Шпаргалка по "философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 302.86 Кб (Скачать файл)

Субъективный характер времени и пространства объясняется  тем, что всем людям во всех поколениях присущи якобы одни и те же представления  о них.

Но наука XX в. опровергла кантовские аргументы:

— объективные формы времени и пространства изменяются и зависят от движения и материи;

— субъективные представления о времени и пространстве различны у людей разного возраста, образования и т. п.

Но хотя идея Канта  об априоризме и ошибочна, в ней  есть рациональное зерно. Индивидуальные формы сознания человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, выработаны исторически всеми, но никем в  отдельности. По отношению к индивидуальному  опыту априорными могут быть не только формы чувственного познания, но и  формы работы рассудка — категории.

2. Рассудок является второй ступенью познания.

Если предмет  нам дается посредством чувственности, то мыслится он посредством рассудка. А познание может совершиться  лишь благодаря их синтезу. Орудием  рассудочного познания являются категории. Разные явления накладываются на сеть категорий, придающих нашим  знаниям уже не эмпирически-случайный, а необходимый, всеобщий научный  характер.

Согласно Канту, рассудок не открывает законы природы, а диктует их природе. Познавательная способность и единство категорий, согласно Канту, имеют своим источником не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство самосознания.

3. Разум — высшая ступень познавательного процесса.

Разум, по словам Канта, не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно — через  рассудок.

Основные идеи разума, которые Кант называет принципами, выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.

59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ

Одним из основных направлений  философской мысли конца XIX —  начала XX вв. являлось неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта, развивая при этом ее в новых условиях.

Неокантианство  — философское течение, распространенное в основном в Германии, связанное  с именем Канта и его критицизмом.

Основные  идеи неокантианства:

— понимание философии исключительно как критики познания;

— ограничение познания сферой опыта и отказ от притязаний онтологии на статус научной дисциплины;

— признание обусловливающих познание априорных норм.

Наиболее яркое  выражение неокантианство получило в двух немецких школах:

— марбургской;

— баденской (фрейбургской).

Марбургская школа. Основные имена: Герман Ко-ген (1842–1918); Пауль Наторп (1854–1924); Эрнст Кассирер (1874–1945).

Представители марбургской школы определяли предмет познания не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как субъект, который формируется в прогрессирующем опыте и заданный первоначалом бытия и познания.

Цель философии  неокантианства — творческая работа созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту  работу в ее чистом законном основании  и в этом познании обосновывает.

Коген, возглавлявший школу, считал, что мышление порождает не только форму, но и содержание познания. Коген определяет познание как чисто понятийное конструирование предмета. Познаваемую действительность он объяснял как «переплетение логических отношений», заданное подобно математической функции.

Наторп вслед за Когеном лучшим примером научного знания считает математический анализ.

Кассиер так же, как и его коллеги из марбургской школы, отказывается от кантовскихаприорных форм времени и пространства. Они становятся у него понятиями.

Он заменил две  кантовские сферы теоретического и  практического разума на единый мир  культуры.

Баденская школа. Основные имена: Виндельбанд Вильгельм (1848–1915); Риккерт Генрих (1863–1936).

Основные вопросы, которые решали представители данной школы, касались проблем специфики  социального познания, его форм, методов, отличия от естественных наук и т. п.

Виндельбанд и Риккерт предложили тезис о наличии двух классов наук:

— исторических (описывающих неповторимые, индивидуальные ситуации, события и процессы);

— естественных (фиксирующих общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств).

Мыслители считали, что познающий разум (научное  мышление) стремится подвести предмет  под более общую форму представления, откинуть все ненужное для этой цели и сохранить лишь существенное.

Основные особенности  социально-гуманитарного знания, по мнению философов баденской школы:

— его конечным результатом является описание индивидуального события на основе письменных источников;

— сложный и опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники;

— объекты социального знания неповторимы, не подвластны воспроизведению, часто уникальны;

— оно целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых является философия.

60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ

Позитивизм — философское направление, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, позитивного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Мыслители позитивизма  считают, что любое подлинное  положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных  специальных наук и их синтетического объединения. Главный лозунг позитивизма: каждая наука — сама себе философия.

Основные представители: Огюст Конт (1798–1857); Джонс Стюарт Милль (1806–1873); Герберт Спенсер (1820–1903); Эрнст Мах (1838–1916).

