума. Врожденные идеи, существующие в уме, - задатки знания.

Учение о двух видах истины - истины факта и метафизические истины (вечные). Вечные истины отыскиваются с  помощью разума, не нуждаются в  оправдании при помощи опыта.  Истины факта открываются только посредством  опыта., не могут быть доказаны на основе только логических выводов.

32. Общая характеристика  западноевропейской философии эпохи  Просвещения.

Историческая и философская  наука характеризуют Просвещение  как эпоху безграничной веры в  человеческий разум, в возможность  перестройки общества на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над  средневековой схоластикой и  церковным мракобесием. Просвещение (17 — 18 век) тесно связано с Возрождением (13 — 15) и унаследовало от Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение  перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Однако, идеология Просвещения возникла на более зрелой стадии формирования капиталистического уклада и антифеодальной борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. Идеологи Просвещения поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу гражданское равенство, поэтому их критика была направлена не только против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии. Они выступили против всего феодального строя с его системой сословных привилегий.

XVII и XVIII века – это время  особых исторических изменений  в странах Западной Европы. В  этот период мы наблюдаем становление  и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в  чисто производственных целях  новые природные силы и явления:  строятся водяные мельницы, конструируются  новые подъемные машины для  шахт, создается первая паровая  машина и т.д. Все эти и  другие инженерные работы выявляют  очевидную потребность общества  в развитии конкретно-научного  знания. Уже в XVII веке многие  полагают, что “знание – сила”  (Ф.Бэкон), что именно “практическая  философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для  нас овладеть природой и стать  “господами и хозяевами” этой  природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш  разум. Если в эпоху Возрождения  принималось, что наш разум безграничен  в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом  стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное  для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и  главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества”  является “просветление умов”, просвещение  людей, приобщение их ко всем важнейшим  достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение  масс стала настолько характерной  для культурной жизни европейских  стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое  объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в  Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает  бога как творца всей живой и неживой  природы, но в рамках деизма жестоко  постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после  этого акта творения бог не вмешивается  в природу: теперь природа ничем  внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий  и процессов в ней следует  искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

И все же английское просвещение  было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие  от него французское просвещение  ориентировано не на аристократическую  элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле  этого демократического просвещения  зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая  бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого начинания  выступает Д.Дидро, а его ближайшим  соратником – Д.Аламбер. Статьи же для  этой “Энциклопедии” соглашались  писать самые выдающиеся философы и  естествоиспытатели Франции. По замыслу  Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые  философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых  давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного  религиозного мировосприятия. Все это  определило негативную реакцию церковной  элиты и определенного круга  высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так  и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины.

В Германии движение Просвещения связано  с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение  знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги  отмечали впоследствии и И.Кант, и  Гегель.

Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное  объяснение мира и построение системы  знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и  как математик, и как философ. И характеризуется он часто как  отец систематического изложения философии  в Германии (И.Кант). Работы свои писал  Х.Вольф на простом и доходчивом языке.

Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах  Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф  был избран членом многих академий Европы.

Кстати у самого Х.Вольфа учились  М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие  учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом  в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был  сторонником телеологического взгляда  на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая  характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью  бога: при сотворении мира бог все  продумал и все предусмотрел, а  отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался  сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно  отметить следующие важные моменты  в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности  науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения  идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о  возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления  о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как  достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется новое представление  об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и  техники, с научными открытиями и  изобретениями, с просвещением масс.

33.Социально-философские  учения 17-18 веков.

Семнадцатый век открывает следующий  период в развитии философии, который  принято называть философией нового времени. Начавшийся еще в эпоху  Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется  и углубляется в XVII веке.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"