Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка
1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14
Основная добродетель
Отрицательно относился
Регулирование политических отношений
посредством норм добродетели в
учении Конфуция резко противопоставляется
управлению на основе законов. «Если, –
подчеркивал он, – руководить народом
посредством законов и
В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.
Отрицательное отношение Конфуция
к позитивным законам (фа) обусловлено
их традиционно наказательным
Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.
Существенную социально-
Уже вскоре после своего возникновения
конфуцианство стало
Главным оппонентом конфуцианцев в вопросах методов и форм государственного правления была школа фа-цзя, или легисты-законники, основателем которой считается Шень Бухая (400-337 гг. до н. э.)1. Вопрос, вокруг которого строилось конфуцианское философско-правовое учение, а именно: «Как следует управлять людьми: на основе следования этикетным нормам поведения (ли) или на основе соблюдения жестких требований закона (фа) и наказаний?» — стоял и перед древнекитайскими легиста- ми. Они высказывались за приоритет закона.
Отправной точкой размышлений легистов была уверенность в изначально злой природе человека. Пытаясь дать определение «дурной» и «злой» природе человека, легисты высказывали мнение, что человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а поскольку общество состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистических интересов.
В такой ситуации единственной регулирующей и гармонизирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин). Порядок в государстве может осуществляться не на основе конфуцианских призывов следовать давнему чжоусскому этикету (ли), а лишь всеобщему жесткому повиновению закону, обращенному в настоящее и будущее. Метод, предлагаемый для этого легистами, достаточно прост: за хорошие, законопослушные поступки — поощрение, за дурные, посягающие на государственность - наказание. При этом легисты неоднократно подчеркивали, что лучше наказать несколько невиновных, чем пропустить одного злодея.
В рамках легистского учения было выработано и высказано несколько идей, вошедших в теорию и практику всей последующей китайской правовой культуры:
во-первых, обоснована необходимость
контроля и вмешательства государства
в экономику, и, прежде всего, в земледелие,
являвшееся основой древнекитайской
цивилизации и
во-вторых, введена принципиально
новая система кадрового
в-третьих, развиты идеи равенства всех перед законом. «Наказания не знают рангов знатности. Для всех, начиная от помощников правителя и его военачальников вплоть до простых людей, имевших заслуги в прошлом, но затем проштрафившихся, наказания не должны смягчаться. Для совершивших добродетельный поступок в прошлом, но затем допустивших проступок, нужно употреблять закон»;
в-четвертых, легисты выступили с теоретическим обоснованием положения о важности смещения временных приоритетов (ценностей). Легисты исходили из общекитайской мировоззренческой картины, где «золотой век» оказывается далеко в прошлом. Но, в отличие от конфуцианцев, которые всячески приветствовали подражание и следование прошлому, легисты говорили, что «управлять живущим в настоящее время народом нельзя на основе методов покойных правителей».
Таким образом, легизм это философское
обоснование сильной
Греческая античная философия сформировалась в VII—VI вв. до н. э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Четыре основных этапа:
1. Первый этап (от формирования
собственно греческого
2. Второй этап — приблизительно
с половины V в. и существенная
часть IV в. до н. э.— классический.
Он характеризуется влиянием
и деятельностью Сократа,
3. С установлением гегемонии
Македонии и с упадком (как
экономическим, так и
4. Начало четвертого, заключительного
этапа в развитии античной
философии (I в. до н. э.— V—VI
вв. н. э.) приходится на период,
когда решающей силой
В древнегреческой философии
Вопрос о первоначалах бытия и все сопряженные с ним философские проблемы продолжают решать древние атомисты — сначала Левкипп и Демокрит (V IV вв. до н.э.), позже их последователи — Эпикур и эпикурейцы. Бытие, предполагали атомисты, невозможно делить до бесконечности. Должен быть неделимый
предел. У вещества это атомы. У пространства это амеры (т.е. атомы, или кванты, пространства). У времени это хрононы (т.е. атомы, или кванты, времени). Атомы одновременно воспринимались и в философском, и в чисто научном смысле: как неизменная, однородная, неделимая причина всех вещей (бытие) и в то же время как сущность вещей — то, из чего они состоят. Таким образом, парменидовская идея неизменности бытия ими была поставлена, так сказать, на физическую основу.
Согласно теории Демокрита, все
вещи построены из атомов и пустоты,
которая находится между ними.
Атомы неодинаковы. Они различаются
по весу, форме и расположению. Атомы
движутся и сцепляются друг с другом.
Из таких устойчивых сцеплений образуются
стихии (огонь, воздух, вода, земля —
первичные образования), а затем
различные тела. Все движения тел
обусловлены строгой
Душа человека тоже атомарна. Но это атомы особого рода. После смерти они рассеиваются: атомисты считали, что «душа смертна и гибнет вместе с телом». Всевозможные комбинации атомов образуют материальную Вселенную. Она бесконечна в пространстве и времени, в ней существует множество различных миров. Объяснялось это тем, что бытие атомов как сущностей не имеет ни начала, ни конца.
Необходимо отдать должное древним
атомистам, которые при отсутствии
какой-либо экспериментальной и
теоретической (в математическом смысле)
базы смогли чистым умозрением осознать
идею атомарности вещества. И хотя
в XX столетии физики стали склоняться
к концепции континуальной
Неординарны представления Демокрита
и о жизненных ценностях
для человека, которое и есть счастье, заключается в гармонии, невозмутимости, благом состоянии духа и твердости души. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, — говорит философ, — но правота и многосторонняя мудрость». Демокрит не признает материальные идеалы и блага. Его этический идеал — мудрый человек гуманного, уравновешенного характера, предпочитающий блага духовные.
В вопросе государственного устройства Демокрит был сторонником демократии. «Интересы государства превыше всего». Жители обязаны следовать закону. Но вместе с тем и государство обязано заботиться о народе, прежде всего о бедных. Большое значение философ придавал активному участию граждан в общественных и государственных делах.
В V в. до н.э. начинается расширение проблематики древнегреческой философии. Если ранее в центре внимания философов находились проблемы бытия, космоса и физиса, т.е. преобладала натурфилософия, то софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продаж и др.) выдвигают па первый план проблему человека как члена общества. В этом их объективная заслуга. Но сами взгляды софистов подвергались резкой критике со стороны древних и современных философов, которая имела под собой веские основания.
Слово «софистэс» переводится как мастер, мудрец, знаток. Первыми начав за деньги обучать всех желающих философии и сопутствующим дисциплинам (риторика, политика, воспитание и т.д.), они считались «учителями мудрости». Но их мудрость не была подлинной. Их интересовала пе истина сама по себе, а выгода от доказательства нужного положения — на собрании, в суде, в споре. Поэтому в последующем слово «софист» приобрело негативное значение.
Главный постулат философии софистов был выдвинут Протагором. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Что это означает и предполагает? Во-первых, все в мире относительно. Во-вторых, мера относительности — человек. В-третьих, представления, знания и этические идеалы самого человека тоже относительны. Такая абсолютизация условности, относительности бытия и его познания называется крайним релятивизмом.