По мнению Конта, человек должен стремиться к тому, чтобы, комбинируя наблюдения и эксперименты с рассуждениями, познать действительные законы явлений. При этом, считал Конт, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Конт разработал классификацию наук: математика (включая  механику); астрономия; физика; химия; биология; социология.

Спенсер в своей  гносеологии примиряет эмпиризм с априоризмом. Все знание он делит  на три вида:

— обыденное (необъединенное);

— научное (частично объединенное);

— философское (полностью объединенное). Философию Спенсер делит:

— на общую (служит объяснению главных понятий);

— на специальную (согласует основные понятия с опытными данными).

Эрнст Мах подверг  анализу понятие «заблуждение»  и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного мышления.

Неопозитивизм —  одно из главных направлений западной философии в 30–60-е гг. ХХ в., последний  этап развития позитивизма.

Основные мыслители: Карнап, Франк, Шлик, Ней-рат, Рейхенбах и др.

Неопозитивизм исследовал важнейшие проблемы методологии  науки, связанные с получением истинного  знания: проблема соотношения чувственного и рационального в познании; проблемы факта; проблемы веры; проблемы познания и творчества; проблемы логики познания; проблемы логики роста знаний и др.

Главными предпосылками  всякого познания неопозитивизм  считал события и факты, т. е. «чувственные данные», находящиеся в сфере сознания субъекта.

Интересной особенностью данного течения является то, что  он принципиально отождествил объект с теорией объекта. Это тут  же сняло вопрос о существовании  объективного мира как предмета, философского познания и приводило к замыканию  философии лишь на познавательной проблематике логики и логического языка, тем  более что логико-математический язык традиционно считался образцом достоверного знания.

Другой принципиальной особенностью являлась замена понятий  «объективный факт» на «научный факт».

Научный язык в логическом позитивизме строится так: из первичных  атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут  быть:

— истинными;

— ложными;

— бессмысленными.

Бессмысленные предложения, по мнению Карна-па, не являются предложениями в собственном смысле слова, но лишь напоминают их по форме.

Любые философские  предложения, по мнению Кар-напа, также являются бессмысленными высказываниями, потому что они не могут быть проверены путем сведения к атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной «факт».

61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ

Прагматизм —  философское воззрение, видящее  наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в  зависимость от того, является ли оно  действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914) — американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, стал родоначальником прагматизма.

Философские воззрения  Пирса сочетают в себе две противоположные  тенденции:

— позитивистскую (эмпирическую);

— объективно-идеалистическую.

Пирс отрицал  врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость».

Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным  и опровержимым, гипотетичным. Такое  положение относится не только к  обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами.

Уильям  Джемс (1862–1910) — американский философ и психолог, один из ярчайших представителей прагматизма.

В теории познания Джемс  признает исключительную значимость опыта. В своих работах он, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал, исследует  конкретное:

— факты;

— действия;

— поведенческие акты.

Противопоставляя  рационалистический и эмпирический методы, он создал учение, названное  радикальным эмпиризмом.

Согласно Джемсу, истинность знания определяется его  полезностью для успеха наших  поведенческих актов, поступков. Джемс  превратил успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в  само содержание понятия истины: у  мыслителя истина открывает смысл  нравственной добродетели, а не полноту  смысловой информации об объекте  познания.

Прагматисты, не исключая Джемса, обвиняли всю прежнюю философию  в отрыве от жизни, абстрактности  и созерцательности. Философия, по мнению Джемса, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения проблем, встающих перед  людьми в различных жизненных  ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий.

По словам Джемса, мы действительно имеем дело с  тем, что переживается в нашем  опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное.

Любые объекты познания формируются нашими познавательными  усилиями в ходе решения жизненных  задач. Цель мышления — это выбор  средств, которые необходимы для  достижения успеха.

Джон Дьюи (1859–1952) — американский философ, один из интереснейших представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни.

Согласно Дьюи, познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории — ее практическая целесообразность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.

62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ

Метод — в философии и науке, а также в практической деятельности обозначение планомерного способа достижения определенной цели, определенный способ и образ действия.

Познание своей  целью считает получение полного, исчерпывающего знания о каком-либо предмете или явлении. Такое знание в философии называется истиной.

Истина — это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.

Философия с точки  зрения теории познания делит истину:

— на абсолютную;

— относительную.

Информация о работе Шпаргалка по "философии"